-обеспечить усвоение учащимися понятий: повод к Троянской войне, причины начала Троянской войны;
-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
-способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
-способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их суждениям и выводам).
Называть назвать основную причину Троянской войны.
Анализировать исторические документы.
Характеризовать жизнь жителей Микен по археологическим источникам.
- понимает причины успеха в учебной деятельности.
-учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-работать индивидуально, в паре и в группах.
Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
фронтальная работа; групповая; парная; индивидуальная.
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
2.. Актуализация знаний и проверка пройденного ранее материала.
3. Постановка учебной задачи
4. «Открытие» нового знания.
5. Закрепление изученного материала
8. Рефлексия
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный этап. Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на учебную деятельность. УУД: Личностные: самоопределение обучающихся в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований и выработке внутренней готовности к их реализации. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем. |
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания | Настраиваются на урок |
2 | Проверка усвоения пройденного ранее материала. А. УУД: Личностные: Самоопределение к учебной деятельности. Познавательные: обобщение полученных знаний. Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей. |
| Определить географическое положение Древней Греции Как природные условия влияли на занятия древних греков? Собрать «матрёшку» Работа с линией времени Работа над понятиями Игра «крестики-нолики» | Работа с картой: показывают Балканский п-ов, моря, о. Крит Составление «фишбоуна», определение проблемы греков Работа с географическими объектами Откладывают известные даты из истории Греции, составляют и решают хронологические задачи По определению определяют понятия Отвечают на вопросы по д/з, |
| Б. УУД: Метапредметные: графическое отображение информации, сопоставление, классификация объектов. Коммуникативные: совместная работа в паре,. Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний |
| Демонстрирует слайды презентации для самопроверки. | Осуществляют самопроверку, оценивают проделанную работу, корректируют знания, анализируют причину ошибки. |
3. | Постановка проблемы, цели, задач урока УУД: Целеполагание. Выдвигают предположения о теме, задачах и проблеме урока Умение излагать свое мнение, аргументируя его Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других |
| Учитель просит найти лишнее в логическом ряду: Эгей, Тесей, Микены, Минотавр, Троя, Ариадна - Объясните, почему вы сделали такой выбор (Микены, Троя) - Что в мифе о Тесее и Минотавре сказочного, а что могло соответствовать действительности? Итак, мы нашли слова, выпадающие из логического ряда. - Как вы думаете, почему они включены в перечень сегодня? -Как вы определите тему нашего урока? - А можете ли вы попытаться объяснить, почему Микены и Троя объединены в одну тему? - Какие цели и задачи перед нами стоят? Уточняет или исправляет ответы учащихся. Показывает слайд с темой урока. - Есть ли у вас гипотеза, как можно связать проблему греков (отсутствие достаточного количества плодородных земель) и тему урока? - Что мы должны сделать с гипотезой? - Из каких источников мы можем получить факты? | Ребята отвечают (Микены и Троя) Ребята отвечают (остальное связано с мифом о Тесее и Минотавре). Ребята отвечают Ребята отвечают (это тема урока) Определяют тему урока (Микены и Троя) Выдвигают гипотезы (между городами будут происходить какие-то события) Ставят личностно значимые цели (узнать, какие отношения складывались между этими городами, какие герои связывают Микены и Трою). Записывают в тетради тему урока. Выдвигают гипотезу (из-за отсутствия плодородных земель, греки готовы были захватывать чужые земли, богатство; возможно между Микенами и Троей будет война) Ребята отвечают (проверить) Ребята отвечают (из источников: археологических, письменных) |
4. | Открытие новых знаний с первичным закреплением. УУД: Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок. Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов осознанное построение речевого высказывания. Метапредметные: умение делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Анализ и сопоставление характеристик. |
| Учитель: Итак, мы продолжаем путешествие по Древней Греции. Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции (город показывается на карте). Город удобно расположен на торговых путях. Микены находятся на скалистом холме. В центре города – акрополь – крепость. Стены города сооружены из огромных камней. Греки считали, что построить их могли только великаны – циклопы. На холме находился царский дворец, дома знати, а внизу – дома ремесленников. Археологам удалось найти много захоронений, как царских, так и простых горожан. Были найдены глиняные таблички с письменами, которые учёным удалось расшифровать. | Работа с презентацией Находят город на карте Слайд 3 - 4 |
| Задание для самостоятельной работы: Работа с историческим документом Решение задачи. При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами. - Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных? | Работают с информацией, изучают текст, который выведен на экран. Учащиеся предполагают: а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь. б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел. в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах. |
| Беседа по вопросам к документу. - Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети? - О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц? | (В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов. Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь). |
| А теперь в группе составьте 5 предложений о Микенах | Составляют предложения. По желанию группы озвучивают свои тексты. Рассматривают слайды 5 – 12, иллюстрацию учебника (войско греков) |
| Физкультминутка | |
| Учитель: многие данные об истории Древней Греции дают материалы археологических раскопок. Большая заслуга в этом немецкого учёного Генриха Шлимана. Предлагает прослушать сообщение ученика о Генрихе Шлимане | Слайд 12 Ученик рассказывает о Генрихе Шлимане, используя презентацию |
| - Что мы знаем о Трое? Учитель сообщает, что в борьбе за побережье п-ва Малая Азия сильным соперником греков стало Троянское царство. - Скажите, пожалуйста, с какой целью греки вели войны? Примерно в 1200 г. до н.э. греки – ахейцы осадили Трою, в ходе войны разрушили и сожги богатый город. Но воспользоваться победой не успели: с севера пришли воинственные племена и подвергли разграблению уже греческие города: бегство на острова, опустошение, хозяйство пришло в упадок, забыта письменность. | Ученики отвечают, что это город в Малой Азии, находят на карте Учащиеся отвечают: Это связано, прежде всего, с тем, что в Греции мало плодородной земли, поэтому хорошие мореходы – греки старались завоевать не только острова в Эгейском и Средиземном морях, но направлялись и на полуостров Малая Азия. Их цель - укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения. Слайд 14-17 Работают с картой и линией времени. Записывают в тетради: 1200 г. до н.э. - Троянская война |
5. | Применение нового знания. УУД: Умение применить знания в новой ситуации. Выявление пробелов в знаниях, умение задать вопрос для устранения пробела. Взаимоконтроль, коррекция. |
| Перед вами логическая цепочка понятий по теме. Составьте краткий рассказ с использованием этих понятий: Крита - Микен – акрополь – Львиные ворота – Троя – Троянская война | Составляют краткий рассказ по теме урока |
6. | Домашнее задание. Личностные УУД: Самоопределение. |
| Параграф 25 пересказ, в тетрадях выполнить задание № 3, 4 или написать, что означает крылатое выражение «Яблоко раздора» | Выбирают и записывают домашнее задание. |
7. | Рефлексия. Регулятивные УУД: самоанализ Личностные: самооценка, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности |
| Проверим, выполнили ли поставленные задачи Предлагает заполнить Экран достижений поднять руку, кому урок понравился, что понравилось больше всего, у кого задания вызвали затруднения и какие? | Оценивают свои достижения и высказывают отношение к уроку. |