Составит
Урок истории Аграрная реформа Столыпина. 9 класс
Составитель:
Никифорова И.Г.,
учитель истории «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2
п.Морки».
План урока:
1.Личность П.А. Столыпина.
2.Программа реформ.
3.Аграрная реформа:
1) Разрушение общины
2) Переселенческая политика
3) Трудности в проведении реформы
4. Результаты и итоги реформы.
Проблемное задание:
В.В. Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа- вопреки народу».
Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней
Эпиграф к уроку
«Дайте мне двадцать лет покоя, и я реформирую всю Россию»
Программа реформ:
24 августа 1906 г.- опубликование программы реформ:
- о свободе вероисповедания;
- о гражданском равноправии;
- о улучшении быта рабочих;
- о реформе высшей и средней школы;
- о введении всеобщего начального обучения
- о подоходном налоге.
Аграрная реформа- 6 ноября 1906 г.
Сущность реформы:
превратить крестьянские наделы в личную собственность крестьян.
цели аграрной реформы:
- Снятие социальной напряженности,
- Формирование широкого слоя мелких собственников для обеспечения политической стабильности,
- Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель,
- Сохранение всех форм собственности.
Составные части аграрной реформы
1 . Разрешение выхода крестьян из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежащих им земель в форме хутора или отруба.
2. Передача Крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам.
3. Организация переселенческого движения в Западную Сибирь, за Урал.
4. Широкое строительство сельских школ и вовлечение в систему народного образования огромных масс населения.
Переселенческая политика
трудности в проведении реформы:
1. Жизнеспособность общинного землепользования:
а) община обладала гибкостью, приспо-
сабливалась к изменяющимся условиям,
б) община- гарант интересов крестьян;
в) большинство крестьян не умели хозяйствовать единолично, по- фермерски, на свой страх и риск;
2. Бюрократический подход:
а) насаждение хуторов и отрубов нередко насильно
б) земли помещиков неприкосновенны.
Проведение реформы
Последствия реформы:
+
-
- предоставление крестьянам большей личной свободы
- создание хуторов и отрубов
- социально-экономический подъем в Сибири как результат переселения
- увеличение внутреннего рынка
- повышение покупательной способности сельского населения
- возрастание экспорта сельскохозяйственно й продукции
- игнорирование региональных различий
- излишняя идеализация хуторов и отрубов, и вообще частной собственности
- недостаток финансирования
- неудавшаяся возможность разрушить общину и создать широкий слой крестьян-фермеров
- превышение власти на местах государственными чиновниками
Причины незавершенности реформы:
1 . Незначительные временные сроки
2. Сопротивление со стороны правых и левых сил
3. Сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина
Результаты реформы:
- Более 1.5 млн. человек реализовали право собственности.
- Распад общинных связей.
- С 1909 по1914 г. Россия производила зерна больше, чем США, Канада и Аргентина, вместе взятые.
- В 1012 г. вывоз в Англию масла на 68 млн. рублей что в 2 раза больше стоимости сибирского золота.
- Бурный рост кооперативов.
- Улучшение агрокультуры.
- Просветительская деятельность по развитию сельского хозяйства.
Итоги реформы:
Реформа пыталась соединить несоединимое :
создать фермерские хозяйства при сохранении помещичьего землевладения. С одной стороны- опора на «сильных», инициативных; с другой стороны- поддержка «слабых» за счет казны. Масштабность такой задачи требовала времени и консолидации всех политических сил, чего в России не было .
Проверяем проблемное задание:
В.В. Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа- вопреки народу».
Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней
Рефлексия
Аграрная реформа
Выполнить кластер со словом
аграрная реформа
(работа в парах – на отдельном альбомном листе).
Домашнее задание:
пар. 6, прочитать.
Написать эссе
«Мои мысли об аграрной
реформе»
Литература
1. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2008 г. 2. В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М. «Эксмо». 2010 г.
3. Книга для учителя. История России в 20 веке. Волгоград.»АСТ» 2003 г .
4.http://images.yandex.ru
5. http://ru.wikipedia.org