СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный урок-исследование «Есть такая профессия… Тема служения людям в рассказе А.А. Куприна «Чудесный доктор»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературы проводится после прочтения в классе (можно дома) рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор". Урок имеет метапредметный характер, показывает ребятам качества настоящего врача, поднимает проблему доброты, учит детей неравнодушию и отзывчивости.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок-исследование «Есть такая профессия… Тема служения людям в рассказе А.А. Куприна «Чудесный доктор»»

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ… ТЕМА СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР» (1897)

Цели: подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно значимые проблемы, развитие у учащихся базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере изображаемого в рассказе А.И. Куприна.

Задачи:

Образовательные:

формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное

значение;

Развивающие:

развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые

метапредметные умения.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру

формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Формирование компетенций:

Личностные:

формирование социально значимых качеств личности;

формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критики

Коммуникативные:

формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

формулировать собственное мнение и позицию;

конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

Личностные:

готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно – смыслового самоопределения.

Метапредметные:

приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.

Формы мыследеятельности:

самостоятельная работа с различными источниками информации;

оформление и предъявление главного из данной информации;

коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

рефлексия.


Оборудование: медиаоборудование, магнитная доска, магниты, тесты (по 1 на парту для работы в парах), карточки (биграфия), 8 разноцветных лепестков и середина цветка, названия качеств.

  1. Приветствие. Поздороваться.


Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!


  1. Эмоциональный настрой.


– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?


  1. Вопрос, который я сейчас задам, несколько неожиданен. Ребята, сколько на Земле профессий, вы знаете?.. По неофициальным данным, всего в мире есть около 40 тысяч различных профессий. Какие профессии вы знаете? А какая профессия, на ваш взгляд, самая важная? Обоснуйте своё мнение.(Постараться, чтобы возникла дискуссия.)

Да, действительно, профессии важны все. И всё же…

  1. Чтение учителем отрывка из стихотворения.


Эдуард Асадов 

Белые и черные халаты

Если б все профессии на свете

Вдруг сложить горою на планете,

То, наверно, у ее вершины

Вспыхнуло бы слово: «Медицина».

Ибо чуть не с каменного века

Не было почетнее судьбы,

Чем сражаться в пламени борьбы

За спасенье жизни человека.

Все отдать, чтоб побороть недуг!

Цель — свята.

Но святость этой мысли

Требует предельно чистых рук

И в прямом и в переносном смысле.

Потому-то много лет назад

В верности призванию и чести

В светлый час с учениками вместе

Поклялся великий Гиппократ.

И теперь торжественно и свято,

Честными сердцами горячи,

Той же гордой клятвой Гиппократа

На служенье людям, как солдаты,

Присягают новые врачи.

Сколько ж, сколько на земле моей

Было их — достойнейших и честных;

Знаменитых и совсем безвестных

Не щадивших сердца для людей!

И когда б не руки докторов

Там, в дыму, в неходком лазарете,

Не было б, наверное, на свете

Ни меня и ни моих стихов…


  1. Ребята, о ком мы сегодня будем говорить, о людях какой профессии? Да, о врачах.


  1. *Тема нашего урока - «Есть такая профессия… Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» (1897).

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Пусть подкрадется к самому сердцу,

И зародится в нем зерно доброты.


  1. Подготовленный ученик напоминает содержание рассказа. (Дудченко Марина)


*Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну бедную семью. У родителей не хватало денег на еду и дрова, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной каморке, и их верными спутниками были постоянные лишения.

Но ситуация сильно ухудшилась, когда серьезно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства, доведенный до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок – доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.

Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку, и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь, наконец, обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней уже не было места горестям и печалям. /1,5мин./


  1. *Вопросы по содержанию.


  • Как зовут главного героя рассказа, главу семьи?

  • Почему он оказался без работы, без средств к существованию?

  • Какое ещё несчастье последовало за этим?

  • От отчаяния Мерцалов пробовал даже просить милостыню. Чем окончились эти попытки?

  • Понимаете ли вы главного героя, когда он хочет свести счёты с жизнью? Правильное ли это решение? Почему?

  • Какие важные слова сказал «чудесный доктор» Мерцалову и его жене? («…Главное — не падайте никогда духом».)

  1. Работа с тестом. Сверка с ответами в презентации.* Самопроверка и самооценка. /3 мин./

Физминутка.

  1. Когда мы читает какое-либо произведение, то нас часто, особенно в детстве, преследует вопрос: а это и вправду было? Поможет нам в этом разобраться Мостовая Валерия.


  1. Подготовленный ученик рассказывает историю создания рассказа.


В основе рассказа «Чудесный доктор» лежит достоверная история, которую поведал один из героев произведения автору. Куприн в 1897 году находился в Киеве, где и услышал трогательную повесть от банкира. В том же году 25 декабря в газете «Киевское слово» выходит рассказ.

Прообразом главного героя стал прославленный русский хирург, учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.*

Интересно, что в жизни Н.И. Пирогова был тоже свой "чудесный доктор". Когда заболел младший брат Николая Ивановича, к нему пригласили профессора Мухина. Этот человек произвёл огромное впечатление на всю семью, его воспринимали не иначе, как доброго чародея. Брат выздоровел, а Николай Иванович начал играть в лекаря и представлял себя выдающимся доктором. Спустя годы, великий медик Пирогов лечил всех, кто к нему обращался: и богатых, и бедных, при этом помогая простым людям, выписывал рецепты, давал деньги на лекарства, продукты. /1,5 мин./


  1. Ребята, какие выводы вы делаете из этого рассказа? (Главное – Пирогов Н.И. – реальное лицо, великий русский врач, хирург.)


  1. Итак, чудесный доктор, а именно Николай Иванович Пирогов – тоже главный герой рассказа и главный герой нашего урока. Накануне Рождества он совершает поистине чудо – дарит жизнь и благополучие, а главное – надежду на лучшее и веру в людей семье Мерцаловых. Как нам рассказала Лера, Николай Иванович на самом деле был таким добрым человеком.


  1. Мы сейчас убедимся, что Пирогов был неравнодушным человеком, и попробуем разобраться, что же сделало его сочувствующим чужой беде, самоотверженным в помощи людям. Для этого познакомимся с его биографией.


  1. Работа в группах. В классе получится 6 групп, если дети на каждой нечётной парте повернутся к чётным партам.


1. Родился, будущий известный врач-хирург, 25 ноября 1810 году в городе Москва, в большой многодетной семье. Его отец майор Иван Иванович Пирогов был военным казначеем. Несмотря на то, что отец семейства работал военным казначеем, семья жила далеко не в роскоши, так как И.И. Пирогов был честным человеком и приучал детей к тому же.

2. Николай родился тринадцатым ребенком в своей семье. Всего в этой семье родилось четырнадцать детей, но многие, к сожалению, умерли еще в младенчестве. В живых остались 6 детей, из них Николай был самым младшим. В семье Пирогова очень ценили нравственные ценности и старались воспитывать детей добропорядочными и трудолюбивыми людьми.

3. В университет, будущий выдающийся хирург поступил в 14 лет. Для того чтобы его приняли в университет, отцу Николая, Ивану Ивановичу Пирогову, пришлось сделать правку в документах сына, приписав ему два года в графе «возраст». Во время учебы Николай был одним из лучших по успеваемости среди студентов, хотя к тому времени он уже стал главным кормильцем в семье. Ему приходилось находить разные подработки.

Ребята, работающие с данными карточками, должны будут подчеркнуть те строки, которые показывают, почему Николай Иванович Пирогов стал таким добросердечным человеком. Делаем вывод.

4. К 18 годам он окончил медицинский факультет Московского университета. После этого он отправляется стажироваться в Дерпт (город Юрьев). Уже в 22 года получил научную степень доктора, а спустя еще четыре года, то есть к 26 он стал профессором медицины. Уже в 30 лет он был известным ученым и врачом, о его лекциях давали афиши в газетах, а о его имени уже знали за пределами России.Во время войн, он всегда добровольно отправлялся на фронт. Всего он участвовал в четырех войнах: Крымская, Кавказская, Русско-турецкая, Франко-прусская.

5. На раненых солдатах он использовал свои методики и различные открытия, спасая множество жизней. Во время обороны Севастополя в 1855 году основал институт сестер милосердия, женщины этого института выполняли уход за ранеными. Первой сестрой милосердия считается Дарья Александровна Севастопольская (Дарья Ткач). Позже труд сестер милосердия стали применять и в госпитальных условиях.

Был награжден Орденом Святого Станислава за достижения в полевой хирургии.

6. Лечил Николай Иванович людей с разным достатком, бедным он мог выдавать лекарства и проводить операции совершенно бесплатно.

6. Несмотря на огромный вклад в военно-полевой хирургии, и добровольное участие в военных сражениях, Николай Иванович смог не угодить Александру второму, чем вызвал его нелюбовь к себе. Пирогов попытался высказаться перед Александром вторым о проблемах русской армии, об отсталости армии и ее вооружения, и царь отправил его в Одессу. А после покушения на Александра второго Пирогов был уволен с государственной службы. После увольнения Николай Иванович жил в своем имении в селе Вишня рядом с украинским городом Винница и там же организовал небольшую бесплатную больницу.

Ребята, работающие с данными карточками, должны будут подчеркнуть те строки, которые доказывают, что Н.И. Пирогов был человеком добрым, неравнодушным и честным. Делаем вывод.

Дать детям на работу 3-4 минуты.

После этого каждая группа громко читает (в хронологической последовательности) свой материал и отвечает на поставленный вопрос. И вопросы, и сам материал высвечивается на слайде презентации. /10 мин./

  1. Работа с текстом произведения:

- А теперь давайте вглядимся в Пирогова – героя рассказа Александра Ивановича Куприна.

Чтение по ролям фрагмента рассказа (Автор, незнакомец, Мерцалов.). // Чтение учителем фрагмента.*


Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

— Вы позволите здесь присесть?

Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки. Минут пять прошло в обоюдном молчании, в продолжение которого незнакомец курил сигару и (Мерцалов это чувствовал) искоса наблюдал за своим соседом.

— Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима!

Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). — Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.

Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки!..

Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

— Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.

В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. 

  1. Ребята после прочтения находят места, которые характеризуют незнакомца – элементы портрета, речевая характеристика.*

  2. Учитель: Однако это только первое впечатление. Человека судят по поступкам. Доктор сделал для семьи Мерцаловых что-то более весомое. Что же?

  3. Работа с текстом учебника (стр. )


Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

— Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание... Продолжайте согревающий компресс... Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом…

… Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...

  1. Чтение учителем фрагмента:

Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

— Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:

— Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!

- Какое качество проявляет доктор в данном эпизоде? (Скромность. Бескорыстие. Настоящая доброта не кричит о себе и не ждёт награды. Добрые люди совершают благородные поступки не для славы, а ради других.)*

  1. Выводы.

- Можно ли сказать, что Николай Иванович Пирогов – настоящий врач? Какими же качествами должен обладать доктор – тот, кто спасает человеческие жизни, каким и был Пирогов? ( Доброта, умение сочувствовать, сострадать, милосердие; решительность, настойчивость, скромность, бескорыстие, щедрость)*

На магнитной доске – цветок, как в презентации. На столе учители или отдельном – названия качеств, из которых надо выбрать подходящие и прикрепить к лепесткам теми же магнитами. Можно вызывать по одному желающих выбрать нужное качество. Те, что останутся, показать: злоба, боязливость, безволие, жестокость, корыстность, равнодушие (прочитать детям). Такие качества не нужны никому. И тем более врачу.


  1. А почему рассказ называется «Чудесный доктор»? (Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло – именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.)

  2. Да, и мы с вами должны никогда не терять надежду на лучшее, не падать духом, не опускать руки. И, наверное, верить в чудо. И тогда всё плохое отступит.

  3. А закончить наш урок я хотела бы ещё одним фрагментом из стихотворения Э.Асадова о врачах:

Пусть безнадежен, может быть, больной,

И правы вы по всем статьям науки,

Но ждать конца, сложив спокойно руки,

Да можно ль с настоящею душой?!

Ведь если не пылать и примиряться

И не стремиться поддержать плечом,

Пусть в трижды безнадежной ситуации,

Зачем же быть сестрой или врачом?!

Нельзя на смерть с покорностью смотреть,

Тем паче где терять-то больше нечего,

И как порою ни упряма смерть —

Бесстрашно биться, сметь и только сметь!

Сражаться ради счастья человечьего.

Так славьтесь же на много поколений,

Упрямыми сердцами горячи,

Не знающие страха и сомнений

Прекрасные и светлые врачи!

Спасибо за работу! Наш урок окончен.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по произведению «Чудесный доктор»

  1. В каком году было написано произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор»?

  1. 1897;

  2. 1898;

  3. 1987;

  4. 1988.

2. Признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении «Чудесный доктор»?

  1. Фантастический рассказ;

  2. Исторический рассказ;

  3. Рождественский рассказ

  4. Пасхальный рассказ.

3. В каком городе происходят события рассказа?

  1. Санкт-Петербург;

  2. Москва;

  3. Киев;

  4. Воронеж.

4. К кому Елизавета Ивановна отправляла мальчиков с письмом?

  1. К самому богатому человеку города

  2. К старой знакомой, которой когда-то помогла;

  3. К кредитору, чтобы заложить последние вещи;

  4. К барину, у которого раньше служил Мерцалов.

5. После какого события материальное положение семьи Мерцалова ухудшилось?

  1. После болезни Мерцалова;

  2. После ссоры Мерцалова с бариным;

  3. После визита врача;

  4. Семья Мерцалова всегда жила в нищете.

6. О ком из героев произведения идет речь в цитате: «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи»?

  1. Мерцалов;

  2. Пирогов;

  3. Володя;

  4. Григорий.

7. Почему Мерцалов начал в парке кричать на незнакомца?

  1. Мерцалову было обидно, что незнакомец рассказывал о подарках другим детям;

  2. Незнакомец был виноват в том, что Мерцалов остался без средств к существованию;

  3. Незнакомец отказал дать ему милостыню;

  4. Мерцалова возмутило, что незнакомец начал просить у него деньги.

8. О ком из героев произведения идет речь в цитате: «В необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие»?

  1. Мерцалов;

  2. Доктор;

  3. Володя;

  4. Григорий.

9. Откуда семья Мерцаловых узнала имя «чудесного доктора»?

  1. Доктор сам представился, когда пришел через несколько дней;

  2. Доктор был старым другом Мерцалова, они уже были знакомы;

  3. Фамилия доктора была указана на аптечном ярлыке;

  4. Семья так и не узнала имя своего благодетеля.

10. От кого рассказчик услышал историю, описанную в «Чудесном докторе»?

  1. От Елизаветы Ивановны;

  2. От Мерцалова;

  3. От Григория;

  4. От Владимира.

11. Как изменилась жизнь семьи после визита врача?

  1. Все осталось как прежде;

  2. Машутка выздоровела, но они все равно жили в нищете;

  3. Вскоре заболели и другие дети;

  4. Дела семьи наладились.


Подробнее: https://obrazovaka.ru/test/chudesnyy-doktor

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Родился, будущий известный врач-хирург, 25 ноября 1810 году в городе Москва, в большой многодетной семье. Его отец майор Иван Иванович Пирогов был военным казначеем. Несмотря на то, что отец семейства работал военным казначеем, семья жила далеко не в роскоши, так как И.И. Пирогов был честным человеком и приучал детей к тому же.

  2. Николай родился тринадцатым ребенком в своей семье. Всего в этой семье родилось четырнадцать детей, но многие, к сожалению, умерли еще в младенчестве. В живых остались 6 детей, из них Николай был самым младшим. В семье Пирогова очень ценили нравственные ценности и старались воспитывать детей добропорядочными и трудолюбивыми людьми.

  3. В университет, будущий выдающийся хирург поступил в 14 лет. Для того чтобы его приняли в университет, отцу Николая, Ивану Ивановичу Пирогову, пришлось сделать правку в документах сына, приписав ему два года в графе «возраст».

Во время учебы Николай был одним из лучших по успеваемости среди студентов, хотя к тому времени он уже стал главным кормильцем в семье. Ему приходилось находить разные подработки. 

  1. К 18 годам он окончил медицинский факультет Московского университета. После этого он отправляется стажироваться в Дерпт (город Юрьев). Уже в 22 года получил научную степень доктора, а спустя еще четыре года, то есть к 26 он стал профессором медицины. Уже в 30 лет он был известным ученым и врачом, о его лекциях давали афиши в газетах, а о его имени уже знали за пределами России.

Во время войн, он всегда добровольно отправлялся на фронт. Всего он участвовал в четырех войнах: Крымская, Кавказская, Русско-турецкая, Франко-прусская. На раненых солдатах он использовал свои методики и различные открытия, спасая множество жизней. 

  1. Во время обороны Севастополя в 1855 году основал институт сестер милосердия, женщины этого института выполняли уход за ранеными. Первой сестрой милосердия считается Дарья Александровна Севастопольская (Дарья Ткач). Позже труд сестер милосердия стали применять и в госпитальных условиях.

Был награжден Орденом Святого Станислава за достижения в полевой хирургии.

Лечил Николай Иванович людей с разным достатком, бедным он мог выдавать лекарства и проводить операции совершенно бесплатно.

  1. Несмотря на огромный вклад в военно-полевой хирургии, и добровольное участие в военных сражениях, Николай Иванович смог не угодить Александру второму, чем вызвал его нелюбовь к себе. Пирогов попытался высказаться перед Александром вторым о проблемах русской армии, об отсталости армии и ее вооружения, и царь отправил его в Одессу. А после покушения на Александра второго Пирогов был уволен с государственной службы.

После увольнения Николай Иванович жил в своем имении в селе «Вишня» рядом с украинским городом Винница и там же организовал небольшую бесплатную больницу.







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Родился, будущий известный врач-хирург, 25 ноября 1810 году в городе Москва, в большой многодетной семье. Его отец майор Иван Иванович Пирогов был военным казначеем. Несмотря на то, что отец семейства работал военным казначеем, семья жила далеко не в роскоши, так как И.И. Пирогов был честным человеком и приучал детей к тому же.




2. Николай родился тринадцатым ребенком в своей семье. Всего в этой семье родилось четырнадцать детей, но многие, к сожалению, умерли еще в младенчестве. В живых остались 6 детей, из них Николай был самым младшим. В семье Пирогова очень ценили нравственные ценности и старались воспитывать детей добропорядочными и трудолюбивыми людьми.




3. В университет, будущий выдающийся хирург поступил в 14 лет. Для того чтобы его приняли в университет, отцу Николая, Ивану Ивановичу Пирогову, пришлось сделать правку в документах сына, приписав ему два года в графе «возраст». Во время учебы Николай был одним из лучших по успеваемости среди студентов, хотя к тому времени он уже стал главным кормильцем в семье. Ему приходилось находить разные подработки.
















4. К 18 годам он окончил медицинский факультет Московского университета. После этого он отправляется стажироваться в Дерпт (город Юрьев). Уже в 22 года получил научную степень доктора, а спустя еще четыре года, то есть к 26 он стал профессором медицины. Уже в 30 лет он был известным ученым и врачом, о его лекциях давали афиши в газетах, а о его имени уже знали за пределами России.

Во время войн, он всегда добровольно отправлялся на фронт. Всего он участвовал в четырех войнах: Крымская, Кавказская, Русско-турецкая, Франко-прусская. На раненых солдатах он использовал свои методики и различные открытия, спасая множество жизней.



5. Во время обороны Севастополя в 1855 году основал институт сестер милосердия, женщины этого института выполняли уход за ранеными. Первой сестрой милосердия считается Дарья Александровна Севастопольская (Дарья Ткач). Позже труд сестер милосердия стали применять и в госпитальных условиях.

Был награжден Орденом Святого Станислава за достижения в полевой хирургии.

Лечил Николай Иванович людей с разным достатком, бедным он мог выдавать лекарства и проводить операции совершенно бесплатно.


6. Несмотря на огромный вклад в военно-полевой хирургии, и добровольное участие в военных сражениях, Николай Иванович смог не угодить Александру второму, чем вызвал его нелюбовь к себе. Пирогов попытался высказаться перед Александром вторым о проблемах русской армии, об отсталости армии и ее вооружения, и царь отправил его в Одессу. А после покушения на Александра второго Пирогов был уволен с государственной службы. После увольнения Николай Иванович жил в своем имении в селе Вишня рядом с украинским городом Винница и там же организовал небольшую бесплатную больницу.



Для учителя.


Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло – именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.

Тема

В своем произведении автор поднимает проблематику сострадания, человечности и милосердия. Благодаря этим прекрасным качествам мир вокруг можно сделать гораздо лучше и добрее. В этом заключается суть «Чудесного доктора».

Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству. При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно – помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.

Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.

Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить ее светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым – вот чему учит рассказ Куприна.


Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/chudesnyy-doktor/analiz-proizvedeniya-kuprina.html



























Доброта











Милосердие











Скромность











Щедрость

















ЗЛОБА

Жестокость

Равнодушие

Корыстность

Безволие

Боязливость

Сочувствие

Сострадание

Честность

Решительность

Настойчивость

Смелость