Тема:
Единственное и множественное число имен существительных.5 класс.
Цель урока:
знакомство с единственными и множественными числами имен существительных, повторение существительного, как части речи, повышение каллиграфических навыков,
Углубление нравственного понятия.
Оборудование:
Таблица, рисунки, карточки, цветные мелки.
Ход урока: орг.момент (число, день, тема)
Новые слова: моашарч-каропатки,й1овхараш-кашель,чураш-требуха, тувхарчи-высевка.
Проверка д/з: 1)учитель проверяет и лучшую работу показывает как образец.
2)разминка-вопросы:
--Какую часть речи мы повторяем?
--Какие существительные вы знаете?
--Какие существительные называются собственными ,нарицательными?
Ученики приводят примеры по картинке, составляют предложения; один или два ученика пишут эти предложения, разбирают в предложениях собственные и нарицательные существительные.
НОВАЯ ТЕМА:
Ребята, в младших классах мы изучали число имен существительных, общее понятие о этой теме у вас уже есть. Сегодня мы с вами повторим и больше углубим знания об этой теме, узнали как изменяются существительные по числам в ингушском языке.
ВОПРОСЫ НА ДОСКЕ:
-Что означают существительные в ед.числе
-Что означают существительные во мн.числе
Ребята, мы знаем, что в инг.языке есть существительные, которые имеют только одно число- единственное или множественное.
Примера таких слов на доске:
Ед.ч Мн.ч Все слово меняется
Малх (солнце) Бурч , модз саг-нах
Бутт (луна) ; Дуне (небо) чураш,тувхараш во1- къонгаш; йиша – йижарий
4 Закрепление темы :
1 Работа на доске
Изменить существительные по числам: два ученика работают на доске
Стол-столы; Стул-стулья; баран- бараны; ученик- ученики; корова- коровы; девочка- девочки; гора- горы; курица – куры
2 Словарная работа :
А) по памяти
Родина, мужчина, сумка, мама, село, рабочие, солнце, зима, картина, врачи, деревья, земля, цветы.
Б) Подчеркнуть существительные во множественном числе
В) Составить предложение или мини сочинение
1 гр 2 гр 3 гр
Мама родина село
-Самый дорогой в этой жизни человек – это мама. Мы должныберечь и уважать свою маму. Так же как и маму нужно дюбить и уважать Свою Родину, город и село.
Г) Упражнение № 259
Переписать упражнение, подчеркнуть существительные во множ. и в ед. числе. Ответить на вопросы:
-Что обозначают существительные во мн.числе
-Что обозначают существительные в ед.числе
5. Подведение итогов :
-Выделить отличившихся учеников.
-Объявить оценки с комментарием
-Поблагодарить
6. Д/З : 39 , упр № 261