Общая информация |
Тема урока | Русское государство при Ярославе Мудром |
Тип урока | Комбинированный |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель – изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого. Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; Развивающие задачи – продолжить развитие навыков устного ответа, работы с учебником, письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать умение характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности; Воспитательные задачи - привитие уважения к историческому прошлому страны, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор |
Дидактическое обеспечение | Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М. : Просвещение, 2016. — 128 с. Историческая анимированная карта «Русь в конце X — XI в.» Фрагмент «Сказания о Борисе и Глебе» |
| План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
Этап урока | Время (мин.) | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
1. Организационный | 1 | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку. | Самоконтроль готовности учащихся к уроку |
2. Вводно-мотивационный | 2 | Сегодня мы узнаем ещё об одном выдающемся русском князе -Ярославе, сыне Владимира, которого народ назвал Мудрым. Нам предстоит ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым, и чему мы, современные люди, можем научиться у него?» | С помощью учителя формулируют познавательные задачи по теме урока |
3. Актуализация знаний | 5-7 | Ребята, вспомните первых русских князей. Какие задачи по укреплению государства, на ваш взгляд, стояли перед ними? Что могло препятствовать их решению? О каких сводах законов вы узнали при изучении курсов Древнего мира и Средних веков? | В ходе беседы называют первых князей, определяют существенные черты государственного устройства Руси и задачи, стоявшие перед потомками Владимира. |
4. Изучение нового материала | 20-25 | Знакомит учащихся с планом урока: Борьба за власть сыновей Владимира I. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе. Отношения Руси с другими государствами Использует метод комментированного чтения: Прочитайте п.1 и отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе» и ответьте на вопросы: Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича? Какие методы в борьбе друг против друга использовали его сыновья? Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми? Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему? Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром? Каков был итог усобиц? Прочитайте фрагмент из Правды Ярослава (рубрика «Изучаем документ»). Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси. Интересы каких жителей Руси защищались в первую очередь? Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства? Внешняя политика (Отношения Руси с другими государствами) – работа с исторической картой (стр.60): Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Покажите государства, с правителями которых Ярослав установил родственные связи. Сделайте выводы. | Фиксируют план урока в тетрадях Формы - работа с текстом учебника, с историческим источником и картой; беседа. Обучающиеся: |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала | 5 | Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»? | Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их |
6. Подведение итогов урока | 5-7 | Использует метод постановки проблемного вопроса: Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы можем поучиться у него? Что вы считаете наиболее важным из его преобразований и почему? | |
7. Организация изучения домашнего задания | | Выразите свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого в сообщении «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем» | Фиксируют домашнее задание |