СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 9 класс Тема "Аграрная реформа Столыпина"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 9 классе Учебник Истории России Автор А. А. Данилов, Л. Г. Косулина и др. Изд Просвещение, 2008 г.

Урок проводится с использованием данной презентации. Место урока - раздел 1 Россия на рубеже XIX-XX вв.номер урока - 6 (по КТП)

В презентации рассказывается о столыпинской аграрной реформе 1906-1911 гг.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 9 класс Тема "Аграрная реформа Столыпина"»

Составит Урок истории  Аграрная реформа Столыпина.  9 класс Составитель: Никифорова И.Г., учитель истории «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2 п.Морки».

Составит

Урок истории Аграрная реформа Столыпина. 9 класс

Составитель:

Никифорова И.Г.,

учитель истории «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2

п.Морки».

 План урока:   1.Личность П.А. Столыпина. 2.Программа реформ.  3.Аграрная реформа:  1) Разрушение общины  2) Переселенческая политика  3) Трудности в проведении реформы  4. Результаты и итоги реформы.

План урока:

1.Личность П.А. Столыпина.

2.Программа реформ.

3.Аграрная реформа:

1) Разрушение общины

2) Переселенческая политика

3) Трудности в проведении реформы

4. Результаты и итоги реформы.

 Проблемное задание: В.В. Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа- вопреки народу». Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней

Проблемное задание:

В.В. Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа- вопреки народу».

Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней

 Эпиграф к уроку «Дайте мне двадцать лет покоя, и я реформирую всю Россию»

Эпиграф к уроку

«Дайте мне двадцать лет покоя, и я реформирую всю Россию»

Программа реформ:    24 августа 1906 г.- опубликование программы реформ:  о свободе вероисповедания; о гражданском равноправии; о улучшении быта рабочих;  о реформе высшей и средней школы;  о введении всеобщего начального обучения  о подоходном налоге.

Программа реформ:

24 августа 1906 г.- опубликование программы реформ:

  • о свободе вероисповедания;
  • о гражданском равноправии;
  • о улучшении быта рабочих;
  • о реформе высшей и средней школы;
  • о введении всеобщего начального обучения
  • о подоходном налоге.
 Аграрная реформа- 6 ноября 1906 г.    Сущность реформы: превратить крестьянские наделы в личную собственность крестьян.

Аграрная реформа- 6 ноября 1906 г.

Сущность реформы:

превратить крестьянские наделы в личную собственность крестьян.

 цели аграрной реформы: Снятие социальной напряженности, Формирование широкого слоя мелких собственников для обеспечения политической стабильности, Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель, Сохранение всех форм собственности.

цели аграрной реформы:

  • Снятие социальной напряженности,
  • Формирование широкого слоя мелких собственников для обеспечения политической стабильности,
  • Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель,
  • Сохранение всех форм собственности.
Составные части аграрной реформы   1 . Разрешение выхода крестьян из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежащих им земель в форме хутора или отруба. 2. Передача Крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам. 3. Организация переселенческого движения в Западную Сибирь, за Урал. 4. Широкое строительство сельских школ и вовлечение в систему народного образования огромных масс населения.

Составные части аграрной реформы

1 . Разрешение выхода крестьян из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежащих им земель в форме хутора или отруба.

2. Передача Крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам.

3. Организация переселенческого движения в Западную Сибирь, за Урал.

4. Широкое строительство сельских школ и вовлечение в систему народного образования огромных масс населения.

 Переселенческая политика

Переселенческая политика

 трудности в проведении реформы:   1. Жизнеспособность общинного землепользования: а) община обладала гибкостью, приспо- сабливалась к изменяющимся условиям, б) община- гарант интересов крестьян; в) большинство крестьян не умели хозяйствовать единолично, по- фермерски, на свой страх и риск; 2. Бюрократический подход:  а) насаждение хуторов и отрубов нередко насильно  б) земли помещиков неприкосновенны.

трудности в проведении реформы:

1. Жизнеспособность общинного землепользования:

а) община обладала гибкостью, приспо-

сабливалась к изменяющимся условиям,

б) община- гарант интересов крестьян;

в) большинство крестьян не умели хозяйствовать единолично, по- фермерски, на свой страх и риск;

2. Бюрократический подход:

а) насаждение хуторов и отрубов нередко насильно

б) земли помещиков неприкосновенны.

 Проведение реформы

Проведение реформы

 Последствия реформы: + - предоставление крестьянам большей личной свободы создание хуторов и отрубов социально-экономический подъем в Сибири как результат переселения увеличение внутреннего рынка повышение покупательной способности сельского населения возрастание экспорта сельскохозяйственно й продукции игнорирование региональных различий излишняя идеализация хуторов и отрубов, и вообще частной собственности недостаток финансирования неудавшаяся возможность разрушить общину и создать широкий слой крестьян-фермеров превышение власти на местах государственными чиновниками

Последствия реформы:

+

-

  • предоставление крестьянам большей личной свободы
  • создание хуторов и отрубов
  • социально-экономический подъем в Сибири как результат переселения
  • увеличение внутреннего рынка
  • повышение покупательной способности сельского населения
  • возрастание экспорта сельскохозяйственно й продукции
  • игнорирование региональных различий
  • излишняя идеализация хуторов и отрубов, и вообще частной собственности
  • недостаток финансирования
  • неудавшаяся возможность разрушить общину и создать широкий слой крестьян-фермеров
  • превышение власти на местах государственными чиновниками
Причины незавершенности реформы:    1 . Незначительные временные сроки  2. Сопротивление со стороны правых и левых сил  3. Сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина

Причины незавершенности реформы:

1 . Незначительные временные сроки

2. Сопротивление со стороны правых и левых сил

3. Сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина

 Результаты реформы: Более 1.5 млн. человек реализовали право собственности. Распад общинных связей. С 1909 по1914 г. Россия производила зерна больше, чем США, Канада и Аргентина, вместе взятые. В 1012 г. вывоз в Англию масла на 68 млн. рублей что в 2 раза больше стоимости сибирского золота. Бурный рост кооперативов. Улучшение агрокультуры. Просветительская деятельность по развитию сельского хозяйства.

Результаты реформы:

  • Более 1.5 млн. человек реализовали право собственности.
  • Распад общинных связей.
  • С 1909 по1914 г. Россия производила зерна больше, чем США, Канада и Аргентина, вместе взятые.
  • В 1012 г. вывоз в Англию масла на 68 млн. рублей что в 2 раза больше стоимости сибирского золота.
  • Бурный рост кооперативов.
  • Улучшение агрокультуры.
  • Просветительская деятельность по развитию сельского хозяйства.
Итоги реформы:   Реформа пыталась соединить несоединимое :  создать фермерские хозяйства при сохранении помещичьего землевладения. С одной стороны- опора на «сильных», инициативных; с другой стороны- поддержка «слабых» за счет казны. Масштабность такой задачи требовала времени и консолидации всех политических сил, чего в России не было .

Итоги реформы:

Реформа пыталась соединить несоединимое :

создать фермерские хозяйства при сохранении помещичьего землевладения. С одной стороны- опора на «сильных», инициативных; с другой стороны- поддержка «слабых» за счет казны. Масштабность такой задачи требовала времени и консолидации всех политических сил, чего в России не было .

Проверяем проблемное задание: В.В. Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа- вопреки народу». Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней

Проверяем проблемное задание:

В.В. Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила под лозунгом «Все для народа- вопреки народу».

Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней

 Рефлексия Аграрная реформа  Выполнить кластер со словом аграрная реформа (работа в парах – на отдельном альбомном листе).

Рефлексия

Аграрная реформа

Выполнить кластер со словом

аграрная реформа

(работа в парах – на отдельном альбомном листе).

 Домашнее задание:  пар. 6, прочитать.  Написать эссе «Мои мысли об аграрной  реформе»

Домашнее задание:

пар. 6, прочитать.

Написать эссе

«Мои мысли об аграрной

реформе»

Литература 1.  Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю.  История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2008 г.  2. В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М. «Эксмо». 2010 г.  3. Книга для учителя. История России в 20 веке. Волгоград.»АСТ» 2003 г . 4.http://images.yandex.ru 5. http://ru.wikipedia.org

Литература

1.  Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю.  История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2008 г. 2. В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М. «Эксмо». 2010 г.

3. Книга для учителя. История России в 20 веке. Волгоград.»АСТ» 2003 г .

4.http://images.yandex.ru

5. http://ru.wikipedia.org