СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 8 классе по теме "Церковная реформа ПетраI"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 8 классе по теме "Церковная реформа ПетраI"»

Урок истории в 8 классе

Учитель истории МБОУ СОШ с. Верхний Ломов Им. И.И. Привалова

Смагина Ю.Н.


Тема: Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. 


Цель: создать условия для знакомства с церковной реформы Петра I, продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, умение анализировать исторический документ, аргументировать собственную позицию.

Задачи урока:

Образовательные

  • Объяснить причины проведения церковной реформы

  • Выяснить положение традиционных конфессий

  • Работать над основными датами и понятиями

Развивающие

  • Продолжить формирование работы с текстом учебника, документами

  • Выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать

  • Оперировать терминами, делать выводы

Воспитательные

  • Воспитывать у школьников интерес к изучению истории своей страны

  • Продолжить прививать учащимся интерес к истории как к науке

Планируемые результаты:

Личностные

  • Воспитание само- и взаимоуважения

  • Развитие сотрудничества при работе в парах

  • Воспитание интереса к истории как к науке

Метапредметные

  • Работать с учебной и внешкольной информацией

  • Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную, и второстепенную

  • Определять свою роль в учебной группе

Предметные

  • Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе

  • Объяснить причины и следствия ключевых событий церковной реформы

  • Дать оценку церковной реформе и личности самого ПетраI




Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

- Как изменилось положение дворянства при Петре 1?

- Приведите аргументы, подтверждающие. Что при Петре 1 пу3ть к карьере был открыт талантливым людям независимо от их происхождения.

- Назовите изменения в жизни горожан при Петре 1.

- Какие тяготы приходилось испытывать крестьянам в годы правления Петра 1?


  1. Мотивация к изучению темы урока


- О ком говорил Петр Великий и что он имел в виду: «Духовенство «не есть иное государство», и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам»?

- Какие изменения в отношениях государства и церкви произошли в России к концу XVII в.? (церковь стала противопоставлять себя царю, даже ставить выше церковь над государством)

- Вспомните значение понятий: ереси, раскол, старообрядчество.

- Каковы были причины и последствия церковной реформы XVII в.? В чем ее суть?

- Оцените роль Русской Православной церкви в жизни Российского государства. (Роль церкви возрастала, Россия уже не могла считаться светским государством)



  1. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.

- Давайте подумаем, как звучит тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

- Как вы думаете, Петр I смирился с тем, что церковная власть и авторитет намного выше светской власти? ( Ответы учащихся).

- Какой будет учебная задача урока? (Прочитайте стр. 53 )



  1. Изучение темы урока

Работа с учебником

1. Прочитайте п.1. параграфа 8.

- Сформулируйте причины и предпосылки церковной реформы. (Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ, Чрезмерный авторитет церкви, Экономическая независимость церкви)

- Сформулируйте цель и задачи церковной реформы (Ликвидация экономической и административной автономии, Снижение численности духовенства, Борьба с нищенством)

2. Прочитаем §8 п.2.(выборочное чтение.)

- Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I?

  • В 1700 году Петр I запретил проводить выборы нового патриарха

  • 1701 год - восстановлен Монастырский приказ

  • Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский

- О чем говорил, принятый Петром 1 в 1721 г. «Духовный регламент»?

  • 1721 год – издание «Духовного регламента», упразднение патриаршества

Словарная работа

- Дайте определение понятиям Синод, обер – прокурор,

- Автором «Духовного регламента» являлся Феофан Прокопович. Кем был этот человек?

3. Прочитаем §8 п.3, стр. 53( самостоятельно)

- Каково было влияние Феофана Прокоповича на церковную реформу Петра I?

- Найдите не менее трёх подтверждений значительного вклада Феофана Прокоповича в русскую культуру.

- Найдите в тексте §8 п.2 информацию о деятельности Синода?

- Как данный указ отражает представления Петра I о взаимоотношение Церкви и государства?

4. Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия: поповщина и беспоповщина.

- Найдите ответ, что представляло собой каждое течение в §8 п. 4 ?

  1. Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)

  2. Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств (радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.

- Какие действия были предприняты Петром 1 в отношении старообрядцев?

- Какие меры предпринимал Петр 1 в отношении иноверцев и их веры, проживавших в России?

- Как со старообрядцами боролся нижегородский епископ Питирим?


  1. Закрепление изученного материала

- Назовите основные положения церковной реформы Петра 1.


- Каково значение церковной реформы Петр? (Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства. Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви. Сословное значение - снижение влиятельности сословия духовенства.)



  1. Рефлексия.


Продолжите предложения по выбору:

*сегодня я узнал...

*я понял, что…

*я научился…

*было интересно узнать, что…

*мне захотелось…


  1. Домашнее задание


§8, найти мнения историков о церковной реформе Петра 1. (+ и -)