СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование с применением ИКТ Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.

Сформировать способность классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.

Учить решать проблемные задачи.

Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.

Оборудование.

Мультимедийный проектор.

Презентация урока, выполненная средствами Роwег Роint.

Карточки-рисунки “Подснежник” для рефлексии.

Музыкальные записи П.И Чайковского “Март”, “Подснежник”. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование с применением ИКТ Имя прилагательное"»

МБОУ средняя школа № 44







Русский язык


Урок-исследование с применением ИКТ





Имя

прилагательное




3 класс








Автор: учитель начальных классов

Солдатова Оксана Александровна


Тема урока: "Имя прилагательное"

Цели урока.

Сформировать способность классифицировать имена прилагательные, видеть связь между прилагательным и существительным, определять род, число и падеж имен прилагательных.

Учить решать проблемные задачи.

Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.

Оборудование.

Мультимедийный проектор.

Презентация урока, выполненная средствами Роwег Роint.

Карточки-рисунки “Подснежник” для рефлексии.

Музыкальные записи П.И Чайковского “Март”, “Подснежник”.


Ход урока

I. Организация на работу.

Ребята! Поднимите на меня свои глазки.

Я посмотрю, все ли у вас в порядке.

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка и нашей истории. Готовы?

А что мы будем исследовать, какие тайны для вас откроются, вы узнаете позже.


II. Минутка чистописания.

Звучит музыкальная запись П.И.Чайковского “Март”.

Слайд 2

(ВЕСНА. Картины природы: проталинки, капель, ледоход, цветущий сад. Смена картин в соответствии с четверостишием.)

Пришла, улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.

- Кто же пришел? (Весна)

Весна – время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. На Руси первый яркий весенний праздник – день Весновки, отмечали 14 марта. По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну. Дети отыскивали первые проталинки и с этих предвестников окликали весну: «Приди, солнышко, и к нашим окошечкам». В дом приносили талую воду, мыли полы, поливали цветы. Все в доме начинало дышать весной.

- Назовите первый звук в слове весна? ([в׳] )

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой "вэ".)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Слайд 3

Минутка чистописания

В в

Ве Вн Во Вл вм вя вт вп

Дети записывают строчки букв и соединений.


III. Орфографическая минутка.

Весна - замечательное и прекрасное время года.

В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

- Хотите увидеть?

Дополните предложения, подходящими по смыслу словами, запишите эти слова и объясните орфограммы.

Слайд 4

Учитель называет предложение, появляется картинка, на экране моделируется картина.

Ученики называют слово, записывают в тетрадь и объясняют орфограммы.

Мы отправились в … лес.

берёзовый

Там уже хозяйничает...

веснá

Все ярче пригревает...

солнце

На землю оно послало свой первый...

луч

Лучик разбудил душистый …

цветóк

А вот и вестник весны. Мы любуемся...

скворцóм


Посмотрите, какая красивая картина получилась. Даже у нас в классе повеяло весною.

На Руси основная встреча весны праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки.

У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран

прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» (на Сороки обычно пекли печенье «жаворонков»), залезали на крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».


IV. Введение в тему урока.

Прочитайте записанные слова и разделите их на две группы.

Зачитайте первую группу.

Слайд 5

весна берёзовый

солнце

луч

цветок

скворец

- По какому признаку вы определили слова в первую группу? (Это имена существительные.)

Докажите. (Слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

- Какие признаки имен существительных вы еще знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.)

Обратимся ко второй группе слов. Зачитайте.

- На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)

Дополните эту группу своими примерами. Ставьте вопросы. (Дети приводят примеры.)

- Как называют такие слова? (Это имена прилагательные)

- Что вы о них знаете? (Имена прилагательные обозначают признак, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

- Какую часть речи мы сегодня исследуем? (Сегодня на уроке мы будем исследовать имя прилагательное.)

Определите тему урока.

- Какие бы цели вы поставили к сегодняшнему уроку?

Слайд 6 (Тема и цели урока)

Просмотрите материал 109 урока. (Будем формировать способность задавать вопросы к именам прилагательным, записывать прилагательные по группам, определять род, число, падеж.)

А еще на уроке вы познакомитесь с начальной формой имени прилагательного.

Прочитайте на стр. 68, что вы еще в 3 классе узнаете о прилагательном. (Узнаем, какие признаки предметов называет имя прилагательное. Что такое качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Как образуются имена прилагательные. Какими членами предложения они обычно бывают.)


V. "Исследование " имени прилагательного.

Приступаем к исследованию имени прилагательного.

Упр. 1. - устно. Прочитайте текст.

- Из какой сказки отрывок? (Русская народная сказка “Царевна-лягушка”.)

В русских народных сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. В старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а молодец - жениться на лягушке.


Находим прилагательные, задаем к ним вопросы.

Дети выполняют задание.

Брат (какой?) старший.
На двор (чей?) боярский.
Против терема (чьего?) девичьего.
Брат (какой?) средний.
У крыльца (какого?) красного.
Дочь (чья?) купеческая.
Брат (какой?) младший.
В болото (какое?) грязное.

- На какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья?)

Учитель дополняет схему - опору.

Слайд 7

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

- Для чего нужны прилагательные в тексте? (Текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для уточнения.)

2. Классификация имен прилагательных.

Упр.2, стр.69. - Записать слова по группам.

Работаем по вариантам.

Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет. II вариант – размер. III вариант – материал. IV вариант – время. V вариант – принадлежность кому-либо.

Проверим ваши работы.

Самопроверка.

Слайд 8

Эталон для самопроверки

I в.

II в.

III в.

IV в.

V в.

Цвет

 

Размер

 

Материал

 

Время

 

Принадлежность

кому-либо

белый

большой

хрустальный

осенний

бабушкин

желтый

длинный

каменный

майский

мамин

 

узкий

кожаный

утренний

заячий


Упр. 3, стр.69 - работаем в парах.

Найдите лишнее слово из каждой группы.

У вас должна получиться новая группа имен прилагательных.

Подумайте, как можно ее назвать.

Дети работают в парах.

Проверка. Зачитать имена прилагательные.

Слайд 9

Форма

Овальный

кривой

квадратный

круглый



- Как вы назвали эту группу? (Форма)

- Какие признаки предметов называет имя прилагательное? (Ответы детей.)

Учитель дополняет схему - опору.

Слайд 10

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

называет признаки предметов


3. Решение проблемной задачи.

Прочитайте словосочетания.

Слайд 11

нежный подснежник

ранняя весна

солнечный день


Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Подумаем вместе.

Сравните два предложения.

Раскрылся нежный подснежник.

Раскрылся нежный.

- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

- Какой вывод можно сделать? (Главное слово - существительное.)

- Согласимся мы теперь с Дашей?

4. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.70.

- От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)

- Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)

- Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)

- Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.

Учитель дополняет схему - опору.

Слайд 12

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

называет признаки предметов

изменяется по родам, числам и падежам

Форма единственного числа мужского рода именительного падежа имени прилагательного называется начальной формой.

Согласуем существительное подснежник с прилагательным нежный. (Подснежник (какой?) нежный - м.р., ед.ч., Им.п.)

Нежный (подснежник) – начальная форма.

Учитель дополняет схему - опору.

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

называет признаки предметов

изменяется по родам, числам и падежам

начальная форма – м. р., ед. ч., и. п.

Прочитайте рубрику " Это важно знать'' стр. 71.

VI. Физминутка.

Подснежник - самый храбрый из первоцветов.

Древнерусская легенда рассказывает: “ Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне”.

У П.И.Чайковского есть пьеса "Подснежник" из цикла "Времена года". Давайте послушаем ее и отдохнем.

Звучит пьеса "Подснежник" П. И. Чайковского. Дети выполняют соответствующие движения.

- Что вы услышали? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Какую часть речи вы использовали в своем описании?


VII. Продолжение "исследования" имени прилагательного.

Учимся определять род, число и падеж прилагательных.

Упр.5, стр.71.

Лесных шорохов - мн.ч., Р.п.



С душистыми ландышами - мн.ч., Т.п.

- у доски




Спелую землянику - ж.р., ед.ч., В.п.



Березовый лес - м.р., ед.ч., И.п.


В беличьем дупле - с.р., ед.ч., П.п.

- с комментированием

Пушистому хвосту - м.р., ед.ч., Д.п.



Соловьиным пением - с.р., ед.ч., Т.п.


У глубокой норы - ж.р., ед.ч., Р.п.

- самостоятельно

О дубовой роще - ж.р., ед.ч., П.п.


Красивыми озерами - мн.ч., Т.п.



Два ученика выполняют самостоятельную работу за "шторками".

Учитель работает индивидуально с учащимися группы В (слабые).

Проверьте свою запись с записью товарищей. Исправьте ошибки, недочеты, если они имеются.

Самопроверка.

Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.

Выставление оценок за урок.


VII. Домашнее задание.

Стр. 70-71, прочитаете рубрики " Тайны русского языка", "Это важно знать", выполните упр. 4.


IX. Рефлексия.

Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору. Возьмите карточки-рисунки “Подснежники” и ответьте на вопросы. Закрыть схему-опору.

На партах у детей лежат карточки.

  • Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

  • Как изменяется имя прилагательное?

  • Какую форму имени прилагательного называют начальной?

И заключительный разговор нашего урока-исследования.

Давайте поговорим о ваших впечатлениях и чувствах.

Закончите предложения.

Слайд 13

Я испытывал затруднения, когда…

Я обращусь за помощью к ….

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой, … работой класса.

Я узнал о …

(Ответы детей.)