2. Актуализация опорных знаний. | -Все вы, наверняка, любите отгадывать загадки? И сегодняшний урок изобразительного искусства я хочу начать с загадки: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга) - Вы поняли, что наш урок сегодня будет связан с книгой. Мы уже с вами были художниками-иллюстраторами, какую работу выполняют эти художники? -Сегодня мы снова будем художниками- иллюстраторами. Чем же нам предстоит заняться? Пусть подсказкой будет вам еще одна загадка: Прилетели галки в поле И уселись на снегу. Стану я учиться в школе, Разобраться в них смогу. (буквы) | Слайд 1. Отгадывают загадку Рисуют иллюстрации к произведениям, оформляют обложки книг. Высказывают предположения. | Осуществляется выход на вопрос, вызывающий познавательное затруднение. Вывешиваются на доске две буквы «В»: одна яркая украшенная узорами, другая - черная |
3. Целеполагание | - Вот они гостьи нашего урока. - Чем похожи они? - А чем различаются? - Какая из них вам нравится больше и почему? - Какими словами можно назвать такую букву? Называют такую букву – БУКВИЦА. Почему? - Какова тема нашего урока? - Какие задачи поставим? | Отвечают на вопросы, высказывают предположения. -Яркая, красивая, красавица, умница. Узнать, что такое буквица, для чего она нужна, где встречается. Создать свою буквицу | Учитель фиксирует на доске тему урока и задачи урока. |
4. Открытие нового знания | - Часто ли мы встречаем такие буквы в книгах? Поработаем в парах: Рассмотрите книги, есть ли на страницах книг буквицы, определите жанр произведения. -Где стоит эта буква? Как вы думаете, для чего нужна эта буквица? - Рассмотрим буквицы. Какими узорами расписаны буквицы? - Красивой может быть любая буква, с которой начинается сказка, история. Обычай украшения первой буквы пришел к нам с древних времен, когда монахи переписывали книги гусиными перьями. Давайте вспомним, как выглядели эти книги. - Что являлось главным украшением книги? Первая буква-буквица, которая являлась произведение искусства и никогда рисунок не повторялся. Где она стоит? -Какой краской выполнялась буквица? Отсюда пошло понятие «красная строка». Древнерусский художник не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего, передавал и украшал мысль. - Итак, что же такое буквица? -Откройте учебник стр. 84. Прочитаем, какое авторы дают определение. - Обратимся к нашим задачам. Какую из них решили? Современные художники в своем творчестве обращаются к буквице. Посмотрите на буквицы, выполненные художником Т. Мавриной. -О чем рассказывает такая буквица? Как бы буква не была замысловато украшена, ее можно угадать. | Работа в паре. Представляют книгу, показывают буквицу, называют жанр произведения. В начале произведения или абзаца. Чтобы захотелось прочитать, возбудить интерес к произведению, украсить книгу. Определяют элементы растительного, животного, геометрических узоров. Первая буква. В начале произведения, абзаца. Красной чаще всего. Дают определение буквице. Читают статью учебника, делают вывод. Первую. Рассматривают буквицы, определяют, к какой сказке нарисованы буквицы. Угадывают буквицы | Работают с подборкой детских книг (4-5 книг). Сформулировав речь для представления книги, показывают свою готовность Слайд 2,3,4,5 Слайд 6 Слайд 7, 8 Извлекают необходимую информацию. Слайд 9, 10 Учитель обращает внимание на задачи урока. Слайд 11,12 Слайд 13 |
5. Закрепление материала | - Поиграем в игру, посмотрим, как вы сможете подобрать буквицу к небольшому стихотворению. Объединимся в группы. Повторим правила работы в группе. На партах у вас наборы буквиц (4 -5 шт.). Выполните задание. | Работа в группе. (Приложение 1.) Прочитайте текст. Обсудите варианты буквиц Представьте выбранную буквицу, попросите одноклассников угадать, какой текст начинается с этой буквицы (о чем текст или какой он грустный, весёлый, радостный ……) | Спикеры групп защищают выбранную букву, остальные группы угадывают, о чем текст. |
7. Творческая практическая работа | -Переходим к решению следующей задачи. Прочитайте. Пофантазируем и представим буквицу своего имени. Прежде всего, нужно решить, как расположить лист: вертикально или горизонтально? - Оказывается все буквы нашего алфавита, с точки зрения художника, можно разделить на две группы: Первая группа - буквы нормальной ширины (многочисленная группа 26 букв): А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ц, Ч, Ь, Ъ, Э, Я. Вторая группа букв – широкие буквы (их всего 7): Ж, М, Т, Ф, Ш, Щ, Ю. -Чья буква относится к первой группе, как вы должны расположить альбом? -А чья буква относится ко второй группе? - Расположите перед собой альбом в нужном для вас положении. -Сама буквица должна быть достаточно большой, если маленькой, то потеряется на листе, если сильно большая выйдет за края. - С чего начнем? - Чем можно рисовать? (гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки) - Помните, что буквица должна быть индивидуальной!! Вы можете заштриховать, придумать геометрический узор или растительный, животный орнамент. Можете придумать для буквы свой наряд (бантики, шляпки, галстуки, бабочки и др.). СЛОВОМ ТВОРИТЕ, ФАНТАЗИРУЙТЕ! Самостоятельная работа. | Зачитывают вторую задачу. Высказывают предположения. Выбирают положение листа. Определяют алгоритм работы. Нарисуй крупную букву (письменную или печатную) объемную, чтобы украсить. Представь, на что она будет похожа, как ты ее будешь декорировать Выполни буквицу в цвете, обращай внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы. Выполняют рисунок буквицы. | Учитель обращает внимание на задачи урока. Слайд 14 Слайд 15-16 На доске появляется алгоритм работы. Слайд 17-18 |
8. Итог урока. Рефлексия. | -Какую задачу мы ставили? - Получилось нарисовать буквицу своего имени? -Что было сложным при рисовании буквицы? -Кто готов представить свой рисунок? - Какие задачи ставили? Удалось ли их выполнить? -Что нового узнали? -Что такое буквица? - Вы не только многое узнали, но и проявили свои умения и навыки при создании буквицы. - Понравилось ли вам ваше творчество? - Кто доволен соей работой - поднимите зеленую букву Я, -если были небольшие трудности – желтую букву Я - если многое не получалось – красную букву Я. -Я довольна вашей работой. Какие замечательные буквицы у вас получились! Наш урок подошел к концу. Убираем рабочее место и получаем оценки. | На доске вывешиваются рисунки. Представление буквицы своего имени: какая получилась буквица, почему так ее украсили. Отвечают на вопросы. Уборка рабочих мест. | Выставка работ. Данная работа проводится с целью самооценки своей деятельности на уроке. Выставление оценок. Учитывается правильность выполнения рисунка, аккуратность, красочность. |