Тема урока: «Картофель»
Цель занятия: познакомить учащихся со строением и использованием растения картофеля.
Задачи:
Сформировать устойчивое понимание о значение картофеля в жизни людей, развить навыки проведения опытов: определять на ощупь крахмал ;
Развивать социальные навыки: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.
Воспитывать интерес к всему новому.
Оборудование: презентация к занятию, картофель, стаканчики с водой, сито, терка, крахмал, фрагмент из х/ф «Девчата»
Тип занятия: сообщение новых знаний.
М.Л.
I.Эмоциональный настрой на урок 1 МИНУТА
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
II.Актуализация знаний 2 МИНУТЫ
.Чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на занятии, послушайте историю и отгадайте ребус.
В конце XVIII века в одной из российских газет была опубликована реклама этой овощной культуры. «Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад». Подумайте, о какой овощной культуре шла речь?
Картофель
( выносим картофель в чугунке)
III.Постановка учебной задачи.
В некотором царстве
В некотором государстве,
Не на Марсе и не Луне,
Жил картофель на земле.
Свойство царское имел он,
Накормить народ сумел
О всех свойствах ,об уходе,
О посадке в огороде,
Многое должны узнать
И уже пора начать.
С.Ю. - Картошка - самый часто употребляемый продукт в каждой семье. И, кажется, все мы знаем о картофеле так много. Но все ли? 2 МИНУТЫ
- Давайте поиграем в игру «Знаю - хочу узнать»
- Я называю вам утверждение, а вы должны поместить его в нужный мешок.
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ
Где растёт картофель | Приёмы выращивания картофеля |
Профессии в сельском хозяйстве | Это вещество получают из измельченной картофельной массы, путем промывания |
Употребляют ли плоды картофеля в пищу? | Какие ты знаешь сорта картофеля |
Кто привёз картофель в Россию | Родина картофеля |
Ядовитое вещество, которое находится в позеленевших клубнях картофеля | Блюда из картофеля |
- Мешок под названием «хочу узнать» определит цель и задачи, которые мы должны достичь сегодня на занятии. Прочитаем.
М.Л. - Сегодня мы будем работать в группах. Историки. Агрономы . Селекционеры. 1 МИНУТА
-Как назвать одним словом Историки, Агрономы , Селекционеры ? Что это за слова? Это профессии.
- Кто такие историки? Агрономы? Селекционеры?
- Селекционер — это человек, который занимается выведением новых видов растений и животных, а также улучшением свойств уже имеющихся видов.
Агроном – это профессия человека, который занимается выращиванием сельскохозяйственных культур.
- Напомните мне правила работы в группе.
- Послушайте задания для групп. Работа в группах 2 минуты подготовка.
Распределение заданий.
1группа: Историки.
Задание. Приготовить доклад на 3 минуты о истории появления картофеля в Европе, его распространение в России. Почему картофель называли «чёртовым яблоком»?
Издавна считается, что картофель пришел к нам из Южной Америки. Индейцы поклонялись картофелю, считая его одушевленным предметом. В Европе картофель был принят за декоративное ядовитое растение. В начале ХVIII века Петр I, находясь в Голландии, решил отправить к себе на родину мешок с картофелем. Так началась история картофеля в России. В чернозёме новая культура хорошо прижилась. Однако, простые люди с опаской посматривали на этот чудо-овощ. Петр I был умным человеком и придумал хитрость. На нескольких полях были посажены клубни, а рядом поставлена охрана, которая несла службу днем, но уходила с полей ночью. Это вызвало огромное любопытство у простых крестьян, и они стали ночью, пока никто не видит, подворовывать новый овощ и сажать у себя на полях. Однако, поедая ягоды картофеля и получая отравления, простой люд отказывался выращивать «чертово яблоко». По стране прокатились «картофельные бунты» . Толчком к распространению корнеплодов стал голод, случившийся в 1860- х. Вот тогда-то с удивлением обнаружили, что картофель обладает отличным вкусом и очень питателен. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Картофель стали сажать по всей стране. До сих пор его считают вторым хлебом.
2 группа. Агрономы. Подготовить сообщение «Приёмы выращивания картофеля»
Традиционный способ посадки «под лопату»
Один человек лопатой копает лунки глубиной 6-8 см, другой бросает в каждую лунку по клубню (ростками вверх). Сверху можно добавить немного компоста, золы, толчёной яичной скорлупы и луковой шелухи (для отпугивания проволочника). Землей из каждой последующей лунки присыпают клубень с удобрениями в предыдущей ямке. Расстояние между лунками – 30-35 см, для ранних сортов – 25-30 см.
Посадка картофеля в траншеи
Этот способ хорош, если почва на участке песчаная и слишком быстро высыхает. С осени роют траншеи глубиной 25-30 см на расстоянии 70-100 см друг от друга. В траншеи укладывают толстый (10-15 см) слой сырого сена. Сверху присыпают небольшим количеством навоза.
Весной в траншеи укладывают клубни и присыпают их землёй.
Метод Митлайдера
Метод, созданный американским учёным Миттлайдером, позволяет повысить урожайность картофеля в полтора – два раза. Парадокс: клубни сажают более редко, чем при традиционном способе, а урожая собирают гораздо больше.
Необходимо сформировать грядки шириной 35-45 см. Расстояние между ними – 80-100 см.
На грядке пророщенный картофель сажают в два ряда, в шахматном порядке.
Выращивание картофеля в мешках, ящиках или бочках
Клубни высаживают не в открытый грунт, а в наполненные смесью земли мешки, бочки или ящики без дна. В стенках бочек прорезают отверстия для вентиляции. Когда картофель даст всходы, их присыпают смесью земли и компоста , формируя мощную корневую систему.
3 группа. Селекционеры. Провести опрос среди взрослых, обработать результаты опроса .Предоставить результаты опроса. Представить сообщение о сортах картофеля, выращиваемых в Бурятии.
Анкета
Сажаете ли вы дома картофель? Да нет
Сколько мешков картофеля сажаете 2 3 10 __________
Участвуете ли вы в прополке, окучивании и уборке картофеля?
Сколько раз в день употребляете картофель в пищу? 2 3 0
Назовите сорта картофеля ________________________________
5 самых популярных сортов картофеля по объемам высадки в Бурятии за 2023 год.
Гала - классический сорт, любимый сорт производственников, среднеранний, клубень округло-овальной формы, кожура желтая, мякоть темно-желтая.
Коломба - очень ранний сорт. Клубень овально-округлый с мелкими до средней глубины глазками. Кожура и мякоть желтые.
Ред Скарлетт - столовый сорт картофеля, отличается дружной отдачей ранней продукции, клубни удлиненно-овальной формы с гладкой красной кожурой и желтой мякотью.
Леди Клэр - ультраранний сорт картофеля . Клубень овальный, кожура желтая, мякоть светло-желтая
Выступления групп. ПО 3 МИНУТЫ= 10 МИНУТ
М.Л. Физкультминутка.
Встаньте вкруг в руках клубень картофеля. Назовите блюдо из картофеля и передайте его следующему.
IV.
С.Ю. Задание 1 Слайд 8 ( один лист на группу) 2 минуты
-Перед вами рисунок –куст картофеля. Дополните рисунок подписями.
(Проверка по эталону)
Дети самостоятельно читают вывод
«Угадай-ка»
- Что является ближайшим родственником картофеля?
- В результате цветения, в наземной части картофеля завязывается зеленая ягода, которую нельзя кушать из-за ее ядовитости. Помидор тоже является, с точки зрения ботаники, ягодой, так как у него внутри сочная мякоть и семечки, как у всех ягод. В отличие от томатов, плод картофеля не употребляется в пищу.
- А вот то что мы кушаем-клубни, давайте попробуем изучить.
Задание 2 Проведение опыта на выявление крахмала.
- Что же входит в состав картофеля?
-для этого мы проведем опыты.
ОПЫТ № 1
Натереть сырой картофель. В блендере .
Результат: жидкая кашица. Отжимаем картофель, показывая что в нем есть вода.
Вывод: в картофеле есть вода.
ОПЫТ № 2
Натертую картофельную кашицу положим с вами в пластмассовые стаканчики, вы добавите немного воды и размешаете ложечкой. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
ОПЫТ № 3
Теперь возьмите пустые стаканчики и постарайтесь аккуратно перелить в них нашу мутную воду. Дадим нашей водичке отстояться, чуть позже мы с вами посмотрим что произошло с нашей мутной водичкой.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество, его называют крахмал.
ОПЫТ № 4 ( купить крахмал)
- Ребята, говорят, что картофель богат крахмалом,
Крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, напоминающий муку. Он не имеет никакого запаха и при потирании его пальцами можно услышать своеобразный хруст его мельчайших частичек, а они, кстати, меньше чем у муки. У вас на столе лежит пакет с крахмалом. Что вы можете сказать о цвете крахмала?
Вывод: Крахмал белого цвета.
Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем
Вывод: Крахмал хрустит
- Ребята мы с вами рассмотрели крахмал, потрогали его, а теперь давайте посмотрим есть ли такое вещество в картофеле.
- Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод, если в продукте есть крахмал, то цвет меняется и становится темно-синего цвета.
- Капнем на разрезанную картофелину капельку йода, посмотрите, что получилось?
Вывод: картофель посинел, значит в нем есть крахмал.
- Ребята а теперь возьмите осторожно, не болтая стаканчики, куда мы с вами переливали мутную картофельную водичку, что там произошло?
- Правильно на дне стаканчика появился белый осадок, это и есть наш с вами крахмал, я сейчас тихонечко солью водичку и на вещество в стаканчике капну капельку йода, чтобы показать вам, что это крахмал. Капаю йод, вещество синеет.
- Дети, скажите, какое вещество мы с вами получили из картофеля? А как мы с вами узнали что это крахмал?
-Какой опыт провел мальчик Рома со своими одноклассниками и для чего?
Прочитайте в задании 2.
-Какой вывод могли сделать ребята?
Вывод: Разные сорта картофеля содержат разное количество крахмала.
Физминутка Частушки
Работа в группе
-Прочитайте задание 3 и сделайте выводы.
Ответ: «Радонежский» - для салата, «Розара» - для жарки, «Синеглазка» - для пюре. Сажая сорта картофеля с разными характеристиками (срок созревания, степень устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным погодным факторам и тд.) бабушка Ромы всегда будет с урожаем1 Из рассыпчатой картошки пюре вкусное, а вот на салат она совсем не годится. Разные сорта подходят для разных блюд.
- Давайте рассмотрим схему и узнаем где применяют крахмал
Использование крахмала
Физминутка под песню «Антошка» (видео)
-А что же еще входит в состав картофеля. Рассмотрите схему.
-Что интересного вы узнали? Что вас удивило? ( В состав картофеля входит ядовитое вещество- Соланин)
Самостоятельное изучение материала
- Клубни картофеля обладают пищевой ценностью , но, несмотря на свои полезные свойства, они могут представить серьезную опасность для организма.Виной тому яд соланин. Соланин накапливается в картофеле в определенный период произрастания. В осенне-зимний период количество соланина в картофеле ничтожно мало, весной же , после длительного хранения, его значительно больше. Резко повышается содержание соланина в позеленевшем и проросшем картофеле. При долгом лежании на солнце количество соланина может резко увеличиться, тогда картофелины приобретают горький , неприятный вкус.Картофель, содержащий много соланина, ядовит и не должен использоваться в пищу.
Как выяснили ученые, соланин входит в состав и здорового картофеля, но в небольшом количестве. Отравления этим ядом редки, так как в большинстве случаев он выкидывается с кожурой в отходы.Возможность отравления повышается в случаях потребления большого количества проросшего картофеля, сваренного кожурой.
Задание 5
Задание 4
-Прочитайте задание и используя таблицу ответьте на вопросы
Блюда з картофеля
- Мы сегодня много говорили о картофеле. А что же готовят из него ?
-вы сейчас посмотрите один фрагмент из художественного фильма, постарайтесь посчитать сколько блюд здесь прозвучит.(19)
(Фрагмент из х/ф «Девчата»)
- Какие блюда, используя картофель, готовятся у вас дома?
Рефлексия
-Что интересного вы сегодня узнали на занятии?
Составьте синквейн по теме нашего занятия
картофель
питательный полезный
сажают копают едят
картошка - хлебу русскому присошка
кормилица