СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "ИММУНИТЕТ. ВИДЫ ИММУНИТЕТА, ИММУННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность понимания иммунитета трудно переоценить, поэтому у учащихся необходимо воспитать понимание его сохранения и приобретения

Просмотр содержимого документа
«Урок "ИММУНИТЕТ. ВИДЫ ИММУНИТЕТА, ИММУННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА"»

Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунная регуляция организма.

Цель: разобрать понятие иммунитет и осмыслить его значение; развивать самостоятельность и познавательный интерес; умение выделять главное и логически излагать свою мысль; работать коллективно; воспитание здорового образа жизни

Оборудование и материалы: таблицы иммунитет, кровь

Тип урока: изучение нового

Базовые понятия и термины: лейкоциты, фагоциты, Е-лимфоциты, интерферон, антиген, антитело, лечебная сыворотка, вакцина, приобретенный и врожденный иммунитет, естественный и искусственный иммунитет

Структура и содержание урока

I Активизация мыслительной активности учащихся

  1. Постановка проблемы

  2. Почему сегодня важно всем знать и понимать, что такое иммунитет? Компетентны ли вы в этом вопросе? В процессе беседы выяснить знания учащихся и пояснить важность и серьезность понимания этого вопроса.

II Изучение нового материала

Предлагается творческая работа в малых группах. Работая с текстом учебника и с дополнительным материалом(выдать заранее на парты тексты по пониманию иммунитета) Учащиеся прорабатывают свой вопрос и составляют опорный конспект

Задания для 1 группы: Что такое иммунитет? Какой вклад внес Луи Пастер в разработку методов борьбы с инфекционными болезнями?

Задания для 2 группы: Обобщите понятие клеточного иммунитета. Какой вклад внес Мечников в развитие клеточного иммунитета?

Задания для 3 группы: В чем сущность гуморального иммунитета. Какой вклад внес немецкий ученый П. Эрлих в разработку этого вида иммунитета?

Задания для 4 группы: Определите понятия иммунитета и в чем отличия врожденного и приобретенного иммунитета. Для чего вырабатывают у человека искусственный иммунитет?

  1. Обсуждения результатов изучения.

  2. На доске написан девиз «Я слышу – я забываю, я вижу –я запоминаю, я делаю – я понимаю ».

  3. Учитель напоминает смысл этой китайской пословицы. От каждой группы выходит один или два ученика и устно рассказывают, а двое других пишут короткий опорный конспект на доске. Остальные пишут конспект в тетрадь. Класс слушает и задает вопросы и учитель корректирует ответы.

  4. В результате на доске вырисовывается приблизительно такой конспект



ИММУНИТЕТ

Способность организма защищать целостность и

биологическую индивидуальность организма

защищает организм от защищает организм от защищает организм от

инфекционных болезней токсических веществ перерожденных собственных

клеток

Луи Пастер предложил метод пастеризации продуктов, чтобы не заразиться микробами



КЛЕТОЧНЫЙ ИММУНИТЕТ



Лейкоциты (фагоциты) Т- лимфоциты уничтожают только

Фагоцитоз любых микробов определенные микроорганизмы


И. И. Мечников - автор клеточного иммунитета



ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ


Белок крови интерферон Белок крови антитело

Уничтожает все микроорганизмы Уничтожает определенные

и их токсины возбудители



П. Эрлих – автор гуморального иммунитета

В 1908 году им обоим была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины.

ИММУНИТЕТ

Естественный Искусственный


врожденный и приобретенный активный и пассивный



  1. «Подумайте»

Почему не образуется иммунитет к таким болезням как5 грипп, бронхит, ангина, спид.

Почему люди с достаточно сильным иммунитетом не болеют или редко болеют гриппом и ангиной.

  1. Вспомните, что такое регуляция организма и чем она обеспечивается. Учащиеся вспоминают о единстве нервной и гуморальной регуляции. К этим регуляциям мы добавим иммунную.


III Обобщение и закрепление материала.


Иммунитет – форпост здоровья

Иммунитет и его состояние нуждается в особом внимании, поддержании и профилактике, а при необходимости в грамотном и своевременном лечении, так как иммунная система выполняет особую, не свойственную никакой другой системе функцию – защиты и сохранения здорового организма. И хотя запас прочности иммунитета достаточно велик, при возникновении нарушений в его функции, нельзя откладывать диагностику и лечение возникших проблем, так как последствия могут быть самыми непредвиденными.

Заполнить таблицу, вспоминая пройденный материал


Регуляция

Органы и системы органов

Нервная

Центральная: головной и спинной мозг и периферическая нервы.

Гуморальная

Кровь, железы внешней и внутренней секреции, гормоны

иммунная

Центральная: красный костный мозг, вилочковая железа.

Периферическая: селезенка, миндалины, лимфатические сосуды, аппендикс

Домашнее задание: проработать текст учебника и записи, подготовить сообщение об инфекционных заболеваениях.