СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства. 6 класс. Птичка в клетке (программа Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова «Изобразительное искусство. 5—8 классы» (М.: «Русское слово», 2016)).

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 6 класса "Птичка в клетке" (программа: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л. Селиванова «Изобразительное искусство. 5—8 классы» (М.: «Русское слово», 2016). Это урок изучения нового материала об иллюзиях, возникающих при движении изображения и их практическом применении. (См. также файл: Презентация к уроку изобразительного искусства. 6 класс. "Птичка в клетке")

В качестве системообразующей технологии построения урока используется технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон, которая опираясь на идеи концепций развивающего обучения, сохраняя преемственность с традиционной школой: осуществление формирования у  учащихся знаний, умений и навыков; последовательное прохождение учащимися всех этапов усвоения знаний, выделенных П. Я. Гальпериным; создание затруднения в деятельности, являющегося, по мнению Л. В. Занкова, обязательным условием развивающего обучения; требования к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, разработанные  В. В. Давыдовым.

Групповые технологии, способствующие развитию познавательной активности учащихся, включению каждого ученика в учебную работу, достижению высокого уровня усвоения содержания, формированию основных навыков общения внутри группы и за её пределами, созданию психологического комфорта. 

Технология проектного обучения используется на уроке при выполнении учащимися мини-проекта — изготовлении игрушки — тауматропа.

4. Приём использования эвристических заданий с одним и тем же предметным содержанием, но различающихся формулировкой (предписанием). Для таких заданий характерен переход от начальной более сложной формулировки к менее сложной. При таком подходе снижается трудность задания для ученика, при этом выявляется тот уровень, на котором он может самостоятельно найти верный ответ.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства. 6 класс. Птичка в клетке (программа Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова «Изобразительное искусство. 5—8 классы» (М.: «Русское слово», 2016)).»


1.

Тема урока

Птичка в клетке

2.

Место урока в системе уроков

В системе уроков изобразительного искусства это 3-й урок последней темы курса 6 класса «Оптические иллюзии» (по программе Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Н. Л. Селиванова и др. для 5―8 классов; издательство «Русское слово»). Это урок изучения нового материала об иллюзиях, возникающих при движении изображения и их практическом применении.

3.

Цель и задачи урока

Цель: познание учащимися возможности «оживления» изображений и использование новых знаний в творческой художественной деятельности — создании игрушки — тауматропа.

Образовательные задачи:

  • обеспечить закрепление понятия «оптическая иллюзия» и изучить понятие «тауматроп»;

  • продемонстрировать особенности «оживления» изображения, в том числе, с помощью тауматропа;

  • закрепить умения подбирать материал для рисунка, применять графические навыки и технологии выполнения графического рисунка, использовать выразительные возможности графических материалов.

Развивающие задачи:

  • совершенствовать умения обобщать, классифицировать, делать выводы при выполнении эвристических заданий;

  • закрепить умения работать над индивидуальным проектом (определять цель и задачи, планировать пути их достижения; осуществлять контроль деятельности и корректировать её).

Воспитательные задачи:

  • содействовать приобретению опыта совместной деятельности со сверстниками

4.

Используемые приемы, методы, образовательные технологии

1. В качестве системообразующей технологии построения урока используется технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон, которая опираясь на идеи концепций развивающего обучения, сохраняя преемственность с традиционной школой: осуществление формирования у учащихся знаний, умений и навыков; последовательное прохождение учащимися всех этапов усвоения знаний, выделенных П. Я. Гальпериным; создание затруднения в деятельности, являющегося, по мнению Л. В. Занкова, обязательным условием развивающего обучения; требования к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, разработанные В. В. Давыдовым.

2. Групповые технологии, способствующие развитию познавательной активности учащихся, включению каждого ученика в учебную работу, достижению высокого уровня усвоения содержания, формированию основных навыков общения внутри группы и за её пределами, созданию психологического комфорта. 

3. Технология проектного обучения используется на уроке при выполнении учащимися мини-проекта — изготовлении игрушки — тауматропа.

4. Приём использования эвристических заданий с одним и тем же предметным содержанием, но различающихся формулировкой (предписанием)1. Для таких заданий характерен переход от начальной более сложной формулировки к менее сложной. При таком подходе снижается трудность задания для ученика, при этом выявляется тот уровень, на котором он может самостоятельно найти верный ответ.

Задание при таком подходе (уровень 1) вначале не содержит указания на способ его выполнения, побуждая учащихся самостоятельно находить путь решения.

В задании указаны исходные данные - примеры изображений оптических иллюзий - и в общем виде дано предписание: разделить изображения на две равные группы, без указания о том, как это можно сделать.

Если ученик не может выполнить задание по такому предписанию, то используют варианты снижения трудности задания (уровень 2). Учащимся предлагают подсказывающие предписания, организующие их деятельность. Для приведенного выше задания предлагается такая инструкция: «Разделите изображения на две равные группы – по виду оптической иллюзии». Исходные данные задания не изменились, а предписание стало более конкретным, в нём указан признак, на который надо ориентироваться при решении.

Снижение до 2-го уровня трудности, на котором задание конкретизируется, как правило, обеспечивает продуктивную работу основной массы класса. Но могут быть учащиеся, для которых недоступно выполнение задания и на этом уровне трудности. В таком случае должна действовать дальнейшая вариативность (уровень 3) и дальнейшее выявление того, когда ученик может работать самостоятельно. Инструкция к рассматриваемому заданию может быть такой:

«Разделите изображения на две равные группы так, чтобы:

  • в 1-й группе были геометрические иллюзии;

  • во 2-й группе были динамические иллюзии.»

В такой организации заданий заключается контролирующая функция, т. е. «определяется» уровень сформированности у учащихся как знаний, так и приёмов деятельности.

5.

Формирование образовательной среды урока (средства, инструменты,

информационные и методические материалы, инфраструктура,

система управления, способы коммуникации)

Оборудование, необходимое для учителя:

  • компьютер, экран, проектор;

  • мультимедийная презентация;

  • педагогические образцы туаматропов.

Оборудование, необходимое для учащихся:

  • карточки с изображениями птицы и клетки (приложение 1), а также лист картона ― каждому учащемуся;

  • карточки для выполнения эвристических заданий (6 карточек с примерами изображений оптических иллюзий; приложение 2) — 1 набор на парту;

  • листы плотной бумаги формата А4 (например, бумаги для акварели) белого цвета — по листу на каждого;

  • пластиковый стаканчик (диаметр 8—10 см) — каждому учащемуся;

  • карандаши простые и цветные — каждому учащемуся;

  • ластик — каждому учащемуся;

  • клей-карандаш — 1 на парту;

  • ножницы — каждому учащемуся;

  • линейка — каждому учащемуся;

  • нитки или канцелярские резинки — 1 набор на каждого учащегося;

  • деревянная палочка – каждому учащемуся.

  • паспорт проекта (приложение 3) — каждому учащемуся;

  • шаблоны тауматропов (приложение 4) — 1 набор на парту.

6.

Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.)

Ценностно-смысловые компетенции:

  • формулировать ценностные ориентиры по отношению к научной, познавательной и практической деятельности.

Учебно-познавательные компетенции:

  • формулировать цель своей деятельности и достигать её;

  • планировать и анализировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и самооценку;

  • устно и письменно сообщать о результатах своей творческой деятельности.

Социокультурные компетенции:

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций зрителя и юного художника.

Коммуникативные компетенции:

  • представлять информацию устно и письменно, а также используя возможности изобразительного искусства;

  • владеть способами взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • уметь корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, письмо);

  • осуществлять совместную деятельность в группе.

Информационные компетенции:

  • самостоятельно извлекать, анализировать и обобщать информацию;

  • владеть навыками использования информационных устройств (например, мобильного телефона)

7.

Предполагаемые результаты

Личностные результаты:

  • готовность и способность к успешного решению учебных задач;

  • способность к самовыражению в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку при анализе результатов его творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно определять цель творческого проекта, формулировать задачи, связанные с самостоятельной творческой деятельностью, планировать пути их достижения;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческой задачи;

  • давать определения понятий, анализировать, обобщать информацию, строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • осуществлять совместную деятельность со сверстниками, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • различать и характеризовать понятия: «оптические иллюзии», «тауматроп»;

  • рассуждать о разных способах выполнения тауматропа;

  • работать над индивидуальным творческим проектом по разработке и созданию творческой композиции «Моё профессиональное самоопределение» в технике – изготовлением игрушки – тауматропа.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и графические материалы для решения творческих задач;

  • уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

8.

Содержательная часть урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учащиеся рассматривают изображение «вазы Рубина» (презентация, слайд 1), просматривают видеофрагмент, иллюстрирующий применение данной оптической иллюзии для изготовления вазы с использованием профилей членов семьи (презентация; слайд 2), и фронтально проводит беседу по вопросам:

  1. Что изображено на рисунке? (Варианты ответа: два лица в профиль или ваза.)

  2. Как называют такие изображения? (Оптические иллюзии.)

  3. Можно ли использовать аналогичное изображение для изготовления предмета, который можно применяемого в быту?

Обобщая ответы учащихся, учитель сообщает, что на уроке учащиеся продолжат изучать оптические иллюзии и их применение.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализация материала об изученных видах оптических иллюзий происходит в процессе выполнения учащимися эвристического задания (используется раздаточный материал ― см. приложение 1, а также презентация; слайд 3).

Разделите на две равные группы предложенные изображения. Объясните, по какому признаку, вы разделили изображения на группы.

Если у учащихся возникают затруднения при выполнении задания, учитель предлагает им формулировки задания, снижающие уровень его трудности (см. описание в п. 4).

Учитель, подводя итоги выполнения задания, формулирует вывод: существуют изображения, которые относятся к тому или иному виду оптических иллюзий.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель сообщает тему урока «Птичка в клетке» (презентация; слайд 4) и предлагает учащимся высказать предположение о том, можно ли поместить птичку в клетку, не лишая её свободы. Для разрешения проблемного вопроса учащиеся выполняют эксперимент.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение на листе бумаги: клетку и рядом на небольшом расстоянии — маленькую птичку (см. приложение 1).

Обсуждают вопросы:

  1. Является ли изображение оптической иллюзией? (На первый взгляд, нет.)

  2. Можно ли сделать, чтобы птичка влетела в клетку? (Высушиваем ответы учащихся.)

Учитель предлагает учащимся взять рисунок и поднести его близко к лицу. Что происходит? (Кажется, что птица сидит в клетке.)

Далее учитель показывает учащимся ещё один способ «посадить» птичку в клетку, демонстрируя педагогический образец тауматропа и рассказывая об истории появления этой игрушки (презентация; слайды 5―6).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель обсуждает с учащимися, что изготовление туаматропа – это прикладной проект и предлагает в ходе фронтальной беседы заполнить в паспорте проекта (см. приложение 3) раздел «Описание проекта».

В ходе фронтальной беседы формулируется:

  • цель проекта, используя облако слов (презентация; слайд 7);

  • задачи проекта, включающие описание технологии изготовления игрушки;

  • новизна проекта (новое в совмещении рисунков для получения оптической иллюзии);

  • практическая значимость проекта (подарить готовую работу учащимся начальной школы);

  • оригинальность результатов проекта (использование шаблонов или придумывание своего рисунка).

5. Реализация построенного проекта.

Далее учащиеся в группах (два человека за столом) обсуждают:

  • ресурсное обеспечение проекта;

  • коммуникации проекта;

  • проблемы проекта;

  • возможные выводы;

  • критерии оценивания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель предлагает учащимся описать ресурсное обеспечение и последовательность изготовления тауматропа на деревянной шпажке. Остальные учащиеся при необходимости дополняют и комментируют ответ.

Повторяют правила охраны труда при работе с ножницами и деревянными шпажками.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учащиеся самостоятельно изготавливают тауматроп на деревянной шпажке.

Учащиеся могут использовать при этом как предложенные изображения (см. приложение 4), так и придумать свой рисунок для тауматропа.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель делает целевые обходы:

1) контроль за организацией рабочего места;

2) контроль за правильностью выполнения приёмов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль за объёмом и качеством выполненной работы.

Учащиеся заполняют в паспорте проекта раздел «Реализация проекта».

8. Включение в систему знаний и повторение.

Обсуждают проблемный вопросы:

  1. В какой последовательности изучаются оптические иллюзии? Учащиеся приводят свои аргументы.

  2. Что будет изучаться на следующем уроке.

Учитель при необходимости подводит учащихся к мысли о том, что вначале изучались геометрические иллюзии, затем двойственные изображения, потом иллюзии, возникающие при движении объектов. Следующий урок будет посвящён изучению рисованных мультфильмов.

В качестве домашнего задания учитель предлагает сделать тауматроп на верёвочках с учётом изученного на уроке материала.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Организуется экспресс-выставка работ учащихся.

Учитель предлагает учащимся заполнить в паспорте проекта разделы «Выводы» и «Самооценка» и собирает их и работы для выставления отметок.



Приложение 1. Птица в клетке.

Приложение 2. Карточки для выполнения эвристического задания


Приложение 3. Паспорт проекта

IV. Самооценка

Проект оценивается в соответствии с критериями, приведёнными в таблице.

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы*

1

2

3

1

Правильное содержание рисунков (при совмещении изображений появляется новая картинка)




2

Правильно выбрана цветовая гамма (правильное цветовое решение)




3

Аккуратность исполнения




4

Соблюдение сроков работы над проектом




5

Полнота оформления паспорта




ИТОГО:




СУММА БАЛЛОВ:


ОТМЕТКА**



* Баллы:

1 – проект не удовлетворяет данному критерию.

2 – проект частично удовлетворяет данному критерию.

3 – проект в полной мере удовлетворяет данному критерию.


**Перевод баллов в отметку

Баллы

Отметка

Уровень освоения

12―15

5

Высокий

10―11

4

Оптимальный

6―9

3

Удовлетворительный

Меньше 6

2

Неудовлетворительный




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»







_____________________________________________________

Название проекта





Руководитель проекта:

учащ_____ 6 «А» класса

______________________________

Куратор проекта:

Учитель изобразительного искусства

Купцова А. В.











Подольск

2019

  1. Описание проекта

  1. Актуальность проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Цель проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Задачи проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Новизна проекта (научная, технологическая и др.)

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Практическая значимость результата проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Оригинальность результатов проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Реализация проекта

  1. Ресурсное обеспечение проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Коммуникации проекта

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Проблемы проекта (название проблемы, причина, меры реагирования)

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Выводы

_____________________________________________________

_____________________________________________________



Приложение 4. Шаблоны тауматропов


1 Исследованиями А. В. Поляковой (Полякова А. В. Дидактические основы учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. – Автореф. на соиск. степ. докт. пед. наук М., 1993. 65 с.), Е. С. Шиловой (Шилова Е. С. Система заданий развивающего характера как средство повышения эффективности обучения (на материале русского языка и математики в начальной школе). Автореф. на соиск. степ. канд. пед. наук. М., 1980. 17 с.) доказано, что этот приём, обеспечивает соединение обучающей, развивающей и контролирующей функций заданий, является дидактическим условием их эффективного влияния на развитие учащихся.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!