Методическая разработка уроков по теме
«Системы счисления» с использованием информационных технологий»
Урок № 1
Цель:
Активизация познавательных процессов, знакомство с системами счисления, понятие позиционной и непозиционной систем счисления. Рассмотрение непозиционных систем счисления на примере римской системы.
Методическая разработка урока.
1. Знакомство учащихся с системами счисления.
Система счисления – это совокупность символов, используемых для изображения чисел.
Система счисления включает в себя:
Алфавит, т. е. Набор символов для записи чисел
Способ записи чисел
Способ чтения чисел
2. Классификация систем счисления.
Системы счисления делятся на два класса:
Позиционные
Непозиционные
Непозиционные системы счисления
(можно познакомиться как с помощью презентации, так и с помощью раздаточного материала)
Непозиционные системы счисления – это системы, в которых величина цифры не определяется ее положением (позицией) в числе. Например: римская II, V, XII
(данный материал имеется в папке «Раздаточный_ученикам – непозиц_разд»)
Римские цифры
I – 1, II – 2, III – 3, IV – 4, V – 5, VI – 6, VII – 7, VIII – 8, IX – 9, X – 10,
XI – 11,
XX – 20, XXX – 30, XL – 40, L – 50, LX - 60, XC – 90, C – 100, D – 500,
M – 1000
Правила записи и чтения чисел
Буква, повторяющаяся дважды или трижды, удваивает или утраивает свое значение (СС - 200).
Одна или более букв, помещенных после другой большего значения, увеличивает это значение на величину более мелкой (XI – 11, DCC - 700).
Буква, помещенная перед другой, большего значения, уменьшает это значение на величину этой буквы (XC – 90, XL – 40).
Горизонтальная черта, помещенная над буквой, повышает ее значение в 1000 раз.
Дополнительное задание:
Определить какое это число: XXC = 80, XIX = 19, CD = 400, CM = 900, CX = 110
Позиционные системы счисления
Позиционные системы счисления – это системы, в которых величина цифры определяется ее положением (позицией) в числе.
Позиция цифр называется разрядом числа. Например: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная
Позиционные системы счисления различают по их основаниям.
Основание – это число цифр, используемых в системах счисления
А(10) А(2) А(8)
Назначение разряда в числе определяется его весом.
Вес разряда – это основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Например: 24, 10-1
Урок № 2
Цель:
Активизация познавательных процессов, знакомство с позиционными системами счисления на примере десятичной системы, вывод формулы разложения на примере десятичной системы счисления.
Методическая разработка урока.
Десятичная система счисления
Основание: 10, р=10
Алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Разряды в 10 с/с: единицы, десятки, сотни и т.д. Названия разрядов определяют их вес. Заданное число можно записать несколькими способами, не изменяя его количества.
Например:
А10=3745
А10= 3000+700+40+5
А10=3*1000+7*100+4*10+5
А10=3*103+7*102+4*101+5*100(любое число в степени 0 равно единицы).
Формула разложения по степеням основания показывает, что число можно представить в виде суммы цифр, которые в свою очередь, равны произведению цифры на основание в степени, равной номеру разряда. При разложении целых чисел нумерация разрядов идет справа налево, начиная с 0.
Назначение разряда определяется его весом – это основание в степени, равной номеру разряда.
Ар=ап-1рп-1+…+а1р1+а0р0
Например: разложить число по степеням основания
вес
2 1 0
2 3 510 = 2*102+3*101+5*100
основание
Примеры для самостоятельной работы
78610; 128010; 104681230510; 243345110
Д/З:
Определить какое это число: CL, XVIII, CCM.
Разложить по степеням основания: 23425; 45377; 100012348.
Урок № 3
Цель:
Активизация познавательных процессов, знакомство с двоичной системой счисления, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую.
Методическая разработка урока.
Повторить определение позиционной системы счисления.
Знакомство с двоичной системой счисления (Этот материал можно рассмотреть в разделе презентации «Системы счисления», либо объяснить устно).
Вся информация в компьютере закодирована с помощью 0 и 1, т.е. она представлена в 2 с/с.
Алфавит: 0,1
Основание: 2
Например: 10012, 1111112
Достоинства 2 с/с:
Простота кодирования;
Простота арифметических действий;
Простота записи, хранения и передачи техническими средствами.
Недостатки 2 с/с:
Много места занимает запись числа;
Трудоемкость перевода в 10 с/с и наоборот.
3. Методы перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно
Эти методы подробно рассматриваются в разделе презентации «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», затем выбрать нужный вариант перевода. Здесь в наглядной форме можно посмотреть, как правильно перевести числа из одной системы счисления в другую. В презентации приведены «Алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую». Можно предложить ученикам как выписать данные алгоритмы из презентации, так и продиктовать их. Можно предложить детям самим попробовать вывести данные алгоритмы.
Этот материал можно рассмотреть и на примерах
Примеры:
1101012=1*25+1*24+0*23+1*22+0*21+1*20=32+16+4+1=5310
При переводе числа из 2 с/с в 10 с/с надо это число представить в виде суммы произведений цифр на основание в степени порядка.
Самостоятельно:
1111112=6310, 11001012=10110
При переводе числа из 10 с/с в q (2 с/с) его необходимо последовательно делить на основание до тех пор, пока не останется частное, меньше q – 1. Число в системе с основание q записывается как последовательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего.
Самостоятельно:
410=1002, 1610=100002, 12610=11111102
Степени числа 2: 20 = 1, 21 = 2, 22 = 4, 23 = 8, 24 =16, 25 =32, 26 =64,
27 =128, 28 =256, 29 =1024
Урок № 4
Цель:
Активизация познавательных процессов, знакомство с восьми - и шестнадцатеричными системами счисления, повторение алгоритмов перевода в позиционных системах счисления, перевод из одной системы счисления в другую.
Методическая разработка урока.
1. Повторить определение позиционной системы счисления.
2. Знакомится с восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления можно в разделе презентации «Системы счисления», либо устно.
3. Повторить алгоритмы перевода и в разделе презентации «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», выбрать нужный вариант перевода.
Восьмеричная система счисления. Эта система счисления используется для записи программ и данных, для нумерации ячеек памяти, а также как промежуточная система счисления при переводе из 10 с/с в 2 с/с.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Основание: 8
Например: 2768
2. Способы перевода из одной системы счисления в другую.
Перевод из 8 с/с в 10 с/с
538=5*81+3*80=4310
408=3210
Перевод из 10 с/с в 8 с/с
6310=778
7510=1138
Шестнадцатеричная система счисления используется для записи двоичных чисел. Следует помнить, что 16-ричные и 8-ричные числа – это только способ представления двоичных чисел, которыми фактически оперирует микропроцессор.
Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B, C, D, E, F
Основание: 16
Например: 140FD16
4. Способы перевода из одной системы счисления в другую.
Перевод из 16 с/с в 10 с/с
5316=5*161+3*160=8310
4016=6410
Перевод из 10 с/с в 16 с/с
10110=6516
7510=4В16
Домашнее задание:
100002=208=1016=1610
1111112=778=3F16=6310
11001012=1458=6516=10110
11111102=1768=7Е16=12610
910=118
63410=11728=27A16
3С16=1111002– в 10 с/с
61АВ16=1100001101010112 - в 10 с/с
5038=1010000112 - в 10 с/с
13568 – в 10 с/с
Урок № 5
Цель: Обобщение правил перевода из 2-ой, 8-ой, 16-ой систем счисления в 10-ую и наоборот.
Повторение:
Определение системы счисления
Какие бывают системы счисления (позиционные, непозиционные).
Определения позиционной и непозиционной систем счисления. Примеры.
Алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую.
Задание на ПК:
Раздел презентации «Проверка знаний».
По таблице 1 выполнить в тетрадях перевод чисел.
Проверить правильность ответов в презентации.
Самооценка работы.
Таблица1
| 10c/c–2c/c | 10с/с–8с/с | 10с/с-16с/с | 2с/с-10с/с | 8с/с-10с/с | 16с/с-10с/с |
| 1 | 4 | 4 | 2 | 1 | 3 |
| 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 |
| 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 1 |
| 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 2 |
| 1 | 4 | 4 | 2 | 1 | 3 |
| 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 |
| 3 | 2 | 2 | 4 | 4 | 1 |
| 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 1 |
(номер примера написан в ячейке на пересечении номера компьютера и способа перевода)
Тестовое задание на оценку.
Таблица степеней
20 = 1 21 = 2 22 = 4 23 = 8 24 =16 25 =32 26 =64 27 =128 28 =256 29 =512 210 =1024 | 80 = 1 81 = 8 82 =64 83 = 512 84 =4096 85=32768 | 160 = 1 161 = 16 162 = 256 163 = 4096 164 = 65536 |