СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Имя прилагательное" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОНЗ, 4 класс, программа "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Имя прилагательное" 4 класс»

Конспект урока

Класс 4, УМК «Школа России»


Тема: «Падеж имени прилагательного»


Цель урока – сформировать умение определять падеж имени прилагательного, изменять имена прилагательные по падежам.


Задачи урока:

  1. актуализировать знания о роде, числе имён прилагательных; о склонении имён существительных.

  2. «открыть» алгоритм действий определения падежа имени прилагательного

  3. тренировать умение склонять имена прилагательные


Предметные результаты:

  • умение определять падеж имен прилагательных;

  • умение изменять прилагательные по падежам.


Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  • понимать информацию, представленную в виде таблицы;

  • поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: формулирование цели урока, самопроверка

Личностые УУД: эстетическое воспитание

Виды организации: фронтальная, индивидуальная,

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл.1 ч. (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), презентация.





Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

Как вы понимаете вторую строку?

Я вас правильно поняла? Талант не принесёт пользы, если его не развивать?

- Тогда давайте развивать свои таланты в русском языке.

Приветствуют, садятся.

Слушают






Талант нужно развивать. Только обсуждая, сможет получиться урок.





2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. И словарное слово: тАлант.

Поставьте ударение и подчеркните букву безударного гласного звука.

-Сверьтесь с экраном. Молодцы.

К какой части речи относится данное слово? Определите род, число, падеж.


Какое окончание?

Сергей Есенин тоже обладал талантом, он написал стихотворение «Береза». Предлагаю Вам записать четверостишие под диктовку.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

Сверьте записанное четверостишие со слайдом.

Найдите в четверостишии имена существительные, определите падеж.

Открывают тетради, записывают число, классная работа, талант.


Ставят ударение на вторую «а», первую «а» подчеркивают.



Слово талант это имя существительное

Имеет мужской род, единственное число. Нулевое.






Сначала слушают, затем записывают.







Проверяют.


Береза (И.п.), окном (Т.п.), снегом (Т.п.), серебром (Т.п.), ветках (П.п.), каймой (Т.п.), кисти (И.п.), бахромой (Т.п.).

3.Выявление места и причины затруднения.

Найдите имена прилагательные в четверостишии, подчеркните их волнистой линией. От каких слов они зависят?

Докажите.





Определите их род и число.



В каком падеже стоят имена прилагательные?

Белая, пушистых, снежною, белой.


От имен существительных

Береза (какая?) белая, на ветках (каких?) пушистых, каймой (какой?) снежною, бахромой (какой) белой.

Белая (ж.р., ед.ч.), пушистых (мн.ч.), снежною (ж.р. ед.ч.), белой (ж.р. ед.ч.).

В том же, что и имена существительные/Мы не знаем/

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте цель урока.


Давайте проверим ваши предположения и узнаем, кто прав. Откройте учебник на стр. 10. Внимательно посмотрите на таблицу.

Изменяются ли имена прилагательные по падежам, т.е. склоняются?

От какой части речи зависит падеж имени прилагательного?

Сделайте вывод, как определить падеж имени прилагательного.




Давайте обобщим предыдущие темы тоже. Не только падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, а еще и ..?


Молодцы.

Научиться определять падеж имён прилагательных.




Открывают учебник на стр.10, читают таблицу.


Имена прилагательные склоняются


От имени существительного


Нужно определить падеж у имени существительного, которое связано по смыслу с именем прилагательным.

Имя прилагательное стоят в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

5.Реализация построенного проекта.

Вернемся к нашему четверостишию, определите падеж имен прилагательных.

Белая (И.п.) береза (И.п.), пушистых (П.п.) ветках (П.п.), снежною (Т.п.) каймой (Т.п.), белой (Т.п.) бахромой (Т.п.).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вернемся к нашей таблице на стр.10. Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

Прил. в ед. ч. м.р.и ср.р. в Р.п. его/ого, Д.п. ему/ому, Т.п. им/ым, П.п. ем/ом имеют одинаковые окончания; Прил. в ед.ч. ж.р. в Р.п., Т.п., П.п. имеют одинаковые окончания ей/ой.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Стр.11 упр.17 выполняем все словосочетания. (Один у доски). Не забудьте выделить окончания.













После записи сверяются с доской.

Записывают, склоняя имя существительное с именем прилагательным.

Овощной суп И.п.- овощного супа Р.п. – овощному супу Д.п.- овощной суп В.п.– овощным супом Т.п.– об овощном супе П.п..

Ночное небо И.п. – ночного неба Р.п.- ночному небу Д.п. – ночное небо В.п. – ночным небом Т.п. – о ночном небе П.п.

Земная кора И.п. – земной коры Р.п. – земной коре Д.п. – земную кору В.р. – земной корой Т.п. – о земной коре П.п.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Каждый ряд должен просклонять свое словосочетание. Первый ряд: угловой диван, второй ряд: большое облако, третий ряд: золотая рыбка.

Не забудьте выделить окончания.




Сверьтесь с доской. У кого нет ошибок, то поставьте на полях «5», у кого 1-2 ошибки – «4».




И.п.- угловой диван, Р.п.- углового дивана, Д.п. – угловому дивану, В.п.- угловой диван, Т.п. – угловым диваном, П.п. – об угловом диване.

И.п. - большое облако, Р.п. – большого облака, Д.п.- большому облаку, В.п. -большое облако, Т.п. – большим облаком, П.п.- о большом облаке.

И.п. - золотая рыбка, Р.п. – золотой рыбки, Д.п. – золотой рыбке, В.п. – золотую рыбку, Т.п. – золотой рыбкой, П.п. – о золотой рыбке.

9.Рефлексия учебной деятельности

Как определить падеж имени прилагательного?




Какую цель мы ставили на урок?


Кто достиг цели, то похлопайте.

Что на уроке вызвало затруднение?



У кого сегодня получилось стать чуть талантливее в русском языке – похлопайте.

Молодцы.

Спасибо за урок.

Нужно определить падеж у имени существительного, которое связано по смыслу с именем прилагательным.

Научиться определять падеж имён прилагательных.

Хлопают


На уроке вызвало затруднение склонение имён прилагательных/ Письмо диктанта.




Хлопают