Актуализация знаний 10мин | Учитель: Душа.…А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета… -О чем вы думаете, когда произносите слово «душа»? (О доме, в котором царит уют; о доброте, о тепле, о сердечности, о чем-то светлом; о внимании; об отношении к окружающим, о желании прийти на помощь….)(На фоне звучащей музыки: Моцарт-Вивальди «Душа») Выстраивание ассоциативного ряда. Индивидуальная работа -Какие ассоциации приходят на ум или западают в вашу душу, когда вы произносите слово «душа»? Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске ДУША -внутренний дом, где все родное -Добро или зло -Любовь -Гармония или дисгармония -свой мир -свет-тьма -тайна -чистота -мир -сердце | Слушают учителя Отвечают на вопросы, рассуждают Делают записи в тетрадь | 1) Познавательные: Построение логической цепи рассуждений. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Коммуникативные :оценка действий партнера, умение выражать мысли |
Словарная работа; реализвция группового задания 10 мин | 1)Подборантонимов: бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) - могут перейти в жестокость. 2)Подбор эпитетов (чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами): Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная У – умиротворенная, умная, увлекающаяся Ш - широкая А – артистичная, активная-Как вам видится, а что же такое душа? -Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово? (Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.) -Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю. 1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание. 2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. 4.В старину: крепостной крестьянин. 5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях). Группы предлагают свои определения А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой) Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) В) Душа – это человек. ( Христианство) - Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записатьв ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей. Составляется одно общее определение. (Примерно получилось такое: Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.) А сейчас при помощи глаголов постараемся описать состояние души -Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души. Для работы предлагается заполнить два столбика: Веселится Гневается Успокаивает Завидует Помогает Подталкивает Защищает Губит Возрождает Убивает Мирит Ссорит Радуется Злится Умиротворяет заботится Трудится Ленится Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится. Слово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово «ленится» приближает нас к бездушным роботам. | Работают со словом в группах Отвечают на вопросы, рассуждают Работают с толковыми словарями | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - умение работать в группе, находить общее решение; -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Знакомство со стихотворением Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» 10мин | - Сегодня наш урок, как вы уже заметили, посвящен труду человеческой души. Тема труда – одна из основных как в русской, так и в мировой литературе. Валерий Брюсов писал в стихотворении «Труд»: В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, Золотых, стальных, алмазных, Нет священней слова «Труд»! Писатели, поэты, художники посвящали теме труда свои лучшие произведения. И это не случайно, потому что труд – основа жизни, трудом живет и славится человек. Чтение подготовленным учащимся стихотворения Заболоцкого «Душа обязана трудиться». 1)Слово учителя Оказывается, проблемы, связанные с темой «Душа», весьма злободневны, и не только нас с вами одних они волнуют. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и мы, над словом «душа» Почему, на ваш взгляд, «нельзя позволять душе лениться А так ли это важно, чтобы душа наша не ленилась? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения. Первичная беседа -Что это, как вы думаете? Совет? Наказ? Нравоучение для нас с вами? Обращение к читателю, к себе? (можно порассуждать) Вы представляете, эти строки писал поэт, будучи смертельно больным. Стало быть, это обращение к нам с вами. Можно выслушать детей: о чем стихотворение, чем интересно с точки зрения языка, что необычно, какое настроение вызвало, каким видим автора, о чем оно заставило задуматься… Можно задать вопросы: - О чем вы подумали, когда услышали строки? (рассуждаем) -О чём оно? Какие проблемы решает в нем автор? А) проблема жизненной цели Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Б)проблема освоения новых жизненных рубежей: только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. | Слушают Делятся впечатлениями Работают с текстом. Отвечают на вопросы рассуждают | 1)Личностные: -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; 2.познавательные: формулирование проблемы, выбор обоснований, анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей 3.Регулятивные Прогнозирование, планирование 4.Коммуникативные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
| -Какова основная мысль стихотворного текста? «душа обязана трудиться» -Зачем она должна трудиться? «Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время. - Как, по мнению автора, можно заставить трудиться?Что нужно делать для того, чтобы не позволять душе лениться? ( «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды». -Это автор употребляет в переносном значении.Какой смысл вложил автор в эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.) - Что произойдет, если душе «дать поблажку»? Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.) - Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. -Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой? -А как сам автор относится к своей душе? (строг к своей душе) - Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам. - Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы для него? «Душа - рабыня и царица», «Воспитание души», «Труд души») Выводы Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни. Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. у человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится» И не только поэт Н.Заболоцкий решает проблемы истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов .Послушайте одно из таких, которое тронуло мою душу. Это стихотворение И.Шварца «Музыкант играл на скрипке» Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел. Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил. А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь. А чего с ней церемониться, чего ее беречь. Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь. И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, По чьему благословению я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, Музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она. Задумалась над последними двумя строчками. Да, наверное, это так. Мне кажется, что труд души заключается в постоянном движении, развитии и совершенствовании. | | |