СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики в 3 классе по теме "Граф. Вершины и ребра графа"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является 6-м в теме "Множества" по УМК Горячева и др. Включает презентацию и технологическую карту. Презентация может быть адаптирована для использования интерактивной доски. На уроке учащиеся знакомятся с понятием "граф", "элементы графа". 

Просмотр содержимого документа
«karta_uroka_graff»

Технологическая карта урока

Тема урока

Граф Вершины и ребра графа

Цель урока

Формирование понятия «граф»

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД

Познавательные УУД: формировать умения выделять отношения, связывающие объекты.

Регулятивные УУД: формировать умение планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать внимание, способность к рассуждению, математическую речь.

Личностные УУД: развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессию эмоций.

Основные понятия

Граф, вершина графа, ребро графа

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир

Ресурсы

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – авт.-сост. А. В.. Горячев, К. И. Горина. - М.: Баласс, 2009. – 128 с.

  2. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник в 2-х частях, часть 1 – 56 с. М.:Баласс, 2010.

  3. Интернет-ресурс для компьютерного практикума http://snowflakes.barkleyus.com

  4. ПК учителя, проектор, интерактивная доска

  5. Рабочее место ученика


Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент


Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Эмоциональный настрой

Проверка домашнего задания

Регулятивные, коммуникативные УУД

Вопросы к обучающимся:

  • Какие у вас оказались в пересечении множеств дней, когда зебра каталась на лодке и когда зебра играла в футбол?

  • Какие дни вошли в круг?

  • Какие дни вы отметили в трапеции?

  • В какую фигуру вы вписали остальные дни? Почему?



  • Покажите друг другу, какую область вы закрасили желтым цветом.

Ответы


Четверг и воскресенье



Вторник, пятница

Понедельник, четверг

Среда и суббота вошли в общий квадрат, так как в эти дни зебра не развлекалась

Целеполагание и мотивация

Коммуникативные

УУД

Ребята, сегодня к нам на урок пришел лесной человечек.

Он обратился к нам с просьбой.

Дело в том, что ему нужно пройти через волшебную страну. В этом может помочь карта. Но карта это непростая, она невидимая и открывает свои секреты только тем, кто сможет сам нарисовать путь. Помните, что дорога через волшебную страну только одна и нельзя с нее сворачивать!


Актуализация знаний

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Игра «Невидимая карта»

Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны:

Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони.

Сначала нужно идти к древнему болоту и попросить у водяного пропуск через мостик. Дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести не мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой сосны. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре, а она скажет заветные слова. Потом дойти до темной пещеры и сказать заветные слова. Тут и откроется выход!

Вопросы

  • Ребята, какие объекты мы соединили?

  • Что у нас получилось?


  • На что похож наш путь?


  • Почему мы ни с чем не соединили горы?



  • Как вы думаете, чем наша карта отличается от других?

Один (несколько учеников) рисуют на доске путь по карте





















Ответы

Называют объекты

Путь через страну

На карту дорог, план и т.д.

Туда не нужно было идти, они не связаны с другими объектами

На ней нет дополнительной информации, подписей

«Открытие» нового знания детьми.


Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


Формирование понятия «граф»

Итак, карта у нас есть. В путь!

- Куда ведет нас карта?


Я сегодня за обедом

Взял поссорился с соседом.

Говорил я, что все знаю,

Но вот карт не понимаю.

Загадал сосед задачу,

Два часа уже я плачу.

Мне, ребята, помогите:

Нас с соседом помирите.


- Чтобы помочь водяному, нам нужно решить задачу 27 в учебнике.

- Рассмотрите рисунок. Это карта сладких стран. Как называются страны?

- Как можно назвать линии, которые их соединяют?

- Внизу вы видите 4 карты. Как обозначены страны на этих картах?

- Так вот, ребята, перед вами не просто карты, а ГРАФЫ. Можем сказать, что граф – это схема действий объекта. Как у любого объекта, у графа есть свои составные части. Это вершины и ребра. Вершина – объект, а ребра – это линии, которые их соединяют, обозначают связи или действие.

- У нас 4 графа, а правильный только один. Рассмотрим каждый из графов и проанализируем их.


К болоту, к дому водяного









Открывают учебники, читают задания





Дороги, пути


Точками З,В,К, Ш











Ученики вместе с учителем анализируют графы и делают вывод, что 3 и 4 графы правильные.

Первичное закрепление

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Выполнение задания 28

- Теперь мы отправляемся к мосту. От него нам нужно идти…



- А вот и баба-Яга. Что мы должны у нее взять?

У Бабы-Яги, ребята,

Перепутались зайчата.

Ей самой не разобраться,

Вам придется постараться.


Прочитаем рассказ о зайчатах.


Что значит «зайчата жили дружно»?

Рассмотрите граф. Что в данном графе обозначают вершины?

Ребра?


Прочитаем второе предложение. Кто поссорился? Чем второй граф будет отличаться от первого?

Прочитаем третье предложение. Как теперь изменился граф?

Сколько ребер у третьего графа?

Прочитайте последнее предложение. Мама помирила зайчат. Покажите это на графе.


Выполнение задания 30

Пришли к мельнице, смололи муку. Куда дальше?

Моя милая сестрица заблудилась,

В лабиринте все дорожки исходила.

Добрые ребятки, помогите:

В лабиринте мышку отыщите.


А вот и лабиринт.

Рассмотрите его план. Возьмем карандаш и «пойдем» по лабиринту.


Выход мы нашли, а вот мышку нет. Прочитаем записку, которую она оставила:

Здесь тесно, как в норке,

Темно, как в колодце.

Увижу ль когда-нибудь

Милое солнце?


Как вы думаете, где же мышка?


Молодцы! Мы нашли мышку. Она нам дала листок с заветными словами.

Вот мы у пещеры. Прочитаем слова мышки:

Если друг с тобою рядом,

Веселей и легче жить.

Вместе все преодолеем,

Нужно дружбой дорожить.


Вот и открылся выход для нашего друга, лесного человечка. Пожелаем ему доброго пути





Один ученик показывает, куда нужно идти

Мешок с зерном







Читают задачу


Бегун дружил со всеми и т.д.

Зайчат


Дружбу


Не будет ребра П – Г


Не будет ребра И – Б

5

Дети рисуют ребра 4 графа




К мышке








Чтение и обсуждение решения вместе с учителем









В очень темном ходе

Физкультминутка

Включение в систему знаний и повторений

Компьютерный практикум

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД


Садимся за свои рабочие места.

Ваша задача – вырезать снежинку.


Дети работают с Интернет-ресурсом http://snowflakes.barkleyus.com

Подведение итогов.


Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Вопросы.

  1. Какие новые слова вы сегодня узнали?


  1. Что могут обозначать вершины графа?


  1. Что обозначают ребра графа?


Ответы

Граф, вершина графа, ребра графа

Города, объекты, между которыми есть связи

Связь, соединение, дорогу

Рефлексия (Дерево знаний)

Регулятивные УУД

Личностные УУД

На слайде изображено дерево без кроны. Предлагаю к дереву добавить зеленый или желтый лист, в зависимости от того, получили ли вы новые знания, было ли вам на уроке интересно работать

Дети выходят к доске и добавляют листы к дереву

Домашнее задание


29 (стр.17)

Придумать историю и пустой граф (по примеру 28 номера); на отдельном листе нарисовать заполненный граф


Дети записывают задание в дневник

Приложения


1.Невидимая карта


2.Дерево знаний

На слайде изображено дерево без кроны














Детям предлагается к дереву добавить лист зеленый (получил знания) или желтый (нового не узнал).


На уроке получил много новой и полезной информации и многому научился



На уроке не получил новой и полезной информации и ничему не научился.

Просмотр содержимого презентации
«23_graff»

Разработка учителя информатики филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в п.свх «Селезневский» Баженовой Елены Николаевны

Разработка учителя информатики

филиала МБОУ «Комсомольская СОШ»

в п.свх «Селезневский»

Баженовой Елены Николаевны

среда четверг воскресенье пятница Впиши в фигуры обозначения дней недели. 26 понедельник вторник суббота Множества - дней отдыха зебры - дней, когда зебра каталась на лодке - дней, когда зебра играла в футбол ср пт вт сб вс чт пн Смена схемы

среда

четверг

воскресенье

пятница

Впиши в фигуры обозначения дней недели.

26

понедельник

вторник

суббота

Множества

- дней отдыха зебры

- дней, когда зебра каталась на лодке

- дней, когда зебра играла в футбол

ср

пт

вт

сб

вс

чт

пн

Смена схемы

Невидимая карта

Невидимая карта

Найди правильный граф. 27 Граф – это схема действий объекта. Вершины графа – точки (объекты). Рёбра графа – линии (действия) 1 Ш 3 З 4 2 З В К К К К Ш Ш З В Ш В В

Найди правильный граф.

27

Граф – это схема действий объекта.

Вершины графа – точки (объекты).

Рёбра графа – линии (действия)

1

Ш

3

З

4

2

З

В

К

К

К

К

Ш

Ш

З

В

Ш

В

В

Прочитай рассказ о зайчатах и соедини точки. 28 3. Игрун поссорился  с Бегуном. 1. Все четверо зайчат  жили дружно. Г Г П П И Б И Б 2. Потом поссорились Прыгун и Грызун. 4. Пришла мама зайчиха и помирила всех зайчат. Г П Г П И Б И Б

Прочитай рассказ о зайчатах и соедини точки.

28

3. Игрун поссорился

с Бегуном.

1. Все четверо зайчат

жили дружно.

Г

Г

П

П

И

Б

И

Б

2. Потом поссорились Прыгун и Грызун.

4. Пришла мама зайчиха и помирила всех зайчат.

Г

П

Г

П

И

Б

И

Б

Рассмотри карту лабиринта. Соедини на графе соседние препятствия. 30 ВХ – вход в лабиринт А – низкая арка, под которой  можно проползти Д – голодный дракон Б – очень высокий каменный  барьер П – верёвочный мост через  пропасть Н – из земли торчат острые  ножи Т – очень тёмный ход У  – призрак - усыпитель К – под ногами глубокий  замаскированный колодец ВЫХ – выход из лабиринта ВЫХ А Д К У П Б ВХ Т

Рассмотри карту лабиринта. Соедини на графе соседние препятствия.

30

ВХ – вход в лабиринт

А – низкая арка, под которой

можно проползти

Д – голодный дракон

Б – очень высокий каменный

барьер

П – верёвочный мост через

пропасть

Н – из земли торчат острые

ножи

Т – очень тёмный ход

У – призрак - усыпитель

К – под ногами глубокий

замаскированный колодец

ВЫХ – выход из лабиринта

ВЫХ

А

Д

К

У

П

Б

ВХ

Т

Компьютерный практикум

Компьютерный практикум

  • Вырезаем снежинки (ресурс сети Интернет http://snowflakes.barkleyus.com/ )
Главное на уроке

Главное на уроке

  • Граф – это схема действий объекта.
  • У графа есть вершины – точки объекта и ребра - линии действия объекта
  • Вершины могут обозначать города или объекты, которые связаны между собой.
  • Ребра могут обозначать связь, соединение, дорогу.
№ 29 (стр.17) Придумать историю и пустой граф (по примеру 28 номера); на отдельном листе нарисовать заполненный граф

29 (стр.17)

Придумать историю и пустой граф (по примеру 28 номера); на отдельном листе нарисовать заполненный граф

Рефлексия

Рефлексия

Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – авт.-сост. А. В.. Горячев, К. И. Горина. - М.: Баласс, 2009. – 128 с. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник в 2-х частях, часть 1 – 56 с. М.:Баласс, 2010. Информатика 3 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Горячева и др./авт.-сост. Н.А. Ершова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010
  • Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – авт.-сост. А. В.. Горячев, К. И. Горина. - М.: Баласс, 2009. – 128 с.
  • Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник в 2-х частях, часть 1 – 56 с. М.:Баласс, 2010.
  • Информатика 3 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Горячева и др./авт.-сост. Н.А. Ершова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!