СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики "Системы счисления» с использованием информационных технологий"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики "Системы счисления» с использованием информационных технологий"»

Методическая разработка уроков по теме

«Системы счисления» с использованием информационных технологий»

Урок № 1

Цель:

Активизация познавательных процессов, знакомство с системами счисления, понятие позиционной и непозиционной систем счисления. Рассмотрение непозиционных систем счисления на примере римской системы.

Методическая разработка урока.

1. Знакомство учащихся с системами счисления.

Система счисления – это совокупность символов, используемых для изображения чисел.

Система счисления включает в себя:

  • Алфавит, т. е. Набор символов для записи чисел

  • Способ записи чисел

  • Способ чтения чисел

2. Классификация систем счисления.

Системы счисления делятся на два класса:

  • Позиционные

  • Непозиционные

Непозиционные системы счисления

(можно познакомиться как с помощью презентации, так и с помощью раздаточного материала)

Непозиционные системы счисления – это системы, в которых величина цифры не определяется ее положением (позицией) в числе. Например: римская II, V, XII

(данный материал имеется в папке «Раздаточный_ученикам – непозиц_разд»)

Римские цифры

I – 1, II – 2, III – 3, IV – 4, V – 5, VI – 6, VII – 7, VIII – 8, IX – 9, X – 10,

XI – 11,

XX – 20, XXX – 30, XL – 40, L – 50, LX - 60, XC – 90, C – 100, D – 500,

M – 1000

Правила записи и чтения чисел

  1. Буква, повторяющаяся дважды или трижды, удваивает или утраивает свое значение (СС - 200).

  2. Одна или более букв, помещенных после другой большего значения, увеличивает это значение на величину более мелкой (XI – 11, DCC - 700).

  3. Буква, помещенная перед другой, большего значения, уменьшает это значение на величину этой буквы (XC – 90, XL – 40).

  4. Горизонтальная черта, помещенная над буквой, повышает ее значение в 1000 раз.

Дополнительное задание:

Определить какое это число: XXC = 80, XIX = 19, CD = 400, CM = 900, CX = 110

Позиционные системы счисления

Позиционные системы счисления – это системы, в которых величина цифры определяется ее положением (позицией) в числе.

Позиция цифр называется разрядом числа. Например: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная

Позиционные системы счисления различают по их основаниям.

Основание – это число цифр, используемых в системах счисления

А(10) А(2) А(8)

Назначение разряда в числе определяется его весом.

Вес разряда – это основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Например: 24, 10-1

Урок № 2

Цель:

Активизация познавательных процессов, знакомство с позиционными системами счисления на примере десятичной системы, вывод формулы разложения на примере десятичной системы счисления.

Методическая разработка урока.

Десятичная система счисления

Основание: 10, р=10

Алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Разряды в 10 с/с: единицы, десятки, сотни и т.д. Названия разрядов определяют их вес. Заданное число можно записать несколькими способами, не изменяя его количества.

Например:

А10=3745

А10= 3000+700+40+5

А10=3*1000+7*100+4*10+5

А10=3*103+7*102+4*101+5*100(любое число в степени 0 равно единицы).


Формула разложения по степеням основания показывает, что число можно представить в виде суммы цифр, которые в свою очередь, равны произведению цифры на основание в степени, равной номеру разряда. При разложении целых чисел нумерация разрядов идет справа налево, начиная с 0.

Назначение разряда определяется его весом – это основание в степени, равной номеру разряда.

Арп-1рп-1+…+а1р10р0




Например: разложить число по степеням основания

вес


2 1 0

2 3 510 = 2*102+3*101+5*100


основание




Примеры для самостоятельной работы

78610; 128010; 104681230510; 243345110


Д/З:

Определить какое это число: CL, XVIII, CCM.

Разложить по степеням основания: 23425; 45377; 100012348.

Урок № 3

Цель:

Активизация познавательных процессов, знакомство с двоичной системой счисления, алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую.

Методическая разработка урока.

Повторить определение позиционной системы счисления.

Знакомство с двоичной системой счисления (Этот материал можно рассмотреть в разделе презентации «Системы счисления», либо объяснить устно).

Вся информация в компьютере закодирована с помощью 0 и 1, т.е. она представлена в 2 с/с.

Алфавит: 0,1

Основание: 2

Например: 10012, 1111112

Достоинства 2 с/с:

  • Простота кодирования;

  • Простота арифметических действий;

  • Простота записи, хранения и передачи техническими средствами.

Недостатки 2 с/с:

  1. Много места занимает запись числа;

  2. Трудоемкость перевода в 10 с/с и наоборот.


3. Методы перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно

Эти методы подробно рассматриваются в разделе презентации «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», затем выбрать нужный вариант перевода. Здесь в наглядной форме можно посмотреть, как правильно перевести числа из одной системы счисления в другую. В презентации приведены «Алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую». Можно предложить ученикам как выписать данные алгоритмы из презентации, так и продиктовать их. Можно предложить детям самим попробовать вывести данные алгоритмы.

Этот материал можно рассмотреть и на примерах

Примеры:

1101012=1*25+1*24+0*23+1*22+0*21+1*20=32+16+4+1=5310

При переводе числа из 2 с/с в 10 с/с надо это число представить в виде суммы произведений цифр на основание в степени порядка.

Самостоятельно:

1111112=6310, 11001012=10110

При переводе числа из 10 с/с в q (2 с/с) его необходимо последовательно делить на основание до тех пор, пока не останется частное, меньше q – 1. Число в системе с основание q записывается как последовательность остатков от деления, записанных в обратном порядке, начиная с последнего.

Самостоятельно:

410=1002, 1610=100002, 12610=11111102

Степени числа 2: 20 = 1, 21 = 2, 22 = 4, 23 = 8, 24 =16, 25 =32, 26 =64,

27 =128, 28 =256, 29 =1024

Урок № 4

Цель:

Активизация познавательных процессов, знакомство с восьми - и шестнадцатеричными системами счисления, повторение алгоритмов перевода в позиционных системах счисления, перевод из одной системы счисления в другую.


Методическая разработка урока.

1. Повторить определение позиционной системы счисления.

2. Знакомится с восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления можно в разделе презентации «Системы счисления», либо устно.

3. Повторить алгоритмы перевода и в разделе презентации «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», выбрать нужный вариант перевода.

Восьмеричная система счисления. Эта система счисления используется для записи программ и данных, для нумерации ячеек памяти, а также как промежуточная система счисления при переводе из 10 с/с в 2 с/с.


Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Основание: 8

Например: 2768

2. Способы перевода из одной системы счисления в другую.

Перевод из 8 с/с в 10 с/с
  1. 538=5*81+3*80=4310

  2. 408=3210

Перевод из 10 с/с в 8 с/с
  1. 6310=778

  2. 7510=1138

Шестнадцатеричная система счисления используется для записи двоичных чисел. Следует помнить, что 16-ричные и 8-ричные числа – это только способ представления двоичных чисел, которыми фактически оперирует микропроцессор.


Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B, C, D, E, F

Основание: 16

Например: 140FD16

4. Способы перевода из одной системы счисления в другую.

Перевод из 16 с/с в 10 с/с
  1. 5316=5*161+3*160=8310

  2. 4016=6410

Перевод из 10 с/с в 16 с/с
  1. 10110=6516

  2. 7510=4В16

Домашнее задание:

  1. 100002=208=1016=1610

  2. 1111112=778=3F16=6310

  3. 11001012=1458=6516=10110

  4. 11111102=1768=7Е16=12610

  5. 910=118

  6. 63410=11728=27A16

  7. 16=1111002– в 10 с/с

  8. 61АВ16=1100001101010112 - в 10 с/с

  9. 5038=1010000112 - в 10 с/с

  10. 13568 – в 10 с/с

Урок № 5


Цель: Обобщение правил перевода из 2-ой, 8-ой, 16-ой систем счисления в 10-ую и наоборот.

Повторение:

  • Определение системы счисления

  • Какие бывают системы счисления (позиционные, непозиционные).

  • Определения позиционной и непозиционной систем счисления. Примеры.

  • Алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую.

Задание на ПК:

  1. Раздел презентации «Проверка знаний».

  • По таблице 1 выполнить в тетрадях перевод чисел.

  • Проверить правильность ответов в презентации.

  • Самооценка работы.

Таблица1


10c/c–2c/c

10с/с–8с/с

10с/с-16с/с

2с/с-10с/с

8с/с-10с/с

16с/с-10с/с

1

4

4

2

1

3

2

3

1

1

2

4

3

2

2

4

4

1

4

1

4

3

4

2

1

4

4

2

1

3

2

3

1

1

2

4

3

2

2

4

4

1

4

1

4

3

4

2

1

2

3

4

2

1

(номер примера написан в ячейке на пересечении номера компьютера и способа перевода)

  1. Тестовое задание на оценку.

Таблица степеней

20 = 1

21 = 2

22 = 4

23 = 8

24 =16

25 =32

26 =64

27 =128

28 =256

29 =512

210 =1024

80 = 1

81 = 8

82 =64

83 = 512

84 =4096

85=32768


160 = 1

161 = 16

162 = 256

163 = 4096

164 = 65536