Группам предлагаются задания. Задание первой группе. Каждый участник чертит в тетради треугольник. Потом измеряет три угла «своего» треугольника и находит сумму мер всех углов. На следующем шаге предлагается: - сравнить результаты измерений, - высказать прогноз о сумме углов треугольника. Задание второй группе. Материал для группы школьников, которое позволит высказать предположение о сумме углов треугольника путем применения бумаги и непосредственного суммирования углов треугольника. Исполните такой алгоритм: 1. Сделайте чертеж любого треугольника. 2. Оторвите углы треугольника. 3. Сложите угол, равный сумме углов треугольника. 4. Какую сумму углов получили. Докажите свое предположение. 5. Повторите эксперимент. 6. Выберите того, кто будет рассказывать о Вашем эксперименте (используйте для этого лист ватмана и фломастеры). Это словесное описания алгоритма дополнялось таким рисунком:  Задание третьей группе (группа тех учеников, которые увлечены математикой). Изучили правило сложения углов. Пусть даны два угла.  Для сложения совмести углы так, чтобы совпали вершины и одна сторона (см. рисунок)  Покажем, каким образом можно находить сумму углов путем поворота лучей. Зафиксируем начальное положение луча:  Теперь выполняем поворот против часовой стрелки на первый угол и потом выполняем поворот, также против часовой стрелки, на второй угол, получая конечное положение луча:  Угол между начальным и конечным положениями и дает сумму углов. Применим такой сложение углов для определения суммы углов треугольника. Рассмотрим произвольный треугольник:  Зафиксируем начальное положение луча:  Теперь поворачиваем луч АС на угол А вокруг точки А против часовой стрелки, переводя луч в новое положение луча АВ. Теперь луч АВ поворачиваем вокруг точки В на угол В против часовой стрелки. Получаем сумму двух углов треугольника.  Теперь поворачиваем против часовой стрелки на угол С вокруг точки С, получая конечное положение луча.  Угол между начальным и конечным положениями и будет равен сумме углов треугольника. Изучите последний рисунок и выскажите прогноз о сумме углов треугольника. Можно ли считать, что получено доказательство утверждения о сумме углов треугольника? Изменился ли ответ, если проделали такие действия с ста другими треугольниками и каждый раз получали бы один и тот же вопрос. После выполнения заданий группы по очереди рассказывают действия, которые выполнили и предположение, к которому пришли. Таким образом, сформулировано такое предположение: Сумма углов треугольника равна . Особой удачей на уроке будет ситуация, когда группа, измерявшая углы треугольника не согласится с другими группами на основе своих измерений. Важно дать возможность другим группам высказать свое мнение. Часто проверка измерений другими группами легко обнаруживает ошибку при «значительных» ошибках. Но важно, чтобы школьники: - измерения не всегда позволяют высказать прогноз, необходимо доказывать любое предположение или опровергать его. |