Конспект урока физики 7 класс
Тема: Повторение и обобщение знаний, полученных в курсе
физики 7 класса
Форма проведения: урок-игра «Звездный час»
Подготовила:
Юрченко О.В., учитель физики
ГБОУ «Войковская школа Амвросиевского м.о.»
Ход урока
I. Вводное слово учителя.
Дорогие ребята! За окнами – последний весенний месяц – май! А это значит, что заканчивается учебный год. Пора подвести итоги… Итоги по математике, русскому языку и, конечно, по физике. Надеюсь, что вам было комфортно на уроках, вы узнали много нового. Было трудно, но многие из вас упорно преодолевали эти трудности. Физика стоит таких усилий! Потому что современная физика является основой атомной энергетики и реактивной техники, достижений космоса и инфракрасной, полупроводниковой и ультразвуковой техники, ускорителей элементарных частиц и электрификации страны. Физика больше, чем какая-либо другая наука о природе, проникла в тайны строения вещества: в микромир и мегамир. Именно физика дала человечеству мощнейшие источники энергии.
Как сказал академик С. И. Вавилов: «В наше время стало понятнее, чем когда-либо ранее, что физика является фундаментом ряда основных и наиважнейших разделов техники. Любое механическое устройство… – от топора до сложнейшего станка – есть результат стихийного или осознанного применения физических законов». Тот, кто хочет знать о физике больше, чем учитель рассказывает на уроке и дает учебник, кто хочет понимать причины различных явлений в физическом мире, кого интересует роль физики в современном мире, должен много думать, читать, соображать!
Наука – одно из высших проявлений человеческих возможностей, показатель того, на что вообще способен наш интеллект. И если природа действительно создала человека, чтобы через него себя понять, восхвалить, пропеть себе гимны (отчего бы не так?), то, согласитесь, наука – лучшее из того, что имеется для достижения этой цели. Мы люди, и человеческое в нас – неистребимая радость познания. Она влечет все дальше вперед по неизведанным дорогам открытий. Сегодня мы подведем итог изучения физики – в чем-то серьезный, в чем-то не очень… и попытаемся заглянуть в будущее…
II. Проведение игры «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС». Тема: ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
1. Объявление правил проведения игры.
Правила игры подобны тем, которыми регулировалась некогда популярная передача на ТВ «Звездный час».
Подготовить:
1. Оформление передней стены класса – нарисованные и вырезанные фигурки; большой плакат, на котором написано высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «У каждого человека свои звезды. Одним – тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других – они просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решать»; подготовить дистанции с горизонтальной разметкой и разметкой по числу заданий на весь конкурс; сигнальные карточки, «звездочки», демонстрационный стол, на котором расположены физические приборы. На экране проецируются задания с помощью мультимедийного проектора. Подобрать музыкальное оформление – при смене туров; для награждения – торжественная мелодия.
2. Правила.
а) В игре принимают участие учащиеся 7 класса (6 человек). Количество участников и число конкурсов зависит от количества учащихся в классе. Площадку, где проходит мероприятие, делим четырьмя горизонтальными линиями. Участники выстраиваются на старте, помощники (добровольные, выбранные участниками из числа своих товарищей или старшеклассников) располагаются за ними на расстоянии.
б) Каждому участнику раздают сигнальные карточки, на которых написаны цифры от 1 до 6 с двух сторон: с их помощью жюри будет получать от игроков информацию о выбранных ответах.
в) Жюри занимает свои места. Задача членов жюри состоит в том, чтобы четко и аккуратно вести подсчет правильных ответов (правильные ответы предоставляются членам жюри на специальном бланке); один из членов жюри в специальные ячейки добавляет «звездочку» участнику и ведет их учет и всегда готов назвать, у кого из участников максимум и минимум «звездочек».
г) Игра проходит в три тура. После каждого тура один участник выбывает из игры, получая при этом приз. В результате в финал выходят двое, и там определяется победитель. Каждый участник, правильно ответивший на вопрос или выполнивший задание, делает шаг на следующую линию и получает «звездочку». Кто придет на финальную линию, выходит в следующий тур, но по-прежнему отвечает на вопросы, «набирая» себе «звездочки». Кто остался на последней линии – выбывает из игры. Если после тура на передней – финальной – линии оказалось несколько человек, считаем «звездочки», и выбывает тот, у кого их меньше.
д) Помощники (старшеклассники) имеют право ответить на вопрос, если игроки в затруднении; если они отвечают правильно, то этим добавляют «звездочку» своему участнику; если же они не ответили на три вопроса, то из игры выбывают. А также, если подсказка последовала вразрез с правилами, то жюри удаляет помощника с поля до конца игры.
е) На обдумывание ответа предоставляется 5–20 с (используем таймер на мобильном телефоне или секундомер).
ё) По количеству предлагаемых во всех турах «Звездного часа» вопросов мы устанавливаем максимальное число N «звездочек», которые участник вместе с помощником может набрать в ходе игры. Оно равно числу n вопросов, умноженных на 2, то есть N = n ∙ 2. Кто набирает такое количество «звездочек», получает суперприз.
ж) Для того чтобы стать участником игры, претенденты (учащиеся) проходят конкурс: они должны написать стихотворение о физике – физических явлениях, законах и т. п., или сделать рисунок, в котором отображена тема конкурса «Физические явления» в быту или природе. Победители конкурса и принимают участие в игре.
2. Ход игры.
Первый тур
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ (время на обдумывание – 10 с)
На слайде изображены условные обозначения физических величин, которые изучаются (или упоминаются) при изучении курса физики 7 класса:
1. t 4.
2. A 5. V
3. m 6. λ
Вопросы участникам игры:
1. Физическая величина, которая может быть определена по известной плотности и объёму тела… (масса – m).
2. Она характеризует
Быстроту движения,
Но при этом имеет
Своё направление. (Скорость – .)
3. Расстояние между двумя соседними гребнями волны называется… (длиной волны – λ).
4. Потехе – час, а делу – … (время – t).
5. Физическая величина, которая может быть измерена с помощью мензурки.
6. Физическая величина, которая может быть как положительной, так и отрицательной, и даже равной нулю. Она равна произведению силы на путь, пройденный под действием этой силы. (работа – А.)
По истечении времени на обдумывание каждый участник должен поднять карточку с номером, соответствующим, по его мнению, номеру ответа на поставленный вопрос. Жюри ведет учет и следит за перемещением участников по дистанции.
Второй тур
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ (время на обдумывание – 10 с)
На демонстрационном столе выставлены физические приборы: весы, термометр медицинский, динамометр, термометр лабораторный, мензурка. Под каждым – трафаретка с номером.
После оглашения вопроса все участники должны поднять карточки с номерами, под которыми, по их мнению, находится правильный ответ.
Спидометр
Рычажные весы
Термометр медицинский
Мензурка
Динамометр
Термометр лабораторный
Вопросы участникам игры:
1. Прибор для измерения температуры тела человека.
2. Прибор для измерения массы вещества.
3. Прибор для измерения объёма жидкости.
4. Прибор для измерения объёма небольшого по размерам твердого тела.
5. Прибор для измерения температуры воды при выполнении лабораторной работы по физике.
6. Прибор для измерения скорости автомобиля.
Третий тур
ЧТО ГЛАВНОЕ – ШКАЛА! (время на обдумывание – 15 с)
На слайде изображена шкала термометра. Участники должны ответить на вопросы, получив необходимую информацию из рисунка. После оглашения вопроса все участники должны поднять дощечки, на которых мелками написан ответ. Вопросы участникам игры: 1. Какова цена деления шкалы этого термометра? 2. Какова погрешность измерения этой шкалы? 3. Каков нижний предел измерения? 4. Каков верхний предел измерения температуры? 5. Каковы показания этого термометра? | |
Четвертый тур
«НЕПРАВИЛЬНАЯ» ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ
(время на обдумывание – 10 с)
На слайде записана последовательность действий при измерении физической величины. Но в записи некоторые действия находятся не на «своих» местах. Какие карточки нужно поменять местами? Участники игры через 10 с должны показать, какие изменения нужно произвести в порядке расположения карточек, чтобы «цепочка» получилась. Для этого они располагают сигнальные карточки в нужном порядке.
1. На слайде записана последовательность действий при измерении массы тела:
№ 1 № 2 № 3 № 4
Правильный ответ: № 2, № 1, № 3, № 4.
2. На слайде записана последовательность измерения температуры тела больного человека:
№ 1 № 2 № 3 № 4
Правильный ответ: № 3, № 2, № 1, № 4.
Финал
Финальное задание мы предлагаем в такой форме – финалисты (привлекая своих болельщиков) должны привести примеры четверостиший или слова (куплеты) из песен, в которых упоминается о всевозможных физических явлениях. Начинает тот, у кого меньше «звездочек». Побеждает тот участник, который приведет больше примеров.
В конце финала – награждение победителя. Победитель получает сладкий приз.
III. Проведение соревнования малых групп.
Учитель. Движение – это жизнь! Объявляю начало соревнования малых групп. Работая в команде, вы узнали характер друг друга, уровень сообразительности, а теперь проверим, насколько вы внимательны, как дружно умеете реагировать на сигналы. В общем, «вспомним детство»…
Играющие строятся в две шеренги, одна против другой на расстоянии 8–15 шагов. Ведущий (или учитель) становится между шеренгами сбоку. В руках у него два кружка (на палочке): один желтого цвета, а второй с одной стороны красного цвета, с другой – зеленого – это и есть «светофор».
Ведущий (читает ребятам стихи).
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться… (опасно).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь… (открыт)».
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для… (движенья).
С. Михалков
Слова, поставленные в скобках, произносят все ребята хором. таким образом, эта игра еще и веселая, увлекательная.
Затем ведущий показывает зеленый кружок «светофора». Увидев его, все начинают маршировать на месте. Если ведущий покажет кружок желтого цвета – хлопают в ладоши, а увидев кружок красного цвета, – стоят неподвижно. Тот, кто ошибется и неправильно выполнит движение, делает шаг вперед и продолжает играть уже вне общего строя. Движения на сигналы должны выполнять все играющие. Кто не выполнит, значит, он ошибся и должен сделать шаг вперед. За ошибку считается даже попытка к неправильному движению. Ведущий меняет сигналы произвольно и в разном темпе.
Игра длится 5–8 минут. Кто остался в итоге стоять на месте, тот и выиграл. Ребята, сделавшие несколько шагов вперед, считаются проигравшими. В какой группе останется больше ребят на месте в конце игры, та и выиграла.
IV. Подведение итогов.