СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - исследование «Великие имена России» «Записки актёра Щепкина». Литературоведческий анализ ( Клуб любителей русской словесности вновь собирает друзей )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование

                                                      «Великие имена России»

                             «Записки актёра Щепкина». Литературоведческий анализ

                              Клуб любителей русской словесности вновь собирает друзей

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование «Великие имена России» «Записки актёра Щепкина». Литературоведческий анализ ( Клуб любителей русской словесности вновь собирает друзей )»

Урок - исследование

«Великие имена России»

«Записки актёра Щепкина». Литературоведческий анализ

Клуб любителей русской словесности вновь собирает друзей


Жизнь и творчество М,С.Щепкина - школа гуманности и правды

А.И.Герцен


Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые коллеги! Клуб любителей русской словесности вновь собирает друзей. Сегодня мы приглашаем вас на урок – исследование «Великие имена России. Литературоведческий анализ «Записки актёра Щепкина».


Каждый год мы отмечаем День города, в котором родились и выросли, а что мы знаем о своём курском крае, о людях, которые здесь жили много веков назад, создавали трудом, искусством славу родной земле. В каждом городе, регионе нашей великой страны жили и живут замечательные люди, которыми по праву гордятся земляки. Есть они и в нашем соловьином крае. И среди великих имён – актёр и литератор М.С. Щепкин.

Давайте посмотрим, что знают о нём наши земляки. Журналистское расследование провели вы, учащиеся 5 класса Б

слайд


Показ видео «Журналистское расследование»


Итак, перед нами стоят определённые цели и задачи. Какие? Сформулируйте их, пожалуйста .

слайд

Учащиеся:

1.Определить историческое развитие Курской губернии во времена крепостного права.

2.На основе биографических данных раскрыть актёрский и литературный талант актёра М.С.Щепкина, и какую роль в его творчестве сыграли А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь


3.Раскрыть основную проблему литературного альманаха «Записки актёра Щепкина» и провести литературоведческий анализ


4. Доказать, что литературное творчество актёра Щепкина – это « щкола гуманности и правды»






Учитель:

В своей исследовательской деятельности вы будете помогать друг другу. Работают у нас сегодня 3 исследовательские группы: группа историков, биографов, литературоведов.

Предоставим слово историкам. Они помогут нам выяснить, что же такое крепостное право и что представляла собой Курская губерния в конце 18 и середины 19 века


слайд

ИСТОРИКИ. (определяют историческое развитие Курской губернии во времена крепостного права)

Предоставим слово биографам

слайды

БИОГРАФЫ

Но несмотря на тяжёлые условия крепостной дворянской России русский народ показывал несгибаемую волю, необъятную силу духа, ум, волю, талант.

слайд

Таким и был наш земляк М .С .Щепкин - великий человек своей эпохи. Его многие знают как актёра, который создал правду своим творчеством. Его талантом восхищались Белинский, Аксаков, а И.С. Тургенев написал специально для него пьесы «Холостяк», «Наследник», «Сорока-воровка».

Как же крепостной стал великим актёром, реформатором русского театра, основоположником реформаторского искусства, у которого учился сам Станиславский? Именем нашего земляка названы театральные вузы, кинотеатры, на народные деньги ему поставлены памятники.

литературоведы слайд

Изучая на уроках литературы жизнь и творчество А. С. Пушкина и Н.В. Гоголя, мы с удивлением узнали, что великие классики русской литературы были знакомы с нашим земляком, крепостным актёром М.С. Щепкиным и сыграли большую роль в развитии его творческого литературного таланта. Наша экспериментальная группа побывала в научной библиотеке имени Н. Асеева, литературном музее, где состоялась встреча с директором Музея Валентиной Гавриловной Григоржевич, с научными сотрудниками. Они помогли нам найти редкие биографические материалы о жизни и деятельности нашего великого земляка.

слайды

С 1823 года и до самой смерти Щепкин-ведущий актёр Московского театра сыграл около 600 ролей. Обладал великолепными вокальными данными, увлекался живописью, был прекрасным рассказчиком, рассказывал байки о нравах курского обывателя. Один такой рассказ лёг в основу произведения И.С. Тургенева «Сорока-воровка», Щепкин выступал против цензуры в искусстве. Герцен, Аксаков, Гоголь просили актёра взяться за перо, так как актёр мог талантливо описать всё, что с ним происходило. Но в первой четверти 19 века писание мемуаров считалось привилегией вельмож, и Щепкин считал литературный труд не для артиста.

слайд


Всё же один из друзей оказался самым настойчивым. Это был А.С. Пушкин, который подарил актёру тетрадь со словами: «Вы просто обязаны написать книгу!» и своей смуглой рукой написал первые строчки литературного труда, получившего название «Записки актёра Щепкина». Они начинаются словами: «Я родился в Курской губернии, Обоянского уезда, в селе Красном, что на речке Пенке…». Поэт передал перо Щепкину и тот продолжил: «1788 года числа 6 ноября. Отец мой Семён Григорьевич был крепостной человек графа Волькенштейна…»

«Записки…» – это не только жизнь Щепкина, история страны, но и секреты мастерства, советы начинающим актёрам». В «Записках…» всего 12 глав. Познакомимся с 8 и 9 -й и проведём литературоведческий анализ.


Чтение глав


Наука о структуре произведений, творчестве писателей, литературных направлениях и художественных эпохах- литературоведение

СЛАЙД


Литературоведческий анализ (заполняем таблицы).


Беседа-обсуждение. Анализ прочитанного. В тексте не бывает случайных слов – за каждым – образ, смысл, мысль.

- Род и жанр произведения

- Проблематика

- Тема

- Композиция

-Эмоциональность

-Образный строй

- Идея

-Художественные средства выразительности (тропы)

-Дайте характеристику героям, их поступкам

-Выскажите своё мнение

-Способы выражения авторского отношения (лексические, синтаксические, сюжетные)

-авторская позиция

слайд


ВЫВОД: язык произведения понятен человеку внимательному, доброму, умному. Можем мы согласиться с эпиграфом, что творчество Щепкина –это школа гуманности и правды?

слайд

Ведущие:

Мы сделали вывод , и он звучит в поэтических строчках ,которые мы написали сами:


Мой Курский край, душа моя! От края и до края

люблю тебя, зову тебя, земля моя родная!

Горжусь, что с древности стоишь на быстротечных реках,

Врагов всегда ты победишь в непрошеных набегах!

Горжусь, что славен Курский край святыми именами,

Талантов много подарил, а Фет воспел стихами!


Но есть средь множества одно, алмазов ярких краше,

Актёром Щепкиным зовут, он - честь и гордость наша!

Земли родной достойный сын, искусством и пером

Он нашу летопись писал, чтобы сказать потом:

«Пройдя сквозь пыль ушедших лет тяжёлый трудный путь

Писатель Щепкин говорит: про мудрость не забудь,

Потомки знать должны всегда, как жили в старину.

История - твоя страна, и мы пред ней в долгу !»

Подведение итогов урока

- Обратимся к проблемам поставленным в начале урока.

Ответили ли мы на эти вопросы?

-Чему научились?

-Какой этап показался самым интересным?

-Возникли ли трудности?


ДОМ/ЗАДАНИЕ : Сочинение-рассуждение на тему «Записки из 21 века» или «Таланты соловьиного края»






















Нечитайлова Настя


Изучая на уроках литературы жизнь и творчество А. С. Пушкина и Н.В. Гоголя, мы с удивлением узнали, что великие классики русской литературы были знакомы с нашим земляком, крепостным актёром М.С. Щепкиным и сыграли большую роль в развитии его творческого литературного таланта. Наша экспериментальная группа побывала в научной библиотеке имени Н. Асеева, литературном музее, где состоялась встреча с директором Музея Валентиной Гавриловной Григоржевич, с научными сотрудниками. Они помогли нам найти редкие биографические материалы о жизни и деятельности нашего великого земляка.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Коробов Кирилл


С 1823 года и до самой смерти Щепкин-ведущий актёр Московского театра сыграл около 600 ролей. Обладал великолепными вокальными данными, увлекался живописью, был прекрасным рассказчиком, рассказывал байки о нравах курского обывателя. Один такой рассказ лёг в основу произведения И.С. Тургенева «Сорока-воровка», Щепкин выступал против цензуры в искусстве. Герцен, Аксаков, Гоголь просили актёра взяться за перо, так как актёр мог талантливо описать всё, что с ним происходило. Но в первой четверти 19 века писание мемуаров считалось привилегией вельмож, и Щепкин считал литературный труд не для артиста.


Нечитайлова Настя


Всё же один из друзей оказался самым настойчивым. Это был А.С. Пушкин, который подарил актёру тетрадь со словами: «Вы просто обязаны написать книгу!» и своей смуглой рукой написал первые строчки литературного труда, получившего название «Записки актёра Щепкина». Они начинаются словами: «Я родился в Курской губернии, Обоянского уезда, в селе Красном, что на речке Пенке…». Поэт передал перо Щепкину и тот продолжил: «1788 года числа 6 ноября. Отец мой Семён Григорьевич был крепостной человек графа Волькенштейна…»

«Записки…» – это не только жизнь Щепкина, история страны, но и секреты мастерства, советы начинающим актёрам». В «Записках…» всего 12 глав. Познакомимся с 8 и 9 -й и проведём литературоведческий анализ.







Урманов Даниил


Но несмотря на тяжёлые условия крепостной дворянской России русский народ показывал несгибаемую волю, необъятную силу духа, ум, волю, талант.

Таким и был наш земляк М .С .Щепкин - великий человек своей эпохи. Его многие знают как актёра, который создал правду своим творчеством. Его талантом восхищались Белинский, Аксаков, а И.С. Тургенев написал специально для него пьесы «Холостяк», «Наследник», «Сорока-воровка».

Как же крепостной стал великим актёром, реформатором русского театра, основоположником реформаторского искусства, у которого учился сам Станиславский? Именем нашего земляка названы театральные вузы, кинотеатры, на народные деньги ему поставлены памятники.


----------------------------------------------------------------------------------------------------

Широков Михаил


Мой Курский край, душа моя! От края и до края

люблю тебя, зову тебя, земля моя родная!

Горжусь, что с древности стоишь на быстротечных реках,

Врагов всегда ты победишь в непрошеных набегах!

Горжусь, что славен Курский край святыми именами,

Талантов много подарил, а Фет воспел стихами!

------------------------------------------------------------------------------------------------

Рудыкина Мария


Но есть средь множества одно, алмазов ярких краше,

Актёром Щепкиным зовут, он - честь и гордость наша!

Земли родной достойный сын, искусством и пером

Он нашу летопись писал, чтобы сказать потом:

«Пройдя сквозь пыль ушедших лет тяжёлый трудный путь

Писатель Щепкин говорит: про мудрость не забудь,

Потомки знать должны всегда, как жили в старину.

История - твоя страна, и мы пред ней в долгу !»