Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунная регуляция организма.
Цель: разобрать понятие иммунитет и осмыслить его значение; развивать самостоятельность и познавательный интерес; умение выделять главное и логически излагать свою мысль; работать коллективно; воспитание здорового образа жизни
Оборудование и материалы: таблицы иммунитет, кровь
Тип урока: изучение нового
Базовые понятия и термины: лейкоциты, фагоциты, Е-лимфоциты, интерферон, антиген, антитело, лечебная сыворотка, вакцина, приобретенный и врожденный иммунитет, естественный и искусственный иммунитет
Структура и содержание урока
I Активизация мыслительной активности учащихся
Постановка проблемы
Почему сегодня важно всем знать и понимать, что такое иммунитет? Компетентны ли вы в этом вопросе? В процессе беседы выяснить знания учащихся и пояснить важность и серьезность понимания этого вопроса.
II Изучение нового материала
Предлагается творческая работа в малых группах. Работая с текстом учебника и с дополнительным материалом(выдать заранее на парты тексты по пониманию иммунитета) Учащиеся прорабатывают свой вопрос и составляют опорный конспект
Задания для 1 группы: Что такое иммунитет? Какой вклад внес Луи Пастер в разработку методов борьбы с инфекционными болезнями?
Задания для 2 группы: Обобщите понятие клеточного иммунитета. Какой вклад внес Мечников в развитие клеточного иммунитета?
Задания для 3 группы: В чем сущность гуморального иммунитета. Какой вклад внес немецкий ученый П. Эрлих в разработку этого вида иммунитета?
Задания для 4 группы: Определите понятия иммунитета и в чем отличия врожденного и приобретенного иммунитета. Для чего вырабатывают у человека искусственный иммунитет?
Обсуждения результатов изучения.
На доске написан девиз «Я слышу – я забываю, я вижу –я запоминаю, я делаю – я понимаю ».
Учитель напоминает смысл этой китайской пословицы. От каждой группы выходит один или два ученика и устно рассказывают, а двое других пишут короткий опорный конспект на доске. Остальные пишут конспект в тетрадь. Класс слушает и задает вопросы и учитель корректирует ответы.
В результате на доске вырисовывается приблизительно такой конспект
ИММУНИТЕТ
Способность организма защищать целостность и
биологическую индивидуальность организма


защищает организм от защищает организм от защищает организм от
инфекционных болезней токсических веществ перерожденных собственных
клеток
Луи Пастер предложил метод пастеризации продуктов, чтобы не заразиться микробами
![]()
![]()
![]()
КЛЕТОЧНЫЙ ИММУНИТЕТ
Лейкоциты (фагоциты) Т- лимфоциты уничтожают только
Фагоцитоз любых микробов определенные микроорганизмы
И. И. Мечников - автор клеточного иммунитета
![]()
![]()
![]()
ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ
Белок крови интерферон Белок крови антитело
Уничтожает все микроорганизмы Уничтожает определенные
и их токсины возбудители
П. Эрлих – автор гуморального иммунитета
В 1908 году им обоим была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины.
ИММУНИТЕТ
Естественный Искусственный




врожденный и приобретенный активный и пассивный
«Подумайте»
Почему не образуется иммунитет к таким болезням как5 грипп, бронхит, ангина, спид.
Почему люди с достаточно сильным иммунитетом не болеют или редко болеют гриппом и ангиной.
Вспомните, что такое регуляция организма и чем она обеспечивается. Учащиеся вспоминают о единстве нервной и гуморальной регуляции. К этим регуляциям мы добавим иммунную.
III Обобщение и закрепление материала.
Иммунитет – форпост здоровья
Иммунитет и его состояние нуждается в особом внимании, поддержании и профилактике, а при необходимости в грамотном и своевременном лечении, так как иммунная система выполняет особую, не свойственную никакой другой системе функцию – защиты и сохранения здорового организма. И хотя запас прочности иммунитета достаточно велик, при возникновении нарушений в его функции, нельзя откладывать диагностику и лечение возникших проблем, так как последствия могут быть самыми непредвиденными.
Заполнить таблицу, вспоминая пройденный материал
Регуляция | Органы и системы органов |
Нервная | Центральная: головной и спинной мозг и периферическая нервы. |
Гуморальная | Кровь, железы внешней и внутренней секреции, гормоны |
иммунная | Центральная: красный костный мозг, вилочковая железа. Периферическая: селезенка, миндалины, лимфатические сосуды, аппендикс
|
Домашнее задание: проработать текст учебника и записи, подготовить сообщение об инфекционных заболеваениях.