СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Удивительные свойства воздуха". Автор Мережкина Алина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Удивительные свойства воздуха". Автор Мережкина Алина»

Дорожная карта внеурочного занятия


ФИО участника: Мережкина Алина Андреевна

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Тема: Про воздух (2 класс, 1 часть ст. 48-51)

Тема проекта: Удивительные свойства воздуха

Исследуемый объект: воздух

Цель проекта: Узнать больше о свойствах воздуха

Продукт проекта: Памятка «Удивительные свойства воздуха»

Гипотеза: Предположим, что у воздуха много разных свойств

Планируемые результаты

Предметные:

  1. расширить знания о свойствах воздуха;

  2. выявлять новые свойства воздуха при проведении опытов

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  1. вырабатывать способность различать способ и результат действия;

  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;

  3. уметь формулировать тему и цель занятия

Познавательные:

  1. уметь наблюдать, делать выводы, обобщать;

  2. уметь наблюдать и рассуждать;

  3. уметь проводить несложные исследования;

Коммуникативные:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками, предлагать помощь;

  2. задавать вопросы;

  3. работать индивидуально, в паре;

  4. формулировать собственное мнение и позицию;

  5. допускать существование различных точек зрения, уметь  договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

  1. повышение уровня мотивации учебной деятельности;

  2. ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

  3. бережное отношение к природе

Оборудование:

  • компьютер;

  • медиа-проектор;

  • документ-камера;

  • презентация Power Point со слайдами;

  • бумажный веер;

  • воздушные шары (6 шт)

  • флипчарт;

  • фломастеры;

  • заготовка памятки (Приложение А);

  • парное задание на карточках (Приложение Б);

  • наглядный материал для проведения рефлексии «Воздушные шары» (Приложение В)



Таблица 1 - Дорожная карта внеурочного занятия


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт


1. Формулировка проблемы и цели исследования

Задача: мотивация и побуждение учащихся к формулировке темы, цели и гипотезы исследования

Приветствует учащихся. Включает их в учебную деятельность.

Предлагает отгадать загадку и сформулировать тему занятия на основе ответов.

Спрашивает, обо всех ли свойствах воздуха учащиеся знают. Предлагает провести исследования, помогая сформулировать его тему и цель.

С помощью наводящих вопросов предлагает придумать гипотезу.

Приветствуют учителя

Включаются в работу


Отгадывают загадку.



Отвечают на вопрос.



Формулируют тему и цель исследования

Высказывают свои варианты

Тема, цель и гипотеза исследования

2. Составление плана исследования

Задача: составить план исследовательского проекта


С помощью слов-помощников на интерактивной доске предлагает составить план исследовательской работы.


Составляют план работы:

1.Вспомнить уже известные свойства воздуха.

2.Провести опыты и выявить свойства воздуха

3.Разработать памятку о свойствах воздуха

План

3. Проведение практической части исследования

Задача: научить детей работать с картами и проводить исследование

Предлагает учащимся вспомнить, с какими свойствами воздуха они уже знакомы.

Помогает проводить опыты и делать по ним выводы, выявляя новые свойства воздуха и проверяя уже известные.

Раздает основу памятки и предлагает вписать все изученные свойства.

Берет у учащегося памятку и показывает ее через документ камеру.

Предлагает выполнить работу на карточке в парах.

Называют уже известные свойства воздуха.

Слушают


Проводят опыты и делают по ним выводы, выявляя новые свойства воздуха и проверяя уже известные.

Вписывают в памятку свойства воздуха


В парах выполняют работу на карточке.

Памятка «Удивительные свойства воздуха»

4.Подведение итогов

Задача: предоставить результаты исследовательской деятельности и провести рефлексию

Задает вопросы по исследованию.

Спрашивает, достигнута ли цель исследования, выполнен ли план работы или нет.

Напоминает о гипотезе, просит опровергнуть или подтвердить ее.

Задает вопрос, нужен ли человеку воздух. Предлагает задержать дыхание и проверить, как долго учащиеся могут продержаться без воздуха. Спрашивает, какой должен быть воздух и можно ли его загрязнять.

Проводит рефлексию.

Предлагает закрепить наглядность для рефлексии на флипчарт.

Отвечают на вопросы.





Подтверждают или опровергают гипотезу.


Отвечают на вопросы.








Участвуют в рефлексии.

Крепят наглядность на флипчарт

Готовая памятка

5.Определение перспектив

Задача: дополнить памятку

Предлагает продолжить исследование дома. Для этого под присмотром родителей провести серию опытов и дополнить памятку.

Благодарит за занятие и прощается с учащимися


Слушают задание.





Прощаются с учителем.

Дополненная памятка





Ход занятия


    1. Формулировка проблемы и цели исследования

-Здравствуйте, ребята! Очень приятно видеть вас на сегодняшнем занятии. Проверьте, порядок ли у вас на столах. Готовы получать новые знания? Тогда начнем!

-(слайд 1) Чтобы узнать тему нашего занятия, предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и все же

Без него мы жить не можем.

-Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

-Правильно, о воздухе! (слайд 2) Так и называется тема нашего занятия.

-Ребята, а как вы считаете, все ли мы знаем о воздухе? Хотели бы вы узнать о воздухе что-то новое? На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы, как вы думаете?

-Чтобы ответить на ваши вопросы я предлагаю исследовать воздух.

-Проведем исследование в нашей лаборатории. Мы будем, как настоящие ученные выдвигать гипотезы, проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы, делать выводы.

-Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?

-Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.

-Молодцы. Как вы думаете, какую тему для нашего исследования мы можем придумать?

-Вы придумали отличные варианты, но я предлагаю использовать тему «Удивительные свойства воздуха» (слайд 3)

-Что мы сегодня сделаем на уроке?

-Верно, узнаем больше о свойствах воздуха. Это и будет целью нашего занятия (слайд 4)

-Ребята, а как вы считаете, много ли свойств у воздуха?

-Я с вами согласна, их достаточно много. Учитывая это, давайте вместе составим гипотезу (слайд 5) Гипотеза это такое предположение, которое в ходе исследования мы с вами подтвердим или опровергнем.

-Чтобы составить гипотезу, я предлагаю вам закончить предложение (слайд 6)

-Молодцы, вот, что у нас получилось (слайд 7, Предположим, что у воздуха много разных свойств)

2. Составление плана исследования

-Ребята, так как мы с вами сегодня ученые, нам нужно предусмотреть план действий (слайд 8) Чтобы его составить, вам нужно воспользоваться словами-подсказками и закончить предложение.

-(слайд 9) вот такой чудесный план у нас получился.

3. Проведение практической части исследования

-Ребята, давайте вспомним, какие свойства воздуха нам уже знакомы (воздух прозрачный, воздух не имеет вкуса и запаха и др.)

- Многое о воздухе мы с вами уже знаем. Сейчас мы поработаем в парах и проверим некоторые из уже известных нам свойств воздуха.

-(слайд 10) Обратите внимание на доску и вспомните правила работы в парах.

-У первой пары на столе лежит веер. С помощью него вам нужно проверить, может воздух находиться в движении или нет.

-Второй паре нужно проверить, имеет воздух запах или нет.

-Третья пара проверит, есть ли у воздуха вкус.

-Приступайте (проходи между рядами и напоминай про осанку)

-Все выполнили задание? Какие выводы мы можем сделать?

- У вас на столах лежат основы памятки (Приложение А). В левую колонку запишите те свойства воздуха, которые вы уже знаете и которые мы сейчас с вами проверили. Правую оставьте для новых свойств.

-А как вы думаете, имеет ли воздух размер и форму? Давайте проверим это опытным путем.

-Воздух окружает нас с вами. Возьмите воздушные шары и немого надуйте их. Будьте аккуратны, чтобы шарик не лопнул. Какую форму приобрел воздух? (круглую форму шара)

-А если мы надуем шарики немного больше, их размер изменится? (да, шарики увеличатся в размерах)

-А что это значит? (что воздух может принять любую форму)

-Верно. Запишите этот вывод в правую колонку вашей памятки.

-Теперь попробуйте сжать шарик. Легко ли вам это удалось? (нет) Как думаете, почему? (потому что воздух упругий). Запишите этот вывод.

-Давайте посмотрим, какие памятки у вас получились (можно показать некоторые памятки на документ камере, а можно попросить учащихся прочитать то, что они записали).

-Ребята, теперь я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив парную работу на карточках (Приложение Б). Вам нужно найти ошибки в описании Вовы (проходи между рядами и напоминай про осанку)

-Все справились? Давайте сверимся с доской (слайд 11).

-Молодцы!

4. Подведение итогов.

-Что нового вы узнали? Удалось ли нам достигнуть цели исследования? (слайд 12)

-Вспомним про гипотезу (слайд 13). Опровергли мы ее или доказали?

-А как вы считаете, нужен ли человеку воздух?

-Попробуйте задержать дыхание и проверить, как долго сможете продержаться без воздуха.

-Легко ли вам без воздуха? Важно ли, чтобы воздух был чистым?

-Как вы считаете, можно ли загрязнять воздух? А как это отразится на здоровье человека?

-Ребята, мы должны воспитывать в себе желание беречь воздух от каких-либо загрязнений, потому что именно от воздуха зависит здоровье наших легких. А о легких и других органах человека мы более углубленно поговорим на уроках биологии.

-А сейчас вернемся к нашему занятию. Давайте вспомним пункты плана (слайд 14).

-У вас на столах лежат по два бумажных шарика и фломастеры. (слайд 15) Первый шарик раскрасьте в тот цвет, который описывает ваше настроение в конце занятия. Второй шарик раскрасьте в тот цвет, который, по вашему мнению, описывает настроение вашего соседа.

-Шарики с вашим настроением мы закрепим на флипчарте.

5.Определение перспектив

-Наше исследование вы можете продолжить дома. Для этого вы можете вместе с родителями поискать в сети Интернет опыты с воздухом и под присмотром взрослых провести эти опыты и дополнить памятку.

-(слайд 16) Занятие окончено, всем спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ А


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ПАРНОЕ ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ



Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.



Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.



Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.


ПРИЛОЖЕНИЕ В


НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»