Класс: 5
Тема урока: «Древняя Спарта»
Тип урока: Изложение нового материала
Цель урока: Содействовать ознакомлению с географическим положением, природными условиями, категориями населения Древней Спарты, управлением и воспитанием спартанцев; создать условия для развития умений работать с документом, извлекать из него необходимую информацию
Задачи урока:
-проанализировать древнюю Спарту как полис древней Греции;
охарактеризовать особенности культуры и обычай древней Спарты.
-формировать навыки работы с информацией (отбирать, анализировать, преобразовать);
развивать умения и навыки работы с исторической картой;
развитие навыки смыслового чтения.
-помочь в реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
совершенствовать умения сотрудничества при постановке и решении учебных задач;
совершенствовать умения вести учебный диалог, формировать и аргументировать свою позицию.
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам. | - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок гражданской идентичности. | - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Спарты; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции |
Словарь урока: Спартанцы, илоты, пириэки, Совет старейшин, Народное собрание, царь. |
Ресурсы урока: Учебник, карточки, презентация |
Ход урока
1.Орг.момент
Проверка готовности к уроку
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах»
Сегодня мы продолжаем изучать Древнюю Грецию. Но сначала мы повторим, что проходили на прошлом уроке.
****Попробуем отгадать исторические загадки по нашей теме
1. Он написал «Илиада» и «Одиссея»,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)
4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)
7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)
****Повторение терминов
Демос - народ;
Демократия - власть народа;
Реформы - преобразования;
Граждане - свободные афиняне.
Полисы-небольшие самостоятельные государства
****Ответить на вопросы
1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?(демос и знать)
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?
4. Кем был Солон? (Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государств;)
5. Как он поступил с должниками?( Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях)
6. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
7.Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный срок? (Богатые люди государства озлобились на него, так как он отменил рабство, а рабы - это бесплатная рабочая сила. Л бедным не угодил тем, что он не произвел передела земли. И вот для того, чтобы не навлечь на себя вражду тех и других, он уезжает из страны на несколько лет. Возвратившись, живет здесь до старости.)
8.А существует ли сегодня в нашем государстве демократия?
3.Переход к изучению новой темы
Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Одним из крупнейших была Спарта.
Записываем число и тему
4.Изучение новой темы
****Определим план работы.
****Вопросы к классу:
- С чего мы начинаем изучать историю какого-либо государства? (с определения географического положения и природных условий, далее изучаем население, его образ жизни, государственное устройство).
План работы:
1.Географическое положение и природные условия.
2.Население и его образ жизни.
3.Система управления
Географическое положение Спарты.
****-Работа с картой (уч.стр.151 или слайд)
-откройте учебник на стр.147.
Прочитать 1и 2 абзац
Предки спартанцев пришли с севера Балканского п-ва. Обосновались в области Лакония. А затем и подчинили Мессению
*****А сейчас мы будем работать со вторым пунктом нашего плана «население и его образ жизни»
Но чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать по группам
Ваша задача внимательно прочитать документ и ответить на вопросы.
CПАРТАНЦЫ (1 группа)
Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основной вид занятия – военное дело.
После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее и обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него забирали.
Спартанцев было во много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия.
Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно, зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть.
1.Кого называли спартанцами?
2.Основной вид занятия спартанцев?
3.Что имели спартанцы?
4.Зачем спартанцам была нужна сильная армия?
5.Как воспитывали спартанцев?
6. Какую цель преследовало подобное воспитание?
2 группа
Работает с учебником стр.149 п.3
Рассказать о воспитание спартанцев
Рассмотрим оружие спартанца.
Оружие спартанца: Щит, коринфский шлем, доспехи, копье – дори, меч – ксифос.
Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. Почему?
во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.
3 группа
работает с п.2 учебника стр.148
Вопрос: Что запрещалась спартанцам?
ИЛОТЫ (4 группа)
Покоренное спартанцами архейское население на территории Лаконии и Мессении было обращено в рабов, которых называли - илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты.
Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.
Раз в год весною спартанские юноши собирались по ночам в отряды, надевали плащи и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».
Кого называли илотами?
Занятия илотов?
Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?
Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?
Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?
ПЕРИЭКИ (5 группа)
Жители гористых территорий Лаконики и Мессении которые сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали назвать их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так как спартанцем запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.
Кто такие периэки?
Чем они занимались?
Обладали ли периэки гражданскими правами?
-Физкультминутка
Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Я буду называть имена и понятия. Если то, что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши.
Будьте внимательны!
Афина, Зевс, ироглифы, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Гомер, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
****Система управления
Самостоятельная работа с учебником стр.148 п.2 последние три абзаца
Перед вами пустая схема. Вы должны её заполнить.
Делают на местах. А один ученик выходит к доске.
Управление в этом полисе находилось в руках немногих.
Государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие).
Олигархия - власть немногих
Закрепление
Учитель предлагает обсудить задание из рубрики «Подумайте» в учебнике.
(стр. 150, в. № 1)
-Где бы вам больше хотелось жить в Спарте или в Афинах? Почему?
Рефлексия
Учитель предлагает ответить на вопросы:
- сегодня я узнал…
было интересно…
я научился…
меня удивило…
мне захотелось
Домашнее задание
Изучить п.31
Составить сравнительную характеристику Афин и Спарты
Линии сравнения | Афины | Спарта |
Население | | |
Занятия | . | |
Управление | | |