УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ… ТЕМА СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР» (1897)
Цели: подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно значимые проблемы, развитие у учащихся базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере изображаемого в рассказе А.И. Куприна.
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное
значение;
Развивающие:
– развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые
метапредметные умения.
Воспитательные:
– воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру
– формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания.
Формирование компетенций:
Личностные:
– формирование социально значимых качеств личности;
– формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критики
Коммуникативные:
– формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– конструировать монологические и диалогические высказывания.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;
– планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
– оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
– сравнивать, находить нужную информацию.
Планируемые результаты:
Личностные:
– готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно – смыслового самоопределения.
Метапредметные:
– приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.
Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.
Формы мыследеятельности:
– самостоятельная работа с различными источниками информации;
– оформление и предъявление главного из данной информации;
– коммуникативное сотрудничество, работа в группе;
– рефлексия.
Оборудование: медиаоборудование, магнитная доска, магниты, тесты (по 1 на парту для работы в парах), карточки (биграфия), 8 разноцветных лепестков и середина цветка, названия качеств.
Приветствие. Поздороваться.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
Эмоциональный настрой.
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
Вопрос, который я сейчас задам, несколько неожиданен. Ребята, сколько на Земле профессий, вы знаете?.. По неофициальным данным, всего в мире есть около 40 тысяч различных профессий. Какие профессии вы знаете? А какая профессия, на ваш взгляд, самая важная? Обоснуйте своё мнение.(Постараться, чтобы возникла дискуссия.)
Да, действительно, профессии важны все. И всё же…
Чтение учителем отрывка из стихотворения.
Эдуард Асадов
Белые и черные халаты
Если б все профессии на свете
Вдруг сложить горою на планете,
То, наверно, у ее вершины
Вспыхнуло бы слово: «Медицина».
Ибо чуть не с каменного века
Не было почетнее судьбы,
Чем сражаться в пламени борьбы
За спасенье жизни человека.
Все отдать, чтоб побороть недуг!
Цель — свята.
Но святость этой мысли
Требует предельно чистых рук
И в прямом и в переносном смысле.
Потому-то много лет назад
В верности призванию и чести
В светлый час с учениками вместе
Поклялся великий Гиппократ.
И теперь торжественно и свято,
Честными сердцами горячи,
Той же гордой клятвой Гиппократа
На служенье людям, как солдаты,
Присягают новые врачи.
Сколько ж, сколько на земле моей
Было их — достойнейших и честных;
Знаменитых и совсем безвестных
Не щадивших сердца для людей!
И когда б не руки докторов
Там, в дыму, в неходком лазарете,
Не было б, наверное, на свете
Ни меня и ни моих стихов…
Ребята, о ком мы сегодня будем говорить, о людях какой профессии? Да, о врачах.
*Тема нашего урока - «Есть такая профессия… Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» (1897).
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадется к самому сердцу,
И зародится в нем зерно доброты.
Подготовленный ученик напоминает содержание рассказа. (Дудченко Марина)
*Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну бедную семью. У родителей не хватало денег на еду и дрова, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной каморке, и их верными спутниками были постоянные лишения.
Но ситуация сильно ухудшилась, когда серьезно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства, доведенный до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок – доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.
Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку, и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь, наконец, обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней уже не было места горестям и печалям. /1,5мин./
*Вопросы по содержанию.
Как зовут главного героя рассказа, главу семьи?
Почему он оказался без работы, без средств к существованию?
Какое ещё несчастье последовало за этим?
От отчаяния Мерцалов пробовал даже просить милостыню. Чем окончились эти попытки?
Понимаете ли вы главного героя, когда он хочет свести счёты с жизнью? Правильное ли это решение? Почему?
Какие важные слова сказал «чудесный доктор» Мерцалову и его жене? («…Главное — не падайте никогда духом».)
Работа с тестом. Сверка с ответами в презентации.* Самопроверка и самооценка. /3 мин./
Физминутка.
Когда мы читает какое-либо произведение, то нас часто, особенно в детстве, преследует вопрос: а это и вправду было? Поможет нам в этом разобраться Мостовая Валерия.
Подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа.
В основе рассказа «Чудесный доктор» лежит достоверная история, которую поведал один из героев произведения автору. Куприн в 1897 году находился в Киеве, где и услышал трогательную повесть от банкира. В том же году 25 декабря в газете «Киевское слово» выходит рассказ.
Прообразом главного героя стал прославленный русский хирург, учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.*
Интересно, что в жизни Н.И. Пирогова был тоже свой "чудесный доктор". Когда заболел младший брат Николая Ивановича, к нему пригласили профессора Мухина. Этот человек произвёл огромное впечатление на всю семью, его воспринимали не иначе, как доброго чародея. Брат выздоровел, а Николай Иванович начал играть в лекаря и представлял себя выдающимся доктором. Спустя годы, великий медик Пирогов лечил всех, кто к нему обращался: и богатых, и бедных, при этом помогая простым людям, выписывал рецепты, давал деньги на лекарства, продукты. /1,5 мин./
Ребята, какие выводы вы делаете из этого рассказа? (Главное – Пирогов Н.И. – реальное лицо, великий русский врач, хирург.)
Итак, чудесный доктор, а именно Николай Иванович Пирогов – тоже главный герой рассказа и главный герой нашего урока. Накануне Рождества он совершает поистине чудо – дарит жизнь и благополучие, а главное – надежду на лучшее и веру в людей семье Мерцаловых. Как нам рассказала Лера, Николай Иванович на самом деле был таким добрым человеком.
Мы сейчас убедимся, что Пирогов был неравнодушным человеком, и попробуем разобраться, что же сделало его сочувствующим чужой беде, самоотверженным в помощи людям. Для этого познакомимся с его биографией.
Работа в группах. В классе получится 6 групп, если дети на каждой нечётной парте повернутся к чётным партам.
1. Родился, будущий известный врач-хирург, 25 ноября 1810 году в городе Москва, в большой многодетной семье. Его отец майор Иван Иванович Пирогов был военным казначеем. Несмотря на то, что отец семейства работал военным казначеем, семья жила далеко не в роскоши, так как И.И. Пирогов был честным человеком и приучал детей к тому же.
2. Николай родился тринадцатым ребенком в своей семье. Всего в этой семье родилось четырнадцать детей, но многие, к сожалению, умерли еще в младенчестве. В живых остались 6 детей, из них Николай был самым младшим. В семье Пирогова очень ценили нравственные ценности и старались воспитывать детей добропорядочными и трудолюбивыми людьми.
3. В университет, будущий выдающийся хирург поступил в 14 лет. Для того чтобы его приняли в университет, отцу Николая, Ивану Ивановичу Пирогову, пришлось сделать правку в документах сына, приписав ему два года в графе «возраст». Во время учебы Николай был одним из лучших по успеваемости среди студентов, хотя к тому времени он уже стал главным кормильцем в семье. Ему приходилось находить разные подработки.
Ребята, работающие с данными карточками, должны будут подчеркнуть те строки, которые показывают, почему Николай Иванович Пирогов стал таким добросердечным человеком. Делаем вывод.
4. К 18 годам он окончил медицинский факультет Московского университета. После этого он отправляется стажироваться в Дерпт (город Юрьев). Уже в 22 года получил научную степень доктора, а спустя еще четыре года, то есть к 26 он стал профессором медицины. Уже в 30 лет он был известным ученым и врачом, о его лекциях давали афиши в газетах, а о его имени уже знали за пределами России.Во время войн, он всегда добровольно отправлялся на фронт. Всего он участвовал в четырех войнах: Крымская, Кавказская, Русско-турецкая, Франко-прусская.
5. На раненых солдатах он использовал свои методики и различные открытия, спасая множество жизней. Во время обороны Севастополя в 1855 году основал институт сестер милосердия, женщины этого института выполняли уход за ранеными. Первой сестрой милосердия считается Дарья Александровна Севастопольская (Дарья Ткач). Позже труд сестер милосердия стали применять и в госпитальных условиях.
Был награжден Орденом Святого Станислава за достижения в полевой хирургии.
6. Лечил Николай Иванович людей с разным достатком, бедным он мог выдавать лекарства и проводить операции совершенно бесплатно.
6. Несмотря на огромный вклад в военно-полевой хирургии, и добровольное участие в военных сражениях, Николай Иванович смог не угодить Александру второму, чем вызвал его нелюбовь к себе. Пирогов попытался высказаться перед Александром вторым о проблемах русской армии, об отсталости армии и ее вооружения, и царь отправил его в Одессу. А после покушения на Александра второго Пирогов был уволен с государственной службы. После увольнения Николай Иванович жил в своем имении в селе Вишня рядом с украинским городом Винница и там же организовал небольшую бесплатную больницу.
Ребята, работающие с данными карточками, должны будут подчеркнуть те строки, которые доказывают, что Н.И. Пирогов был человеком добрым, неравнодушным и честным. Делаем вывод.
Дать детям на работу 3-4 минуты.
После этого каждая группа громко читает (в хронологической последовательности) свой материал и отвечает на поставленный вопрос. И вопросы, и сам материал высвечивается на слайде презентации. /10 мин./
Работа с текстом произведения:
- А теперь давайте вглядимся в Пирогова – героя рассказа Александра Ивановича Куприна.
Чтение по ролям фрагмента рассказа (Автор, незнакомец, Мерцалов.). // Чтение учителем фрагмента.*
Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
— Вы позволите здесь присесть?
Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки. Минут пять прошло в обоюдном молчании, в продолжение которого незнакомец курил сигару и (Мерцалов это чувствовал) искоса наблюдал за своим соседом.
— Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима!
Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.
— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). — Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.
Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки!..
Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:
— Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.
В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.
Ребята после прочтения находят места, которые характеризуют незнакомца – элементы портрета, речевая характеристика.*
Учитель: Однако это только первое впечатление. Человека судят по поступкам. Доктор сделал для семьи Мерцаловых что-то более весомое. Что же?
Работа с текстом учебника (стр. )
Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:
— Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание... Продолжайте согревающий компресс... Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом…
… Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...
Чтение учителем фрагмента:
Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:
— Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:
— Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!
- Какое качество проявляет доктор в данном эпизоде? (Скромность. Бескорыстие. Настоящая доброта не кричит о себе и не ждёт награды. Добрые люди совершают благородные поступки не для славы, а ради других.)*
Выводы.
- Можно ли сказать, что Николай Иванович Пирогов – настоящий врач? Какими же качествами должен обладать доктор – тот, кто спасает человеческие жизни, каким и был Пирогов? ( Доброта, умение сочувствовать, сострадать, милосердие; решительность, настойчивость, скромность, бескорыстие, щедрость)*
На магнитной доске – цветок, как в презентации. На столе учители или отдельном – названия качеств, из которых надо выбрать подходящие и прикрепить к лепесткам теми же магнитами. Можно вызывать по одному желающих выбрать нужное качество. Те, что останутся, показать: злоба, боязливость, безволие, жестокость, корыстность, равнодушие (прочитать детям). Такие качества не нужны никому. И тем более врачу.
А почему рассказ называется «Чудесный доктор»? (Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло – именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.)
Да, и мы с вами должны никогда не терять надежду на лучшее, не падать духом, не опускать руки. И, наверное, верить в чудо. И тогда всё плохое отступит.
А закончить наш урок я хотела бы ещё одним фрагментом из стихотворения Э.Асадова о врачах:
Пусть безнадежен, может быть, больной,
И правы вы по всем статьям науки,
Но ждать конца, сложив спокойно руки,
Да можно ль с настоящею душой?!
Ведь если не пылать и примиряться
И не стремиться поддержать плечом,
Пусть в трижды безнадежной ситуации,
Зачем же быть сестрой или врачом?!
Нельзя на смерть с покорностью смотреть,
Тем паче где терять-то больше нечего,
И как порою ни упряма смерть —
Бесстрашно биться, сметь и только сметь!
Сражаться ради счастья человечьего.
Так славьтесь же на много поколений,
Упрямыми сердцами горячи,
Не знающие страха и сомнений
Прекрасные и светлые врачи!
Спасибо за работу! Наш урок окончен.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по произведению «Чудесный доктор»
В каком году было написано произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор»?
1897;
1898;
1987;
1988.
2. Признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении «Чудесный доктор»?
Фантастический рассказ;
Исторический рассказ;
Рождественский рассказ
Пасхальный рассказ.
3. В каком городе происходят события рассказа?
Санкт-Петербург;
Москва;
Киев;
Воронеж.
4. К кому Елизавета Ивановна отправляла мальчиков с письмом?
К самому богатому человеку города
К старой знакомой, которой когда-то помогла;
К кредитору, чтобы заложить последние вещи;
К барину, у которого раньше служил Мерцалов.
5. После какого события материальное положение семьи Мерцалова ухудшилось?
После болезни Мерцалова;
После ссоры Мерцалова с бариным;
После визита врача;
Семья Мерцалова всегда жила в нищете.
6. О ком из героев произведения идет речь в цитате: «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи»?
Мерцалов;
Пирогов;
Володя;
Григорий.
7. Почему Мерцалов начал в парке кричать на незнакомца?
Мерцалову было обидно, что незнакомец рассказывал о подарках другим детям;
Незнакомец был виноват в том, что Мерцалов остался без средств к существованию;
Незнакомец отказал дать ему милостыню;
Мерцалова возмутило, что незнакомец начал просить у него деньги.
8. О ком из героев произведения идет речь в цитате: «В необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие»?
Мерцалов;
Доктор;
Володя;
Григорий.
9. Откуда семья Мерцаловых узнала имя «чудесного доктора»?
Доктор сам представился, когда пришел через несколько дней;
Доктор был старым другом Мерцалова, они уже были знакомы;
Фамилия доктора была указана на аптечном ярлыке;
Семья так и не узнала имя своего благодетеля.
10. От кого рассказчик услышал историю, описанную в «Чудесном докторе»?
От Елизаветы Ивановны;
От Мерцалова;
От Григория;
От Владимира.
11. Как изменилась жизнь семьи после визита врача?
Все осталось как прежде;
Машутка выздоровела, но они все равно жили в нищете;
Вскоре заболели и другие дети;
Дела семьи наладились.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/test/chudesnyy-doktor
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Родился, будущий известный врач-хирург, 25 ноября 1810 году в городе Москва, в большой многодетной семье. Его отец майор Иван Иванович Пирогов был военным казначеем. Несмотря на то, что отец семейства работал военным казначеем, семья жила далеко не в роскоши, так как И.И. Пирогов был честным человеком и приучал детей к тому же.
Николай родился тринадцатым ребенком в своей семье. Всего в этой семье родилось четырнадцать детей, но многие, к сожалению, умерли еще в младенчестве. В живых остались 6 детей, из них Николай был самым младшим. В семье Пирогова очень ценили нравственные ценности и старались воспитывать детей добропорядочными и трудолюбивыми людьми.
В университет, будущий выдающийся хирург поступил в 14 лет. Для того чтобы его приняли в университет, отцу Николая, Ивану Ивановичу Пирогову, пришлось сделать правку в документах сына, приписав ему два года в графе «возраст».
Во время учебы Николай был одним из лучших по успеваемости среди студентов, хотя к тому времени он уже стал главным кормильцем в семье. Ему приходилось находить разные подработки.
К 18 годам он окончил медицинский факультет Московского университета. После этого он отправляется стажироваться в Дерпт (город Юрьев). Уже в 22 года получил научную степень доктора, а спустя еще четыре года, то есть к 26 он стал профессором медицины. Уже в 30 лет он был известным ученым и врачом, о его лекциях давали афиши в газетах, а о его имени уже знали за пределами России.
Во время войн, он всегда добровольно отправлялся на фронт. Всего он участвовал в четырех войнах: Крымская, Кавказская, Русско-турецкая, Франко-прусская. На раненых солдатах он использовал свои методики и различные открытия, спасая множество жизней.
Во время обороны Севастополя в 1855 году основал институт сестер милосердия, женщины этого института выполняли уход за ранеными. Первой сестрой милосердия считается Дарья Александровна Севастопольская (Дарья Ткач). Позже труд сестер милосердия стали применять и в госпитальных условиях.
Был награжден Орденом Святого Станислава за достижения в полевой хирургии.
Лечил Николай Иванович людей с разным достатком, бедным он мог выдавать лекарства и проводить операции совершенно бесплатно.
Несмотря на огромный вклад в военно-полевой хирургии, и добровольное участие в военных сражениях, Николай Иванович смог не угодить Александру второму, чем вызвал его нелюбовь к себе. Пирогов попытался высказаться перед Александром вторым о проблемах русской армии, об отсталости армии и ее вооружения, и царь отправил его в Одессу. А после покушения на Александра второго Пирогов был уволен с государственной службы.
После увольнения Николай Иванович жил в своем имении в селе «Вишня» рядом с украинским городом Винница и там же организовал небольшую бесплатную больницу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Родился, будущий известный врач-хирург, 25 ноября 1810 году в городе Москва, в большой многодетной семье. Его отец майор Иван Иванович Пирогов был военным казначеем. Несмотря на то, что отец семейства работал военным казначеем, семья жила далеко не в роскоши, так как И.И. Пирогов был честным человеком и приучал детей к тому же.
2. Николай родился тринадцатым ребенком в своей семье. Всего в этой семье родилось четырнадцать детей, но многие, к сожалению, умерли еще в младенчестве. В живых остались 6 детей, из них Николай был самым младшим. В семье Пирогова очень ценили нравственные ценности и старались воспитывать детей добропорядочными и трудолюбивыми людьми.
3. В университет, будущий выдающийся хирург поступил в 14 лет. Для того чтобы его приняли в университет, отцу Николая, Ивану Ивановичу Пирогову, пришлось сделать правку в документах сына, приписав ему два года в графе «возраст». Во время учебы Николай был одним из лучших по успеваемости среди студентов, хотя к тому времени он уже стал главным кормильцем в семье. Ему приходилось находить разные подработки.
4. К 18 годам он окончил медицинский факультет Московского университета. После этого он отправляется стажироваться в Дерпт (город Юрьев). Уже в 22 года получил научную степень доктора, а спустя еще четыре года, то есть к 26 он стал профессором медицины. Уже в 30 лет он был известным ученым и врачом, о его лекциях давали афиши в газетах, а о его имени уже знали за пределами России.
Во время войн, он всегда добровольно отправлялся на фронт. Всего он участвовал в четырех войнах: Крымская, Кавказская, Русско-турецкая, Франко-прусская. На раненых солдатах он использовал свои методики и различные открытия, спасая множество жизней.
5. Во время обороны Севастополя в 1855 году основал институт сестер милосердия, женщины этого института выполняли уход за ранеными. Первой сестрой милосердия считается Дарья Александровна Севастопольская (Дарья Ткач). Позже труд сестер милосердия стали применять и в госпитальных условиях.
Был награжден Орденом Святого Станислава за достижения в полевой хирургии.
Лечил Николай Иванович людей с разным достатком, бедным он мог выдавать лекарства и проводить операции совершенно бесплатно.
6. Несмотря на огромный вклад в военно-полевой хирургии, и добровольное участие в военных сражениях, Николай Иванович смог не угодить Александру второму, чем вызвал его нелюбовь к себе. Пирогов попытался высказаться перед Александром вторым о проблемах русской армии, об отсталости армии и ее вооружения, и царь отправил его в Одессу. А после покушения на Александра второго Пирогов был уволен с государственной службы. После увольнения Николай Иванович жил в своем имении в селе Вишня рядом с украинским городом Винница и там же организовал небольшую бесплатную больницу.
Для учителя.
Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло – именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.
Тема
В своем произведении автор поднимает проблематику сострадания, человечности и милосердия. Благодаря этим прекрасным качествам мир вокруг можно сделать гораздо лучше и добрее. В этом заключается суть «Чудесного доктора».
Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству. При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно – помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.
Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.
Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить ее светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым – вот чему учит рассказ Куприна.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/chudesnyy-doktor/analiz-proizvedeniya-kuprina.html
Доброта
Милосердие
Скромность
Щедрость
ЗЛОБА
Жестокость
Равнодушие
Корыстность
Безволие
Боязливость
Сочувствие
Сострадание
Честность
Решительность
Настойчивость
Смелость