Дорожная карта внеурочного занятия
ФИО участника: Мережкина Алина Андреевна
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
Тема: Про воздух (2 класс, 1 часть ст. 48-51)
Тема проекта: Удивительные свойства воздуха
Исследуемый объект: воздух
Цель проекта: Узнать больше о свойствах воздуха
Продукт проекта: Памятка «Удивительные свойства воздуха»
Гипотеза: Предположим, что у воздуха много разных свойств
Планируемые результаты
Предметные:
расширить знания о свойствах воздуха;
выявлять новые свойства воздуха при проведении опытов
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
уметь формулировать тему и цель занятия
Познавательные:
уметь наблюдать, делать выводы, обобщать;
уметь наблюдать и рассуждать;
уметь проводить несложные исследования;
Коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, предлагать помощь;
задавать вопросы;
работать индивидуально, в паре;
формулировать собственное мнение и позицию;
допускать существование различных точек зрения, уметь договариваться, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
бережное отношение к природе
Оборудование:
компьютер;
медиа-проектор;
документ-камера;
презентация Power Point со слайдами;
бумажный веер;
воздушные шары (6 шт)
флипчарт;
фломастеры;
заготовка памятки (Приложение А);
парное задание на карточках (Приложение Б);
наглядный материал для проведения рефлексии «Воздушные шары» (Приложение В)
Таблица 1 - Дорожная карта внеурочного занятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1. Формулировка проблемы и цели исследования Задача: мотивация и побуждение учащихся к формулировке темы, цели и гипотезы исследования | Приветствует учащихся. Включает их в учебную деятельность. Предлагает отгадать загадку и сформулировать тему занятия на основе ответов. Спрашивает, обо всех ли свойствах воздуха учащиеся знают. Предлагает провести исследования, помогая сформулировать его тему и цель. С помощью наводящих вопросов предлагает придумать гипотезу. | Приветствуют учителя Включаются в работу Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос. Формулируют тему и цель исследования Высказывают свои варианты | Тема, цель и гипотеза исследования |
2. Составление плана исследования Задача: составить план исследовательского проекта | С помощью слов-помощников на интерактивной доске предлагает составить план исследовательской работы. | Составляют план работы: 1.Вспомнить уже известные свойства воздуха. 2.Провести опыты и выявить свойства воздуха 3.Разработать памятку о свойствах воздуха | План |
3. Проведение практической части исследования Задача: научить детей работать с картами и проводить исследование | Предлагает учащимся вспомнить, с какими свойствами воздуха они уже знакомы. Помогает проводить опыты и делать по ним выводы, выявляя новые свойства воздуха и проверяя уже известные. Раздает основу памятки и предлагает вписать все изученные свойства. Берет у учащегося памятку и показывает ее через документ камеру. Предлагает выполнить работу на карточке в парах. | Называют уже известные свойства воздуха. Слушают Проводят опыты и делают по ним выводы, выявляя новые свойства воздуха и проверяя уже известные. Вписывают в памятку свойства воздуха В парах выполняют работу на карточке. | Памятка «Удивительные свойства воздуха» |
4.Подведение итогов Задача: предоставить результаты исследовательской деятельности и провести рефлексию | Задает вопросы по исследованию. Спрашивает, достигнута ли цель исследования, выполнен ли план работы или нет. Напоминает о гипотезе, просит опровергнуть или подтвердить ее. Задает вопрос, нужен ли человеку воздух. Предлагает задержать дыхание и проверить, как долго учащиеся могут продержаться без воздуха. Спрашивает, какой должен быть воздух и можно ли его загрязнять. Проводит рефлексию. Предлагает закрепить наглядность для рефлексии на флипчарт. | Отвечают на вопросы. Подтверждают или опровергают гипотезу. Отвечают на вопросы. Участвуют в рефлексии. Крепят наглядность на флипчарт | Готовая памятка |
5.Определение перспектив Задача: дополнить памятку | Предлагает продолжить исследование дома. Для этого под присмотром родителей провести серию опытов и дополнить памятку. Благодарит за занятие и прощается с учащимися | Слушают задание. Прощаются с учителем. | Дополненная памятка |
Ход занятия
Формулировка проблемы и цели исследования
-Здравствуйте, ребята! Очень приятно видеть вас на сегодняшнем занятии. Проверьте, порядок ли у вас на столах. Готовы получать новые знания? Тогда начнем!
-(слайд 1) Чтобы узнать тему нашего занятия, предлагаю вам отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
-Правильно, о воздухе! (слайд 2) Так и называется тема нашего занятия.
-Ребята, а как вы считаете, все ли мы знаем о воздухе? Хотели бы вы узнать о воздухе что-то новое? На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы, как вы думаете?
-Чтобы ответить на ваши вопросы я предлагаю исследовать воздух.
-Проведем исследование в нашей лаборатории. Мы будем, как настоящие ученные выдвигать гипотезы, проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы, делать выводы.
-Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?
-Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.
-Молодцы. Как вы думаете, какую тему для нашего исследования мы можем придумать?
-Вы придумали отличные варианты, но я предлагаю использовать тему «Удивительные свойства воздуха» (слайд 3)
-Что мы сегодня сделаем на уроке?
-Верно, узнаем больше о свойствах воздуха. Это и будет целью нашего занятия (слайд 4)
-Ребята, а как вы считаете, много ли свойств у воздуха?
-Я с вами согласна, их достаточно много. Учитывая это, давайте вместе составим гипотезу (слайд 5) Гипотеза это такое предположение, которое в ходе исследования мы с вами подтвердим или опровергнем.
-Чтобы составить гипотезу, я предлагаю вам закончить предложение (слайд 6)
-Молодцы, вот, что у нас получилось (слайд 7, Предположим, что у воздуха много разных свойств)
2. Составление плана исследования
-Ребята, так как мы с вами сегодня ученые, нам нужно предусмотреть план действий (слайд 8) Чтобы его составить, вам нужно воспользоваться словами-подсказками и закончить предложение.
-(слайд 9) вот такой чудесный план у нас получился.
3. Проведение практической части исследования
-Ребята, давайте вспомним, какие свойства воздуха нам уже знакомы (воздух прозрачный, воздух не имеет вкуса и запаха и др.)
- Многое о воздухе мы с вами уже знаем. Сейчас мы поработаем в парах и проверим некоторые из уже известных нам свойств воздуха.
-(слайд 10) Обратите внимание на доску и вспомните правила работы в парах.
-У первой пары на столе лежит веер. С помощью него вам нужно проверить, может воздух находиться в движении или нет.
-Второй паре нужно проверить, имеет воздух запах или нет.
-Третья пара проверит, есть ли у воздуха вкус.
-Приступайте (проходи между рядами и напоминай про осанку)
-Все выполнили задание? Какие выводы мы можем сделать?
- У вас на столах лежат основы памятки (Приложение А). В левую колонку запишите те свойства воздуха, которые вы уже знаете и которые мы сейчас с вами проверили. Правую оставьте для новых свойств.
-А как вы думаете, имеет ли воздух размер и форму? Давайте проверим это опытным путем.
-Воздух окружает нас с вами. Возьмите воздушные шары и немого надуйте их. Будьте аккуратны, чтобы шарик не лопнул. Какую форму приобрел воздух? (круглую форму шара)
-А если мы надуем шарики немного больше, их размер изменится? (да, шарики увеличатся в размерах)
-А что это значит? (что воздух может принять любую форму)
-Верно. Запишите этот вывод в правую колонку вашей памятки.
-Теперь попробуйте сжать шарик. Легко ли вам это удалось? (нет) Как думаете, почему? (потому что воздух упругий). Запишите этот вывод.
-Давайте посмотрим, какие памятки у вас получились (можно показать некоторые памятки на документ камере, а можно попросить учащихся прочитать то, что они записали).
-Ребята, теперь я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив парную работу на карточках (Приложение Б). Вам нужно найти ошибки в описании Вовы (проходи между рядами и напоминай про осанку)
-Все справились? Давайте сверимся с доской (слайд 11).
-Молодцы!
4. Подведение итогов.
-Что нового вы узнали? Удалось ли нам достигнуть цели исследования? (слайд 12)
-Вспомним про гипотезу (слайд 13). Опровергли мы ее или доказали?
-А как вы считаете, нужен ли человеку воздух?
-Попробуйте задержать дыхание и проверить, как долго сможете продержаться без воздуха.
-Легко ли вам без воздуха? Важно ли, чтобы воздух был чистым?
-Как вы считаете, можно ли загрязнять воздух? А как это отразится на здоровье человека?
-Ребята, мы должны воспитывать в себе желание беречь воздух от каких-либо загрязнений, потому что именно от воздуха зависит здоровье наших легких. А о легких и других органах человека мы более углубленно поговорим на уроках биологии.
-А сейчас вернемся к нашему занятию. Давайте вспомним пункты плана (слайд 14).
-У вас на столах лежат по два бумажных шарика и фломастеры. (слайд 15) Первый шарик раскрасьте в тот цвет, который описывает ваше настроение в конце занятия. Второй шарик раскрасьте в тот цвет, который, по вашему мнению, описывает настроение вашего соседа.
-Шарики с вашим настроением мы закрепим на флипчарте.
5.Определение перспектив
-Наше исследование вы можете продолжить дома. Для этого вы можете вместе с родителями поискать в сети Интернет опыты с воздухом и под присмотром взрослых провести эти опыты и дополнить памятку.
-(слайд 16) Занятие окончено, всем спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПАРНОЕ ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ
Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха: Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный Найди у Вовы ошибки и исправь их. |
Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха: Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный Найди у Вовы ошибки и исправь их. |
Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха: Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный Найди у Вовы ошибки и исправь их. |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»