СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Определение плотности жидкости"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать навыки исследовательской деятельности. Поддерживать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Определение плотности жидкости"»


МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет – физика

Класс – 7

Профиль – общеобразовательный

Учитель –Александрова Валентина Валериановна,

учитель физики МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ»

Тема урока: определение плотности жидкости

Цели урока: развивать навыки исследовательской деятельности

Предметных УУД:

  • сформулировать понятия: плотности, закона Паскаля, закона Архимеда;

  • - экспериментальным путем (несколькими способами) найти плотности неизвестных жидкостей;

  • - применить полученные знания для решения практических задач;

метапредметных УУД:

  • содействовать формированию навыков сравнения, выделения главного и второстепенного в изучаемом материале, обобщения, логического мышления;

  • формировать экспериментальные навыки и умения;

личностных УУД:

  • поддерживать интерес к предмету;

  • формировать коммуникативные умения работать в команде;

  • формировать уважение к одноклассникам, умение слушать и слышать;


тип урока: исследовательский метод

Метапредметный результат

1.формирование научных знаний (выстраивание логической цепочки);

2. формулирование темы урока и целеполагание;

3. выделение существенных признаков на основе сравнения и анализа, моделирования, абстрагирования;

4. развитие творческого мышления;

5. формирование навыков прогнозирования, анализа, обобщения;

6. умение работать в команде, слышать и слушать друг друга в процессе исследования;

7. развитие аргументированной научной речи.


Психологические аспекты урока

  1. Создание комфортной рабочей атмосферы;

  2. Побуждение к активной деятельности;

  3. Развитие личностного самоопределения



Дидактическая структура урока


Этап урока

содержание

Метод/ приемы

1

Оргмомент

Создание команд сотрудничества, позитивный настрой

Словесный, «позитивная фотография»

2

Инструктаж по ТБ

Правила работы в лаборатории

Словесный, илллюстративный

3

Актуализация знаний

Решение логической цепочки, объяснение логики событий

Составление логической цепочки

4

Создание проблемной ситуации

Предъявление анимаций, постановка опыта

Иллюстративный,

эвристический,

от частного к общему

5

Формулирование темы и целей урока

Определение объекта изучения.

целеполагание


Диалогический,

от общего к частному

6

Первичное усвоение новых знаний

Работа с терминологией,

выделение существенных признаков на основе наблюдения

Исследовательско – поисковый,

выдвижение гипотез, наблюдение

7

Первичная проверка понимания

Эксперимент №1,2 ,

Самостоятельный выбор способов выполнения.

Формулирование вывода по проблеме.


Исследовательский, консультирование,


8

Первичное закрепление

Эксперимент №3,4

Проецирование теории на практику

Частично – поисковый, репродуктивный

9

Рефлексия

Подведение итогов работы,

Анализ собственной деятельности

Самоосмысление и самоопределение

10

Домашнее задание

Определение плотности неизвестной жидкости

Практический


ЭТАПЫ УРОКА

Методы, приемы,

формы


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ФОРМИРУЕМЫЕ УУД


результат




Оргмомент


Цель : положительный эмоциональный фон,

обеспечивание комфортности

2 мин.
























Словесный объяснительный


Метод «хохочущих»

Фотографий

























Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Для того чтобы на протяжении всего урока сохранить работоспособность, нам необходимо хорошее настроение.


Давайте посмотрим на экран. Смотрите, какие все веселые, жизнерадостные. И пусть на ваших лицах будет такая же улыбка. Подарите свою улыбку и хорошее настроение тому, кто рядом с вами. Давайте читаем хором, что там написано.

У нас все получится!

Молодцы!


Итак, начинаем наш урок.


На парте для каждого имеется рабочая тетрадь. Сегодня вы будете работать на этих тетрадях. На самой последней странице имеется таблица самооценки. Каждый будете оценивать свою работу поэтапно и в конце вычислять среднюю оценку.


Перед началом урока, на перемене, учащимся предлагается на входе в аудиторию выбрать из закрытого мешочка один из кружочков четырех цветов (фиолетовый, коричневый, белый, зеленый).

Обладатели каждого цвета за одним из четырех столов в аудитории.




Регулятивные : организация рабочего места, настрой на предстоящую работу


Коммуникативные : формирование навыков общения, сотрудничества


Личностные : личностное самоопределение



Готовность к учебному занятию


Слайд 1

(фото)




Этап мотивации


Цель : побуждение

интереса к предмету


5 мин.



























Метод «индуктор»

Работа в режиме диалога.


















Представление условий работы в лаборатории


Интересно, вы когда-нибудь видели радугу ?

- Какие чувства испытываете?

- Наблюдали заход Солнца?

- Какие ощущения испытываете?

- Замечательно. Какие вы наблюдательные.

Мы можем не только восхищаться красотой природы, но и изучать ее.

- А задумывались ли вы, почему у радуги 7 цветов?

- Почему Солнце на заходе такого цвета?

То есть, вы выдвигаете предположения.

А вам хотелось бы их проверить на практике?


- Ребята, есть такая редкая профессия – физик, которая позволяет понимать природу.


Представьте себя сотрудниками физической лаборатории. Сегодня у нас на уроке работают четыре лаборатории. Прежде, чем приступить к работе, давайте познакомимся с правилами работы в лаборатории и ТБ.





Отвечают на вопросы,

Рассуждают

















Слушают учителя,

знакомятся с правилами работы в лаборатории

Познавательные : уметь выделять существенное,

Отвечать на вопросы продуктивного характера


Регулятивные : уметь слушать в соответствии с целевой установкой, ориентировка в ситуации принятия решения.


Коммуникативные : принимать решение в ситуации выбора












Регулятивные : принятие формы работы, выполнение правил труда


Личностные : личностное самоопределение

Слайд 2

(радуга, восход Солнца)




Готовность учащихся к этапу формирования научных знаний (выстраивание логической цепочки)






Слайд 3

(правила работы в лаборатории)


Ознакомление с правилами работы в лаборатории





Этап актуализации знаний


2 мин.




























Метод составления «логической цепочки»


Цель : составить логическую цепочку этапов формирования научных знаний

(наблюдение – гипотеза – эксперимент – закон – применение-)


Цель : формирование логических последовательностей


- Для начала, предлагаю воспроизвести логическую цепочку этапов последовательного изучения любого природного явления. (карточки у каждой группы)












Что у нас получилось?

А у кого получилось иначе?

- Вот мы уже сделали первый шаг на пути к познанию природы.

















Работают в группах, обсуждают и приходят к общему решению, затем устно аргументируют.












(наблюдение – гипотеза – эксперимент – закон – применение-)


Познавательные : уметь выстраивать стратегии поиска верного решения


Логические : сравнение объектов с целью определения последовательности научного поиска


Регулятивные : уметь слушать и слышать товарища в команде, принятие решения, взаимоконтроль


Коммуникативные :учет точки зрения членов команды, осуществление сотрудничества


Нахождение ответов ,

Выход на правильное решение,

Принятие решения в ситуации выбора






Создание

Проблемной ситуации

5 мин.
























Постановка

темы и целей урока


1 мин.



Иллюстративный


Цель : выдвижение гипотез путем сравнения

(выделения общего)









Цель :

Формулирование темы и целеполагание

учащихся.


Метод: от общего к частному

Внимание на экран.


- Как вы считаете, что объединяет эти явления?

- Давайте попытаемся продемонстрировать на опыте:

1) «Подводный вулкан» На дно стакана поставим баночку с йодом. Заливаем водой. Прокалываем воздушную пробку. Красота! Извержение началось.

Почему йод ведет себя таким образом?

Молодцы!


Давайте теперь пронаблюдаем за вторым опытом.


2)Возьмем стакан с водой и два неизвестных нам жидкости (спирт и растительное масло) Аккуратно нальем первую жидкость (спирт) стакан с водой. Используя шприц, поместим вторую жидкость ( масло) ниже, чем первая. Образуются пузырьки. Они не хотят подниматься на самый верх. Почему?

Совершенно верно. Молодцы!


А мы можем узнать, какие жидкости там находятся? Что мы для этого должны найти?


Как мы назовем тему сегодняшнего урока?


- Запишите тему урока «Определение плотности жидкости»


А какую цель вы перед собой ставите?





Смотрят ряд опытов



Выдвигают версии (что вещества с меньшей плотностью поднимаются вверх )




Предлагают варианты ответов

Раствор йода поднимается вверх, потому что у него плотность меньше плотности воды.



Наблюдают за пузырьками




Выдвигают версии (Потому что плотность второй жидкости меньше плотности воды, но больше плотности первой жидкости.)





Да. Плотности этих жидкостей.





Формулируют тему урока



Записывают в тетрадь


Сформулируют цель урока

Познавательные : умение прогнозировать, обобщать, сравнивать и анализировать


Регулятивные : принятие учебной задачи


Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, умение вести диалог , выразить свою точку зрения.


Личностные : личностное самоопределение




Познавательные : формирование навыка выделения главного, анализа


Регулятивные : принятие учебной темы и цели.


Коммуникативные : умение рассуждать, вести диалог, слушать учителя.


Закрепление навыка общения и сравнения


Слайд 4 (анимация)














Формулировать тему и учебную цель


Слайд 5

(тема урока)






Первичное усвоение

новых знаний


5 мин.


























Цель :

Формулированиецелеполагание

Учащихся.


Метод: от общего к частному

- Объект изучения выбран, первый этап пройден.

Вспомним определение плотности?


- спасибо, Плотность -это


1. Как вы понимаете, что плотность вещества бензина равна 730 кг/м3 ? 
2. Как вы понимаете, что плотность пресной воды равна 1 кг/л, а плотность морской воды 1,03 кг/л? 
3. Найдите ошибку в рассуждении: плотность 1 м3 керосина 800 кг/м3. Тогда плотность 2 м3 керосина будет 1600 кг/м3


4. Как перевести 1 г/см3 в кг/м3?

5. По какой формуле вычисляют плотность вещества?












Выдвигают гипотезы




Записывают в тетради






Отвечают на вопрос




Наблюдают


- выдвигают гипотезы (свойства, закон, применение)

Познавательные : формирование навыка выделения главного, анализа


Регулятивные : принятие учебной цели.


Коммуникативные : умение рассуждать, вести диалог, слушать учителя.


Слайд 6

(определениеплотности)














































Релаксация (физминутка)


2 мин.


















Первичная проверка понимания


Цель : определение плотности жидкости разными способами


20 мин.

Метод практического проведения опытов


Сочетание словесных и наглядных методов.


Исследовательский метод.

Метод консультирования (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся)

















Метод организации и осуществления логических операций

-Пришло время серьезных вещей.


Как вы думаете, как можно определить плотности неизвестных нам жидкостей?


А как читается закон Паскаля?


Молодцы.


По какой формуле вычисляется давление жидкости?

От чего оно зависит?



Как можно определить Архимедову силу?

От чего она зависит?



Совершенно верно! Вы просто Гений.






А сейчас, внимание! Приготовились, ребята, время провести зарядку.







Сегодня будем работать под девизами:

Любое знание желательно добыть опытным путем.

Эти слова принадлежат великому ученому Леонардо да Винчи


Задание для 1группы: определить плотность первой жидкости


Задание для 2 группы: с помощью сообщающихся сосудов,


Задание для 3 группы: по измерению выталкивающей силы, основываясь на законе Архимеда.


Задание для 4 группы: измерение ареометром





Пожалуйста, экспериментаторы каждой группы приступают к выполнению задания, теоретики и аналитики помогают в расчете и выводе.

- Заслушаем выводы первой группы. Спасибо, вторая группа, у вас есть что добавить? Вы согласны ? Замечательно.

- Теперь выслушаем результат работы 3 группы. 4 группа, у вас есть что дополнить ? Запишем полученные выводы в тетрадь.


Какого результата смогла достичь 4 группа?



Мы с вами сейчас экспериментальным путем в своей лаборатории пришли к такому выводу…

Запишем ее :

- Какие молодцы!



А теперь давайте открываем учебники на стр. 50, сравниваем полученные данные с табличными и определим, какая это жидкость.

Запишем ее :



- Какие молодцы!














- выдвигают версии

(через массу и объем, из закона Паскаля, по закону Архимеда)


Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку среды без изменения.

Р=ρ g ⱨ


От плотности жидкости и от уровня высоты столба жидкости.



F=Р-Р или F = ρgV


От плотности жидкости и от объема тела.




Очень физику мы любим! Шеей вправо, влево крутим. Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу.
Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули.

И продолжим путь науки.









По результатам измерений массы и объема


По закону Паскаля



По изменению Архимедовой силы



Ареометр- прибор для измерения плотности жидкости.






Каждая группа объясняют ход исследования и оглашают выводы.






Записывают в тетради.











Вывод: Экспериментальным путем мы определили плотности неизвестных нам жидкостей и получили такие данные…




Вывод: Сравнивая наши данные с табличными данными, мы узнали, что это жидкости спирт и подсолнечное масло. Значит, наверху находится спирт, а пузырьки - это подсолнечное масло.



Записывают в тетради.







Познавательные : формирование мыслительных операций познания: сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование, анализ.


Регулятивные : следование правилам выполнения эксперимента в группах.


Коммуникативные: умение работать в группе, слышать и слушать друг друга в процессе исследования.


Личностные : личностное самоопределение




Слайд 7

(цель работы лаборатории)




Повторяют изученное














физминутка











Слайд 8






Слайд 9
















Проводят промежуточные выводы этапа





рефлексия


цель : подведение итогов занятия,

анализ и содержание итогов работы,

формирование выводов по изученному материалу




3 мин.














Метод самоосмысления и самоопределения


Спасибо, коллеги. Нам удалось в течение занятия организовать работу лаборатории так, что мы смогли изучая,.


- подведем итоги работы нашей лаборатории.

-Итак, мы научились на уроке:

  1. Находить плотность жидкости разными способами.

  2. Осуществлять перевод единиц плотности вещества из одной системы в другую.

  3. Обобщать и делать выводы.

  4. Работать самостоятельно.



- Я хочу сказать вам, что вы большие молодцы. Смогли превратить занятие в научную лабораторию


- С какими трудностями вы столкнулись как ученые?

- Что полезного вы извлекли из данного занятия?

- Чем вам интересен урок ?

В течение урока каждая группа получала отметки в виде кружочков разного цвета. Давайте подведем итоги работы. (поочередно представляю слово представителю каждой группы).


- в заключение, благодарю вас за сотрудничество и поддержку. Желаю вам равновесия во всем – в жизни, в учебе, в познании мира. Удачи!


Рефлексия.

Подвести итог сегодняшнего урока я хочу с помощью физического эксперимента. Перед вами краски и стаканчики с водой. Кому было интересно добавьте в баночку красной краски, а кто открыл для себя что-то новое, то синий.

Давайте посмотрим на экран и громко хором читаем: у нас все получилось!













Формулируют основные выводы деятельности на уроке












Анализируют и подводят итоги своей деятельности












Слушают учителя, получают карточки с заданиями


познавательные: умение обобщать, сравнивать, выделять


Регулятивные : ориентировка в ситуации принятия решения


Коммуникативные: умение работать в группе, слышать и слушать друг друга в процессе исследования.



Личностные: самоконтроль выполнения задания, личностное самопределение









Подведение итогов работы, осмысление проделанного










Слайд





















Получение творческого домашнего задания



ТСО : компьютер, проектор, калькулятор (5 шт), динамометр (1 шт), рабочий лист урока (25 шт), мешочек с карточками четырех разных цветов (6шт каждого цвета) – для рассадки по группам, кружочки трех цветов (красный, оранжевый, желтый) – для оценивания деятельности, карточки с творческим заданием, рычажные весы, мензурка(6 шт.), ареометр 1 шт., U образный сообщающийся сосуд 1 шт., металлический цилиндр 1 шт., подсолнечное масло, вода, спирт, йод, шприц.





Учебный предмет: физика Класс: 7 класс

УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин

Тема урока : Определение плотности жидкости

Цель урока

Развивать навыки исследовательской деятельности

Задачи урока



Образовательные

- сформулировать понятия : плотности, закон Паскаля и закон Архимеда.

- экспериментальным путем (несколькими способами) найти плотности неизвестных жидкостей

- применить полученные знания для решения практических задач;



Развивающие

- содействовать формированию навыков сравнения, выделения главного и второстепенного в изучаемом материале, обобщения, логического мышления ;

- формировать экспериментальные навыки и умения;



воспитательные


- поддерживать интерес к предмету;

- формировать коммуникативные умения работать в команде;

- воспитывать культуру взаимодействия в группах.




Методы и приемы организации деятельности учащихся: исследовательский метод, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач физического содержания



Рабочая тетрадь урока

Тема урока:_____________________________________


Цель :_____________________________________________________


I. а) Формула плотности

б) Формула давления жидкости

в) закон Архимеда






Гипотеза:__________________________________________________

Задание: Определить плотность неизвестной жидкости с помощью сообщающихся сосудов, используя закон Паскаля.

Подсказка : В сообщающиеся сосуды налейте воду и неизвестную жидкость и измеряйте высоты столбов жидкостей относительно точек А и В.

1=

ⱨ2=



3. По закону Паскаля давления жидкостей в точках А и В равны:

Приравнивая эти давления, получим

и выразим плотность неизвестной жидкости через плотность воды


опыта


Высота уровня воды

h1, м

Высота уровня неизвестной жидкости h2, м

Плотность воды,

кг/м³

Плотность неизвестной жидкости, кг/м³

1



1000



Вывод: с помощью сообщающихся сосудов, используя закон Паскаля, определили плотность неизвестной жидкости. Полученный результат совпал с табличным данным….. . Значит, эта жидкость …..


  1. Дополнительное задание



Самооценка

Название заданий

Устный опрос

Формулы

Экспериментальная проверка


Дополнительное задание

Оценка






















Рабочая тетрадь урока



Тема урока:_________________________________________


Цель _____________________________________________________


I. а) Формула плотности

б) Формула давления жидкости

в) закон Архимеда






Гипотеза:__________________________________________________

Задание: Определить плотность неизвестной жидкости по измерению выталкивающей силы, основываясь на законе Архимеда.


Подсказка : 1) Взвешиваю цилиндр в воздухе Р

2) Взвешиваю этот цилиндр в воде и в неизвестной жидкости, соответственно получаю Р1=

Р2=

Известно, что при погружении одного и того же тела в различные жидкости, архимедовы силы, действующие на него, определяются по формулам

С другой стороны архимедовы силы можно экспериментально определить

Приравнивая значения архимедовых сил, определяю плотность неизвестной жидкости через плотность воды

Плотность воды 1000 кг/м³

опыта

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в воде, Н

Вес цилиндра в неизв. Жидкости, Н

Архимедова сила в воде, Н

Архимедова сила внеизв. жид., Н

Плотность неизвестной жидкости, кг/м³

1










Вывод: по измерению выталкивающей силы, основываясь на законе Архимеда определили плотность неизвестной жидкости. Полученный результат совпал с табличным данным….. . Значит, эта жидкость …..










Самооценка

Название заданий

Устный опрос

Формулы

Экспериментальная проверка

Дополнительное задание: реклама


Оценка










Рабочая тетрадь урока



Тема урока:_________________________________________


Цель _____________________________________________________


I. а) Формула плотности

б) Формула давления жидкости

в) закон Архимеда






Гипотеза:__________________________________________________

Задание: Определить плотность неизвестной жидкости по массе и объему жидкости.


Подсказка :1) определите массу жидкости;

2) измерьте объем жидкости;

3) рассчитайте плотность жидкости по формуле


опыта

Масса пустого стакана, кг

Масса стакана с жидкостью, кг

Масса жидкости, кг

Объем жидкости, м³

Плотность жидкости, кг/м³

1









Вывод: мы определили плотность неизвестной жидкости и сравнили табличным данным. Наши вычисления совпали с …









Самооценка

Название заданий

Устный опрос

Формулы

Экспериментальная проверка

Дополнительное задание: реклама


Оценка






















Гипотеза:__________________________________________________

Задание: Определить плотность неизвестной жидкости с помощью ареометра


Измеряю плотность воды, подсолнечного масла и спирта ареометром.


Ρ (спирта) = 0,8 г/см³ = 800 кг/м³














опыта

Плотность воды,

кг/м³

Плотность первой жидкости, кг/м³

Плотность второй жидкости,

кг/м³

1







Вывод: С помощью ареометра измерили плотность неизвестных жидкостей и сравнили табличным данным. Мы убедились, что …





Самооценка

Название заданий

Устный опрос

Формулы

Экспериментальная проверка

Дополнительное задание: реклама


Оценка










24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!