СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 8 классе "Перемены в культуре России в годы Петровских реформ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 8 классе "Перемены в культуре России в годы Петровских реформ"»

Тема «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ».

Цель: Создать условия для формирования и обобщения знаний по нововведениям Петра I в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области художественной культуры.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

Тест по теме «Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам» (индивидуально)

1. Выберите из списка причины народных волнений на­чала XVIII в.

1) рост налогообложения
2) предоставление новых привилегий помещичьим кре­стьянам
3) система рекрутских наборов
4) раздача продуктов из государственных запасов нуждающимся
5) введение пенсий
6) строительство новых городов, военных укреплений

2. В каком году началось восстание в Астрахани, вызванное недовольством петровскими преобразованиями?

1) 1698 г.
2) 1700 г.
3) 1705 г.
4) 1725 г.

3. Кондратий Булавин, руководитель одного из самых массовых восстаний начала XVIII в., был

1) крестьянином
2) ремесленником
3) купцом
4) казаком

4. Атаманом какого «всевеликого» войска был избран Кондратий Булавин?

1) Донского
2) Днепровского
3) Запорожского
4) Волжского

5. Как сложилась судьба Кондратия Булавина после восстания?

1) арестован правительственными войсками и помилован
2) арестован правительственными войсками и казнён
3) против него был составлен заговор знатных казаков, ко­торые и убили его
4) бежал в Османскую империю

6. Особенностью Башкирского восстания 1705-1711 гг. был(-о)

1) ярко выраженный национальный характер
2) отсутствие среди участников крестьян
3) быстрое подавление восстания
4) переход многих знатных чиновников на сторону восстав­ших

7. Отметьте причину многих выступлений старообрядцев в годы правления Петра I.

1) увеличенные подати для раскольников, запрет зани­маться определёнными видами деятельности
2) передача основных государственных должностей бога­тым старообрядцам
3) вмешательство представителей протестантских конфес­сий в деятельность старообрядцев
4) отсутствие контроля со стороны государства за деятель­ностью общины старообрядцев


2. Фронтальный опрос

- Перечислите причины выступлений в петровскую эпоху

1. Проверка заполнения таблицы

- Могло ли одно из описанных нами восстаний закончиться победой?

- Почему недовольная преобразованиями Петра 1 аристократия стала группироваться вокруг царевича Алексея?


II Новая тема

1. Актуализация и определение проблемного задания.

- Ребята, вспомните определение термина Культура.


- Как вы думаете: какие вопросы нам необходимо обсудить на уроке? (Развитие науки, образования, искусства. Что нового появилось в культуре Петровской эпохи?).


- Какие исторические изменения и события оказали влияние на развитие культуры первой четверти XVIII века? (Северная война, создание армии и флота, развитие мануфактурного производства, изменения в организации государственного аппарата, расширение связей со странами Западной Европы.)


Постановка проблемного задания: Почему перемены, происходившие в России в начале XVIII века часто называют «культурной революцией»?


2 Работа в группах.

Задания для работы в группах.


1 группа: Развитие науки в петровскую эпоху.

  1. На основе подзаголовка 1 & 10 составить таблицу «Развитие науки»

Учёный, изобретатель

Открытие, изобретение













- Какие научные открытия и изобретения упоминаются со словом «впервые»?


2 группа Развитие образования

1. На основе подзаголовка 2 & 10 составить таблицу «Новое в развитие образования»

год

Что нового появилось.














2.Какие сословные ограничения действовали в начале XVIII века при поступлении в учебные заведения?


3 группа Изменения в повседневной жизни

  1. Составьте план подзаголовка 4 & 10 «Изменения в повседневной жизни»

- Что означают понятия: ассамблеи, клавикорды?


Анализ документа

1. Проанализируйте документ «Юности честное зеркало» по вопросам к документу (стр. 68 учебника).

-Насколько актуальны сегодня правила поведения, описанные в документе?


3. Выступление учащихся. Подведение итогов работы в группах.


4. Заполнение таблицы «Изменения художественной культуре в период Петра 1»

- Какие новые черты появляются в художественной культуре XVIII века?


III Подведение итогов изучения новой темы

- Мы познакомились с теми переменами в культуре России, которые произошли в Петровскую эпоху. Ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему перемены, происходившие в России в начале XVIII века часто называют «культурной революцией»?


- Главными чертами культуры в эпоху Петра I стало усиление её светских начал и активное проникновение в Россию Западноевропейской культуры. Зарождалась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура. Однако нововведения стали достоянием лишь высших слоёв населения. Народных масс они не затронули, основная часть населения сохраняла патриархальный уклад жизни и народную культуру.


IV Рефлексия Ответим на вопросы

–Сегодня на уроке я узнал….

- Я хочу узнать о…..

- я оцениваю свою работу на уроке …..


V Домашнее задание & 10, термины, вопросы после &.










Тест по теме «Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам»

1. Выберите из списка причины народных волнений на­чала XVIII в.

1) рост налогообложения
2) предоставление новых привилегий помещичьим кре­стьянам
3) система рекрутских наборов
4) раздача продуктов из государственных запасов нуждающимся
5) введение пенсий
6) строительство новых городов, военных укреплений


2. В каком году началось восстание в Астрахани, вызванное недовольством петровскими преобразованиями?

1) 1698 г.
2) 1700 г.
3) 1705 г.
4) 1725 г.


3. Кондратий Булавин, руководитель одного из самых массовых восстаний начала XVIII в., был

1) крестьянином 2) ремесленником 3) купцом 4) казаком


4. Атаманом какого «всевеликого» войска был избран Кондратий Булавин?

1) Донского 2) Днепровского 3) Запорожского 4) Волжского


5. Как сложилась судьба Кондратия Булавина после восстания?

1) арестован правительственными войсками и помилован
2) арестован правительственными войсками и казнён
3) против него был составлен заговор знатных казаков, ко­торые и убили его
4) бежал в Османскую империю


6. Особенностью Башкирского восстания 1705-1711 гг. был(-о)

1) ярко выраженный национальный характер
2) отсутствие среди участников крестьян
3) быстрое подавление восстания
4) переход многих знатных чиновников на сторону восстав­ших


7. Отметьте причину многих выступлений старообрядцев в годы правления Петра I.

1) увеличенные подати для раскольников, запрет зани­маться определёнными видами деятельности
2) передача основных государственных должностей бога­тым старообрядцам
3) вмешательство представителей протестантских конфес­сий в деятельность старообрядцев
4) отсутствие контроля со стороны государства за деятель­ностью общины старообрядцев