Тема урока | Граф Вершины и ребра графа |
Цель урока | Формирование понятия «граф» |
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД | Познавательные УУД: формировать умения выделять отношения, связывающие объекты. Регулятивные УУД: формировать умение планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать внимание, способность к рассуждению, математическую речь. Личностные УУД: развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессию эмоций. |
Основные понятия | Граф, вершина графа, ребро графа |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир |
Ресурсы | Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – авт.-сост. А. В.. Горячев, К. И. Горина. - М.: Баласс, 2009. – 128 с. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник в 2-х частях, часть 1 – 56 с. М.:Баласс, 2010. Интернет-ресурс для компьютерного практикума http://snowflakes.barkleyus.com ПК учителя, проектор, интерактивная доска Рабочее место ученика |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | | Долгожданный дан звонок, начинается урок. | Эмоциональный настрой |
Проверка домашнего задания | Регулятивные, коммуникативные УУД | Вопросы к обучающимся: Какие у вас оказались в пересечении множеств дней, когда зебра каталась на лодке и когда зебра играла в футбол? Какие дни вошли в круг? Какие дни вы отметили в трапеции? В какую фигуру вы вписали остальные дни? Почему? | Ответы Четверг и воскресенье Вторник, пятница Понедельник, четверг Среда и суббота вошли в общий квадрат, так как в эти дни зебра не развлекалась |
Целеполагание и мотивация | Коммуникативные УУД | Ребята, сегодня к нам на урок пришел лесной человечек. Он обратился к нам с просьбой. Дело в том, что ему нужно пройти через волшебную страну. В этом может помочь карта. Но карта это непростая, она невидимая и открывает свои секреты только тем, кто сможет сам нарисовать путь. Помните, что дорога через волшебную страну только одна и нельзя с нее сворачивать! | |
Актуализация знаний | Личностные УУД Коммуникативные УУД | Игра «Невидимая карта» Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны: Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту и попросить у водяного пропуск через мостик. Дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести не мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой сосны. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре, а она скажет заветные слова. Потом дойти до темной пещеры и сказать заветные слова. Тут и откроется выход! Вопросы | Один (несколько учеников) рисуют на доске путь по карте Ответы Называют объекты Путь через страну На карту дорог, план и т.д. Туда не нужно было идти, они не связаны с другими объектами На ней нет дополнительной информации, подписей |
«Открытие» нового знания детьми. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | Формирование понятия «граф» Итак, карта у нас есть. В путь! - Куда ведет нас карта? Я сегодня за обедом Взял поссорился с соседом. Говорил я, что все знаю, Но вот карт не понимаю. Загадал сосед задачу, Два часа уже я плачу. Мне, ребята, помогите: Нас с соседом помирите. - Чтобы помочь водяному, нам нужно решить задачу 27 в учебнике. - Рассмотрите рисунок. Это карта сладких стран. Как называются страны? - Как можно назвать линии, которые их соединяют? - Внизу вы видите 4 карты. Как обозначены страны на этих картах? - Так вот, ребята, перед вами не просто карты, а ГРАФЫ. Можем сказать, что граф – это схема действий объекта. Как у любого объекта, у графа есть свои составные части. Это вершины и ребра. Вершина – объект, а ребра – это линии, которые их соединяют, обозначают связи или действие. - У нас 4 графа, а правильный только один. Рассмотрим каждый из графов и проанализируем их. | К болоту, к дому водяного Открывают учебники, читают задания Дороги, пути Точками З,В,К, Ш Ученики вместе с учителем анализируют графы и делают вывод, что 3 и 4 графы правильные. |
Первичное закрепление | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД | Выполнение задания 28 - Теперь мы отправляемся к мосту. От него нам нужно идти… - А вот и баба-Яга. Что мы должны у нее взять? У Бабы-Яги, ребята, Перепутались зайчата. Ей самой не разобраться, Вам придется постараться. Прочитаем рассказ о зайчатах. Что значит «зайчата жили дружно»? Рассмотрите граф. Что в данном графе обозначают вершины? Ребра? Прочитаем второе предложение. Кто поссорился? Чем второй граф будет отличаться от первого? Прочитаем третье предложение. Как теперь изменился граф? Сколько ребер у третьего графа? Прочитайте последнее предложение. Мама помирила зайчат. Покажите это на графе. Выполнение задания 30 Пришли к мельнице, смололи муку. Куда дальше? Моя милая сестрица заблудилась, В лабиринте все дорожки исходила. Добрые ребятки, помогите: В лабиринте мышку отыщите. А вот и лабиринт. Рассмотрите его план. Возьмем карандаш и «пойдем» по лабиринту. Выход мы нашли, а вот мышку нет. Прочитаем записку, которую она оставила: Здесь тесно, как в норке, Темно, как в колодце. Увижу ль когда-нибудь Милое солнце? Как вы думаете, где же мышка? Молодцы! Мы нашли мышку. Она нам дала листок с заветными словами. Вот мы у пещеры. Прочитаем слова мышки: Если друг с тобою рядом, Веселей и легче жить. Вместе все преодолеем, Нужно дружбой дорожить. Вот и открылся выход для нашего друга, лесного человечка. Пожелаем ему доброго пути | Один ученик показывает, куда нужно идти Мешок с зерном Читают задачу Бегун дружил со всеми и т.д. Зайчат Дружбу Не будет ребра П – Г Не будет ребра И – Б 5 Дети рисуют ребра 4 графа К мышке Чтение и обсуждение решения вместе с учителем В очень темном ходе |
Физкультминутка |
Включение в систему знаний и повторений | Компьютерный практикум | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД | Садимся за свои рабочие места. Ваша задача – вырезать снежинку. | Дети работают с Интернет-ресурсом http://snowflakes.barkleyus.com |
Подведение итогов. | Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД | Вопросы. Какие новые слова вы сегодня узнали? Что могут обозначать вершины графа? Что обозначают ребра графа? | Ответы Граф, вершина графа, ребра графа Города, объекты, между которыми есть связи Связь, соединение, дорогу |
Рефлексия (Дерево знаний) | Регулятивные УУД Личностные УУД | На слайде изображено дерево без кроны. Предлагаю к дереву добавить зеленый или желтый лист, в зависимости от того, получили ли вы новые знания, было ли вам на уроке интересно работать | Дети выходят к доске и добавляют листы к дереву |
Домашнее задание | | № 29 (стр.17) Придумать историю и пустой граф (по примеру 28 номера); на отдельном листе нарисовать заполненный граф | Дети записывают задание в дневник |
Детям предлагается к дереву добавить лист зеленый (получил знания) или желтый (нового не узнал).
На уроке не получил новой и полезной информации и ничему не научился.