МБОУ ДОБРИНСКАЯ ООШ
Урок истории в 9-м классе
Тема "Реформы Столыпина"

Учитель первой квалификационной категории
Платонова С.А.
Методическая цель:
формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории;
обеспечить усвоение учащимися темы.
Образовательная:
выявить причины, цели, методы и итоги реформы П.А. Столыпина.
Развивающая:
продолжить формированию умений участвовать в обсуждении, работать с историческими документами, текстом, самостоятельно делать выводы.
Воспитывающая:
воспитывать умение самоорганизовываться на уроках и умение слушать других.
Оборудование:
Раздаточный материал (документы, карточки, таблицы)
Учебник. История России. XX век, под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
компьютер, доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок проходит с использованием презентации, подготовленной учителем.
II. Эпиграфом нашего урока будут являться слова П.А.Столыпина: Приложение Слайд 1: “Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы”.
– Выберете ключевые слова.
– Почему человек не должен забывать прошлое своей страны? (Выслушиваются мнения ребят, учитель подводит итоги)
Тогда давайте разбираться в прошлом истории нашего государства.
1. (Связь с прошлым уроком). Для начала проверим с вами домашнее задание по сравнению взглядов политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса.
III. Переход к изучению новой темы:
– Какие политические силы сформировались в ходе первой русской революции?
– Как правительство отреагировало на предложения по аграрному вопросу?
(Все предложения были отвергнуты государством).
– Какая проблема наиболее остро стояла в начале 20 века в экономическом развитии России? (Проблема аграрного вопроса)
- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О решении аграрного вопроса)
Учитель: Да, сегодня мы рассмотрим вопрос одной из самой острой проблемы России начала 20 века – аграрного вопроса.
– Каким путем можно решить этот вопрос? (Революционным или мирным).
– Как решается мирный путь решения проблемы в стране? (Путем реформ).
Сегодня на уроке мы с вами и рассмотрим, как решался аграрный вопрос путем реформ в России.
Слайд 2:Тема урока Реформы Столыпина
Слайд 3: Россия в начале 20 века. Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай 11 царским указом распустил 1 Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.
Слайд 4: Мотивация на новую тему:
Кто же он – П.А. Столыпин?
Какие реформы он предлагал провести?
Цели реформы
Основные мероприятия и осуществление реформы
Итоги реформы
Актуальна ли тема урока сегодня?
На эти вопросы мы постараемся поразмышлять во время изучения темы.
Для начала давайте познакомимся с этим государственным деятелем.
Сообщение о П.А. Столыпине (учитель дает задание учащемуся заранее подготовить сообщение о Столыпине). Всем остальным ученикам: слушая сообщение, сделать краткие записи в тетради). Слайд 5.
Учитель: Какие реформы предлагал провести Столыпин, разрабатывая правительственную программу действий?
У вас на столе лежит лист с текстом. Во время работы с текстом вы должны сделать необходимые записи о предложениях Столыпина.
Слайды 6,7, 8: Реформы Столыпина.
На какие части делится программа Столыпина?
Какую часть Столыпин предлагает провести в жизнь немедленно?
Какие еще реформы предлагал провести Столыпин?
Учитель: Важной частью своей программы Столыпин считал аграрную.
Работа с документом.
Учитель: На основании высказываний Столыпина определить – цели реформы. После идет обсуждение целей реформ с ребятами. Слайд 9.
После ответов учащихся записываем в тетрадь цели реформы:
“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель. (Крестьян, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет труднее поднять на бунт).
Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян (создание широкого слоя мелких буржуазных собственников).
Модернизация страны (продолжение ее).
Вывод учителя: …таким образом важнейшей проблемой, от которого зависело будущее России – был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.
Откройте этот документ в учебнике на стр.47. Ознакомьтесь и ответьте на вопрос:
Почему с этим указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в частную собственность)
Учитель: Основные мероприятия аграрной реформы (Индивидуальная работа).
У каждого учащегося своя карточка: всем необходимо внимательно изучить карточку и выполнить задания (даю вам времени 8–10 минут).
1 учащийся: Разрушение крестьянской общины – стр. 47
2 учащийся: Переселенческая политика – стр. 49
3 учащийся: Итоги аграрной реформы – стр. 50
Вопросы 1 учащемуся:
Рассказать о разрушении общины.
Какие по аграрной реформе предполагалось образовать типы крестьянских хозяйств?
Объясни, что означает термин “отруб” и “хутор”.
Почему произошел переворот правящих верхов от принудительного сохранения общины к политике ее ускоренного разрушения?
В чем состоял социальный смысл аграрной реформы Столыпина? Какой была основная цель указа.
Вопросы 2 учащемуся:
Рассказать о переселенческой политике.
Чего хотело правительство, реализуя переселенческую политику?
Назови недостатки переселенческой политики.
В чем ты видишь прогрессивное значение переселенческой политики?
Что явилось новым явлением в результате переселенческой политики?
В чем ты видишь значение создания коопераций?
После каждый учащийся рассказывает кратко свой материал.
Учитель задает вопросы по выяснению усвоения материала.
Затем вместе с классом выделяются основные мероприятия аграрной политики Столыпина и появляется слайды 10-11 (ребята делают записи в тетрадях):
Создание новых форм землевладения: отруб и хутор.
Государственная помощь крестьянским хозяйствам.
Переселение крестьян.
Развитие крестьянской кооперации.
Учитель: Кому выгодны были данные мероприятия? (Правительству, чтобы решить незаселенность огромных пространств Сибири и Дальнего Востока.)
Учитель: А теперь попробуем разобраться, какие результаты имела данная реформа?
– Кто может рассказать об итогах Столыпинской реформы?
Выслушиваются ответы ребят и подводятся итоги аграрной реформы Столыпина.
Просмотр слайда 12. Итоги реформы.
(После ребята записывают итоги реформы самостоятельно в тетрадь)
Учитель: Почему же не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась судьба Столыпина? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой?
Сообщение ученика (его лучше дать подготовить заранее).
После выслушивания ребят, можно подчеркнуть: Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой.
IV. Закрепление:
1 варианту – выписать из приведенной таблицы положительные результата аграрной реформы.
2 варианту – отрицательные результаты аграрной реформы.
Учитель: Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый Столыпиным, актуален сегодня? (Выслушиваются ответы ребят).
Вывод: В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели, считали их недостаточными.
Д/З: параграф 6.
1 варианту – написать отрицательные результаты аграрной политики
2 варианту – положительные результаты аграрной политики
Учитель подводит итоги урока.