СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по теме "Мхи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по теме "Мхи"»

Урок-исследование по теме "Мхи"

Учитель биологии МБОУ СШ №17 Н.Ф. Неверова г. Димитровград Ульяновской области.

Цели:

Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями мхов, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями Мелекесского района, ролью в природе и жизни человека.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с микроскопами, живыми материалами.

Воспитывающие: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, сравнение объектов разных видов, умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.

Планируемые результаты: предметные.

Знать: строение и жизнедеятельность мхов, значение в природе и жизни человека.

Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, делать выводы, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии : технология проблемного диалога, ИКТ, деятельностный подход.

Оборудование: микроскоп, лабораторное оборудование (предметное стекло, покровное стекло, пинцеты, ручная лупа и.т.д), раздаточный материал (мох сфагнум, мох кукушкин лен), презентация к уроку.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая.

Межпредметные связи: Окружающий мир, география, экология.

 Основные ресурсы: УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.



Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжим изучать природу родного края. Что будет являться объектом для исследования, мы откроем с помощью ключа.

  1. 8-я буква.

Особые растительные гормоны регулирующие процессы жизнедеятельности растительного организма (фитогорМоны) ?

2. 1-я буква.

Зелёный пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зелёный цвет.

(Хлорофилл).

  1. 6-я буква.

  2. Сложный химический процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических веществ при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений) (фотосИнтез).

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Тема нашего урок исследования – «Мхи». А что мы должны узнать о мхах?

Цели урока: изучить строение, жизнедеятельность, распространение, представителей мхов и их роль в природе и жизни человека.

Исследование всегда очень увлекательное занятие. Особенно когда исследуешь что-то совершенно новое. И сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на болото, в лес и проведём исследование. (Видеофрагмент болота, леса).

Для каждого ученика «Путеводитель исследовательской работы»

Путеводитель исследовательской работы

Изучение внешнего строения мхов .

Цель: знакомство с внешним строением мхов кукушкин лен и сфагнум.

Оборудование: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло,  кукушкин лен (раздаточный материал), мох-сфагнум.

Дата___________.Ф.И.___________________________________________7 «А» класс.

Ход работы

  1. Место произрастания кукушкина льна (стр.54, 1абзац), сфагновых мхов (стр.55, 2абзац).

  2. Цвет мха

  3. Наличие ризоидов

  4. Ветвление стебля

  5. Внешний вид коробочки со спорами. Изучите строение коробочки (спорангий). Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.___________________________________.

  6. Строение клеток на примере мха сфагнума

  7. Размножение


Заполни таблицу

Особенности строения


Кукушкин лен


Сфагнум


1.Место произрастания





2.Цвет мха



3.Наличие ризоидов



4.Ветвление стебля



5.Внешний вид коробочки со спорами





6.Строение клеток



7.Размножение




8.Значение в природе и жизни человека








Подпишите название мхов.

А.__________________ Б. ________________





2

1

Определи какому виду мха принадлежит коробочка (спорофит).



1.

2.



1





Определи клетки сфагнума.

Клетки выполняющие проводящую и запасающую функции -

2

Мертвые клетки-





Отличия:
1.Кукушкин лен-зеленый мох, сфагнум-белый мох, торфяной
2. У кукушкина льна есть ризоиды, у сфагнума-нет
3. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума-есть ветви трех видов
4. В листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги
5. Клетки сфагнума способны образовывать бактерицидные вещества (карболовую кислоту), кукушкин лен-нет
6. Коробочки со спорами у кукушкина льна имеют волосистый колпачек и вытянутую форму, у сфагнума они без колпачка и округлые
7. У кукушкина льна растения мужские и женские, а у сфагнума- обоеполые
8. Коробочки со спорами у кукушкина льна располагаются на верхушках женских растений по одной, а у сфагнума по 3-5

Вывод

На занятии мы изучили отдел Мохообразные, познакомились со строением мха, его жизненным циклом. В жизненном цикле важно, что спорофит растет на гаметофите. Поговорили о разнообразии мхов, рассмотрели маршанцию и сфагнум, который образует торфяные болота.

 

Домашнее задание

Как называются подземные части кукушкина льна?

Как называется первая клетка, которая образуется при оплодотворении у мхов?

Что такое спорофит?



В конце урока учитель предлагает ребятам положить в шкатулку «Знаний» жетоны» по выбору.

Зеленый- мне понравился урок

Желтый – хочу знать больше

Красный- мне было не все понятно.

Если останется время.

В горах Европы, в частности в Карпатах, на скалах и в пещерах встречается особый вид мхов. Зеленая нить, прорастающая из спор этого мха, живет длительное время, достигая значительных размеров, и способна к свечению в полутьме. Особые линзовидные клетки улавливают слабый свет и направляют его на хлоропласты, создавая условия для фотосинтеза. Свет, проходя через хлоропласт, отражается стенкой клетки как зеленый луч. Свечение этого мха породило народные легенды о гномах, которые ночами в пещерах с фонарями охраняют сокровища.