СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -исследование по теме "Разряды имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлен коспект урока-исследования по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных". 

Просмотр содержимого документа
«Урок -исследование по теме "Разряды имен прилагательных"»

 

Урок-исследование по русскому языку в 6 классе 

«Разряды имен прилагательных» 

 

Цели:  
• первичное ознакомление учащихся с разрядами прилагательных; 
• формирование умений выдвигать предположения, проводить наблюдение, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из источника; 
• воспитание интереса к предмету. 
Тип урока: изучение нового материала 
Метод: проблемно-исследовательский 
Форма урока: групповая 
Оборудование урока:  

1) учебник «Русский язык. 6 класс». Под ред. Т. Ладыженской, 2019. 

2) опорные записи на доске; 

3) материалы для работы в группе (образец доклада). 
Форма предъявления: сценарий. 

 
Ход урока: 
 

Орг. момент. Приветствие участников. 

 
1. Мотивационный этап урока (встреча с проблемой). 
Актуализация знаний учащихся. 

- Недавно мы с вами оказались у ворот замечательного города, в котором живут прилагательные. Сразу попасть туда мы не смогли, потому что весь урок подбирали код к замку от ворот города. Надеюсь, что сегодня мы всё-таки проникнем за ворота города Имя прилагательное. 

Опрос по цепочке с опорой на ключевые слова: обозначает, поясняет, отвечает, может быть, изменяется, в предложении является, в речи играет важную роль… 

*** Во время ответа таблички с подсказками переворачиваются и образуется слово «Открыто». 

Назовём весь код города (ответ одного ученика). 

Оценивание ответа учащегося по критериям: полно, последовательно, правильно. 

Оценивание уровня знаний каждого: 

- Все знают код уверенно, без подсказок? А кому надо ещё повторить его дома? 

Итак, мы попали в город Имя прилагательное. 

И первый, кто нам встретился на пути – странный человек из вашего домашнего задания (читаем текст). 

- Назовите прилагательные, которые вы выписали из домашнего упражнения.  - Докажите, что выделенные слова – это прилагательные (3 человека). 
- Какую роль эти прилагательные играют в речи? (помогают выделить предмет из ряда других , выражают оценку автора). 

Создание проблемной ситуации. 
- Ребята, вы не задумывались, почему у прилагательного два вопроса? Три функции в речи? (разные значения). 

Действительно,  выделяют в русском языке три группы прилагательных по значению – разряды (разные ряды): качественные, относительные, притяжательные (вывешиваются карточки на доске). 

Осознание и формулирование проблемы. 

Соберите все свои силы, все внимание – и вперед, к новым исследованиям и открытиям.  

- Да, все прилагательные, живут на трёх улицах.  

- Какие проблемные вопросы возникают? (почему прилагательные каждого разряда так называются, чем отличаются?) 

Выдвижение гипотезы. 

- Давайте предположим, почему эти улицы так называются (учитель записывает на доске предположения).  

- Предположите, чем они могут отличаться? (вопрос, значение) – в процессе работы признаки для сравнения могут добавиться. 

Качественные прилагательные так называются, потому что обозначают различные качества предмета. 

Относительные прилагательные так называются, потому что обозначают отношение предмета к чему-либо. 

Притяжательные прилагательные называются так от слова «притягиваться». 

- Сформулируйте цель нашего исследования (выяснить, почему разряды так называются и чем отличаются друг от друга). 

- Каким источником мы воспользуемся, чтобы проверить наши предположения и узнать новое? (учебник теории и учебник практики). 

- Как мы оформим наши результаты? (в таблице или схеме). 

- С кем мы посоветуемся, прежде чем записывать эти результаты? (с группой) 

Итак, какие умения нам понадобятся? (умение работать с книгой, умение слышать и слушать, умение выступать перед аудиторией с докладом, умение оценивать, умение сопоставлять). 

 

 

2. Исследование. 

Задание группам: изучить параграф 99, заполнить таблицу: 1 ряд отправляется с экскурсией на улицу качественных прилагательных, 2 – относительных, 3 – притяжательных. 5 минут! 

*** Ответ группы записать маркером на листе бумаги для прикрепления на доску. 

 

3. Обмен информацией.  

Доклад групп. Можно использовать подсказку: «Чтобы проверить предположение, действительно ли … прилагательные обозначают …, мы изучили параграф в учебнике  теории и выяснили, что наше предположение … Действительно, … прилагательные обозначают … Они отличаются от других прилагательных …» 

Оценивание работы в группах: самооценка и взаимооценка. Доклад руководителя. Критерии: «Слушатель» - «3», «Активный участник» - «4», «Генератор идей» - «5». 

*** Эксперимент: попробуйте заменить словосочетание с прилагательным словосочетанием с существительным (деревянный дом – дом из дерева; мамин платок – платок мамы).  

Вывод: замена словосочетания с качественным прилагательным на словосочетание сущ. + суш.  невозможна. Такая замена возможна только у относительных и притяжательных прилагательных. 

 

4. Организация информации (таблица). 

Итак, что же мы выяснили?  

Рассказ по 1 человеку от ряда про каждый разряд. Остальные проверяют записи в таблице. 

Отдельный вывод делается по сходствам и отличиям прилагательных. 

 

5. Связывание информации, обобщение и закрепление знаний. 

- Проверим, все ли поняли то, что записано в таблице. Я буду говорить утверждение, а вы будете выражать согласие (поднять руку), несогласие, или частичное согласие.  

  1. Я утверждаю, что признаки всех имён прилагательных могут проявляться в большей или меньшей степени. 

Предполагаемый ответ. Качества, свойства способны проявляться в большей или меньше степени. А вот деревянный стол. Может он быть еще деревяннее? Или может оказаться в нем чуть меньше деревянности? (нет). Может платок быть маминым в большей или меньшей степени? (нет). 

  1. Я утверждаю, что все имена прилагательные отвечают на вопрос КАКОЙ? 

Предполагаемый ответ. Частичное согласие, так как на вопрос КАКОЙ? Отвечают только качественные и относительные прилагательные. 

Вопрос: чем же отличаются качественные прилагательные от относительных? 
- Только тем, что одни могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а другие не могут. 

  1. Я утверждаю, что у всех имён прилагательных признаки постоянные, не меняются. 

Предполагаемый ответ. Несогласие: признаки качественных имён прилагательных могут проявляться в большей или меньшей степени. 

По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее. По виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее. По цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в 1 группу, или разряд, качественных прилагательных. 

 

- У нас получилась замечательная табличка, карта наблюдений, но в ней не хватает фотографий жителей города. Предлагаю каждому индивидуально распределить жителей по улицам. 

Задание: выписать прилагательные и распределить их по разрядам в таблице. 

Все мерещится поле с гречихою, в маленьком доме сирень на окне. 

Милое детство мое вспоминается мне. 

Перед нами простирались Кавказские горы. 

Мамины руки помнятся мне. 

Меня манит к себе глубокое озеро Байкал. 

Ее привезли издалека в края, где шумят ковыли, как долго она привыкала к огню невьянской земли. 

Меня покорил честный поступок моего товарища. 

Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня. 

Я помню отцово наставленье. 

В роще соловьиной мы вспоминали с грустью лето. 

Взаимопроверка в парах: 

11-10 верно выписанных прилагательных – «5», 

9-7 – «4» 

6-5 – «3» 

 

6. Подведение итогов. Рефлексия. 
- Был ли найден ответ на вопрос? 

- Подтвердились ли гипотезы? 

- Что узнали нового о прилагательных? 
- Что характерно для каждой группы прилагательных?  

Если сказать кратко, то притяжательные прилагательные всегда чьи-то, относительные – из чего-то, а качественные, как у кого-то, больше или меньше чего-то. 

Высказывания учеников о своих впечатлениях и ощущениях: 

1.  

На уроке я работал 

активно / пассивно 

2. 

Своей работой на уроке я 

доволен / не доволен 

3. 

Урок для меня показался 

коротким / длинным 

4. 

За урок я 

не устал / устал 

5. 

Мое настроение 

стало лучше / стало хуже 

6. 

Материал урока мне был 

понятен / не понятен 

полезен / бесполезен 

интересен / скучен 

легким / трудным 

 

Высказывание учителя, его наблюдения, дополнительные баллы. 

Оценивание: выводится средний балл по трём составляющим (самооценка, взаимооценка, экспертная оценка). 
 

7. Применение. 

- Вы замечательно поработали. Объявляю рекламную паузу!  
Реклама качественных прилагательных. 
Имя прилагательное! Каких ты только прилагательных ты не найдешь в этом городе! Маленькие и большие, взрослые и подрастающие, хорошие и плохие, красивые и не очень. Холодные и горячие, они так и вьются над поляной имен прилагательных. И каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше вопросов, у кого меньше вопросов. 
Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные антагонисты. Хотя лучше выбрать более подходящее мирное слово – антонимы. 
Но мир качественных прилагательных безбрежен. Он постоянно расширяется. Их количество растет. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее! 
- Вам не жалко относительных и притяжательных прилагательных? Получается, что они некачественные. Кто захочет знаться с ними? Притяжательным легче. Они хоть кому–то нужны, кому–то принадлежат, они чьи – то! А что делать относительным? 
Творческое задание: напишите текст рекламы относительных прилагательных. 
Кому задание покажется сложным, предлагаю выполнить упражнение. 


Д\З: параграф 99 + таблица в тетради (выучить или повторить), упражнение № 356 (по заданию учебника).