СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Культура России в 17 веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с новыми чертами в культурной жизни России XVII в.; характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVII в.

Просмотр содержимого документа
«Культура России 17 в.»

Просмотр содержимого презентации
«Культура 17 в.»

Гипотеза  

Гипотеза

  "Великое нещастие для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа, и крайний стыд, когда он, оказав пренебрежение к получению сего сведения, заимствует из единой суетности нравы и обычаи иностранные, которые делают его в глазах народа смешным и презрительным, а для услуг Отечества не только неспособным, но и опасным." Граф Воронцов

Можем ли мы считать культуру России XVII века чисто русской культурой?

Культура России XVII в.:  основные тенденции Завершение формирования русской народности и единого русского языка (на основе московского говора) Возрастает внимание к человеку, идет накопление знаний  Расширение культурных связей с Европой, возрастает число культурных заимствований Тенденция к обмирщению культуры Освобождение от влияния церкви Разрушение религиозного мировоззрения Апелляция к разуму

Культура России XVII в.: основные тенденции

Завершение формирования русской народности и

единого русского языка (на основе московского говора)

Возрастает внимание к человеку, идет накопление знаний

Расширение культурных связей с Европой,

возрастает число культурных заимствований

Тенденция к обмирщению культуры

Освобождение от влияния церкви

Разрушение религиозного мировоззрения

Апелляция к разуму

Просвещение Рост грамотности среди дворян и посадских людей Оживление торгово-промышленной деятельности Рост государственного аппарата Домашнее обучение Учебные пособия Школы при церквях и монастырях  1665 г. – школа грамматического учения при Заиконоспасском монастыре (Симеон Полоцкий)  1687 г. – Славяно-греко-латинское училище (академия) (С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды) 1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев) 1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий) 1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель) 1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

Просвещение

Рост грамотности

среди дворян и посадских людей

Оживление торгово-промышленной деятельности

Рост государственного аппарата

Домашнее

обучение

Учебные

пособия

Школы при

церквях и

монастырях

1665 г. – школа грамматического

учения при Заиконоспасском монастыре

(Симеон Полоцкий)

1687 г. – Славяно-греко-латинское

училище (академия)

(С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды)

1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев)

1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий)

1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель)

1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей . СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка. Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических . К 1670 составил Венец веры кафолической .

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей .

  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка.
  • Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических . К 1670 составил Венец веры кафолической .

В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691). Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии.

В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище

  • ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814.
  • Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691).
  • Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии.

Прдолжили дело братья Иоаким и Софроний Лихуды, которые  прибыли в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику. В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
  • Прдолжили дело братья Иоаким и Софроний Лихуды, которые прибыли в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.
  • В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.

Появились первые учебники «Грамматика» Смотрицкого. Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим Герасимович Смотрицкий , — православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.

Появились первые учебники

  • «Грамматика» Смотрицкого.
  • Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим Герасимович Смотрицкий , — православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.

«Букварь» Бурцева  К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро распускались.
  • «Букварь» Бурцева

  • К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро распускались.

Литература Новый жанр – сатирическая повесть «О Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фоме и Ереме» Биографическая повесть – «Повесть об Улиане Осоргиной» Автобиографическая повесть – «Житие» протопопа Аввакума Публицистика (об отсталости России): «Словеса дней» И.Хворостинина «Описание Московского государства» Г.Котошихина «Политика» Ю.Крижанича. Сочинения Авраама Палицина Историческая повесть – герои обычные люди. . Симеон Полоцкий: основы русского стихосложения (силлабического) Сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» + стихотворные пьесы

Литература

Новый жанр – сатирическая повесть

«О Шемякином суде»,

«Повесть о Ерше Ершовиче»,

«Повесть о Фоме и Ереме»

Биографическая повесть –

«Повесть об Улиане Осоргиной»

Автобиографическая повесть –

«Житие» протопопа Аввакума

Публицистика (об отсталости России):

«Словеса дней» И.Хворостинина

«Описание Московского государства» Г.Котошихина

«Политика» Ю.Крижанича. Сочинения Авраама Палицина

Историческая повесть – герои обычные люди. .

Симеон Полоцкий: основы русского стихосложения (силлабического)

Сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»

+ стихотворные пьесы

До середины XVII в. в церковном зодчестве – шатровый стиль Патриарх Никон запретил строительство шатровых храм ов Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве  (1644-1645 ) Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания

До середины XVII в.

в церковном зодчестве –

шатровый стиль

Патриарх Никон

запретил строительство

шатровых храм ов

Церковь Троицы Живоначальной

в Троицком-Голенищеве

(1644-1645 )

Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания

В конце XVII в. возникает новый стиль нарышкинское (московское) барокко Церковь Покрова в Филях (1690-1695)

В конце XVII в.

возникает новый стиль

нарышкинское

(московское) барокко

Церковь Покрова в Филях

(1690-1695)

Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери)   По заказу купца Григория Никитникова в 1635-1653 годах в глухом Грузинском переулке Москвы был возведен один из самых красивых храмов города – церковь Святой Троицы. Здание богато украсили русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Подклет храма использовался для хозяйственных нужд, там был устроен склад товаров. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.

Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери)

  • По заказу купца Григория Никитникова в 1635-1653 годах в глухом Грузинском переулке Москвы был возведен один из самых красивых храмов города – церковь Святой Троицы. Здание богато украсили русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Подклет храма использовался для хозяйственных нужд, там был устроен склад товаров. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

  • Другим интереснейшим памятником первой половины XVII века является церковь Рождества Богородицы, «что в Путинках».
  • За три года строительства, с 1649 по 1652 годы, замыслы заказчиков ширились, и храм пополнялся все новыми помещениями.
Церковь Николы в Хамовниках В последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой колокольней и одноэтажной трапезной.  Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.). Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке.  Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.

Церковь Николы в Хамовниках

  • В последней четверти XVII века окончательно сложился тип московского приходского храма с четвериком основного объема и пятиглавием, шатровой колокольней и одноэтажной трапезной.
  • Такова церковь Николы в Хамовниках (1676-1682 гг.).
  • Ее название обусловлено слободой ткачей, или хамовников, размещавшейся здесь в XVII веке.
  • Храм красив своей устремленностью ввысь, упорядоченностью деталей. Впечатление богатства и узорности достигнуто благодаря красно-зеленой окраске декоративных деталей, отчетливо выделяющихся на белом фоне стены.

Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений . Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. 

Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений .

Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. 

Запрет на строительство

Запрет на строительство

  • В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона.
  • Так в одной из храмовых грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".
Палаты Аверкия Кириллова в Москве   По старинной легенде, хозяином палат на берегу реки Москвы был один из самых жестоких опричников царя Иоанн IV Грозного Малюта Скуратов – думный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. В действительности же, построенное значительно позже, в 1657 году, двухъярусное сооружение, украшенное цветными изразцами и белокаменной отделкой, принадлежало думному дьяку Аверкию Кириллову. Первоначально палаты соединялись переходом с домовой церковью, при которой и был похоронен Аверкий Кириллов, убитый во время Стрелецкого бунта 1698 года.

Палаты Аверкия Кириллова в Москве

  • По старинной легенде, хозяином палат на берегу реки Москвы был один из самых жестоких опричников царя Иоанн IV Грозного Малюта Скуратов – думный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. В действительности же, построенное значительно позже, в 1657 году, двухъярусное сооружение, украшенное цветными изразцами и белокаменной отделкой, принадлежало думному дьяку Аверкию Кириллову. Первоначально палаты соединялись переходом с домовой церковью, при которой и был похоронен Аверкий Кириллов, убитый во время Стрелецкого бунта 1698 года.

Церковь Покрова Богородицы в Филях   В числе имений, подаренных царем Алексеем Михайловичем боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное московское село Фили. Возведенная здесь в 1690-1693 годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название

Церковь Покрова Богородицы в Филях

  • В числе имений, подаренных царем Алексеем Михайловичем боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное московское село Фили. Возведенная здесь в 1690-1693 годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название "нарышкинское барокко". В Филях любил бывать царевич Петр Алексеевич, будущий царь Петр I. На одной из икон храма портрет будущего царя.

Живопись Симон Ушаков (1626-1686 гг.) Мастер Оружейной палаты Интерес к изображению человеческого лица Спас Нерукотворный. 1678 г. Парсуны (портреты, написанные в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками) Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна

Живопись

Симон Ушаков

(1626-1686 гг.)

Мастер Оружейной палаты

Интерес к изображению

человеческого лица

Спас Нерукотворный. 1678 г.

Парсуны

(портреты, написанные

в иконописной манере и

иконной технике –

на доске яичными красками)

Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна

  • "Насаждение древа государства Российского" По живописным приемам и композиционному построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668 году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.

Появилась портретная живопись – создавались парсуны  Наталья Кирилловна Нарышкина

Появилась портретная живопись – создавались парсуны

Наталья Кирилловна Нарышкина

Патриарх Никон

Патриарх Никон

Царевна Софья

Царевна Софья

Театр основан при Алексее Михайловиче  Указ, в котором поручалось найти за границей людей, умеющих «сыграть комедии». 1672 г  «Комедийная хоромина»  В театре играли иностранные актёры.

Театр основан при Алексее Михайловиче

Указ, в котором

поручалось найти за

границей людей,

умеющих «сыграть

комедии».

1672 г

«Комедийная хоромина»

В театре играли иностранные актёры.

Можем ли мы считать культуру России XVII века чисто русской культурой? Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало: господство религиозного мировоззрения, внешнеполитические процессы, освоение и присоединение новых земель.  Русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.    Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

Можем ли мы считать культуру России XVII века чисто русской культурой?

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало: господство религиозного мировоззрения, внешнеполитические процессы, освоение и присоединение новых земель.  Русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.   Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.