Урок по русскому языку в 8 классе.
Тема: «Неполные предложения».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставных предложений.
Задачи:
обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации и выводу.
воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении;
- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах),
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Словарный диктант (лингвистическая дуэль). Проверка знания написания словарных слов.
В течение урока, наподобие тучи, вследствие дождя, идти след в след, пойти навстречу, показаться вдали, в продолжении романа, учить в течение долгого времени, сложить вчетверо, выполнить точь-в-точь.
После диктанта – взаимопроверка и подведение итогов : «Кто победил», «Кто ранен», «Кто убит».
Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма: «Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».
1.Определение – главный член предложения? (нет)
2. Подлежащее – второстепенный член предложения? (нет)
3. Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)
4. Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)
5.Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)
6.Подлежащее может быть выражено прилагательным? (да)
7.Дополнение – второстепенный член предложения? (да)
8.Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)
9.В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)
10.В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)
11. Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)
Объяснение нового материала.
а) Создание речевой ситуации.
- Куда мы ездили на каникулах?
- Что понравилось?
Анализ прозвучавших ответов. Запись их и полных ответов на доске.
а) Создание эвристической ситуации.
- Какова тема нашего урока?
Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными? Прочитайте статью учебника, выполните тезисные записи в тетради.
4.Изучение темы.
Практическая работа.
— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.
— Сделайте вывод.
Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.
Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.
Змея один раз меняет кожу, а предатель меняет каждый день
Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.
Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.
Зачитайте ваши записи. Что выяснили?
б) Дополнительные вопросы:
- Как произносится вторая часть предложения?
- С помощью чего соединены части сложного предложения?
- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?
- Что представляет собой первая часть предложения?
- Что – вторая? Чем соединены части сложного предложения?
3. Слуховой диктант.
Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)
1. + Тамбов – старинный русский город.
2. – В центре города – областной краеведческий музей.
3. + С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .
4. + - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?
5. - - Конечно.
6.+ Зима.
7. + - Тебе нравится решать лингвистические задачи?
8. - - Нравится.
Пояснения учителя.
Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.
Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.
4.Закрепление изученного
Задание на различение односоставных и неполных предложений.
- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.
Наступает вечер. Вечереет. Вечер.
- Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?
- Выполнение упражнений.
Вывод: во вторых частях предложений ставится тире, так как в них пропущен член предложения)
Приём «Дневник исследователя»
-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.
5. Итог урока.
Работа с текстом. Вставьте в текст пропущенные слова, подобрав их из справок:
Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла. Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных … . Среди …, … также можно встретить … односоставные предложения.
Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.
7.Рефлексия.
На уроке было…. Мне понравилось….
Мне не понравилось…. На уроке я узнал (а)….
Домашнее задание.
Написать мини - сочинение «В кино», употребив в нём двусоставные, односоставные и неполные предложения или упражнение.