1. Мотивация к учебной деятельности. Учащиеся рассматривают изображение «вазы Рубина» (презентация, слайд 1), просматривают видеофрагмент, иллюстрирующий применение данной оптической иллюзии для изготовления вазы с использованием профилей членов семьи (презентация; слайд 2), и фронтально проводит беседу по вопросам: Что изображено на рисунке? (Варианты ответа: два лица в профиль или ваза.) Как называют такие изображения? (Оптические иллюзии.) Можно ли использовать аналогичное изображение для изготовления предмета, который можно применяемого в быту? Обобщая ответы учащихся, учитель сообщает, что на уроке учащиеся продолжат изучать оптические иллюзии и их применение. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Актуализация материала об изученных видах оптических иллюзий происходит в процессе выполнения учащимися эвристического задания (используется раздаточный материал ― см. приложение 1, а также презентация; слайд 3). Разделите на две равные группы предложенные изображения. Объясните, по какому признаку, вы разделили изображения на группы. Если у учащихся возникают затруднения при выполнении задания, учитель предлагает им формулировки задания, снижающие уровень его трудности (см. описание в п. 4). Учитель, подводя итоги выполнения задания, формулирует вывод: существуют изображения, которые относятся к тому или иному виду оптических иллюзий. 3. Выявление места и причины затруднения. Учитель сообщает тему урока «Птичка в клетке» (презентация; слайд 4) и предлагает учащимся высказать предположение о том, можно ли поместить птичку в клетку, не лишая её свободы. Для разрешения проблемного вопроса учащиеся выполняют эксперимент. Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение на листе бумаги: клетку и рядом на небольшом расстоянии — маленькую птичку (см. приложение 1). Обсуждают вопросы: Является ли изображение оптической иллюзией? (На первый взгляд, нет.) Можно ли сделать, чтобы птичка влетела в клетку? (Высушиваем ответы учащихся.) Учитель предлагает учащимся взять рисунок и поднести его близко к лицу. Что происходит? (Кажется, что птица сидит в клетке.) Далее учитель показывает учащимся ещё один способ «посадить» птичку в клетку, демонстрируя педагогический образец тауматропа и рассказывая об истории появления этой игрушки (презентация; слайды 5―6). 4. Построение проекта выхода из затруднения. Учитель обсуждает с учащимися, что изготовление туаматропа – это прикладной проект и предлагает в ходе фронтальной беседы заполнить в паспорте проекта (см. приложение 3) раздел «Описание проекта». В ходе фронтальной беседы формулируется: цель проекта, используя облако слов (презентация; слайд 7); задачи проекта, включающие описание технологии изготовления игрушки; новизна проекта (новое в совмещении рисунков для получения оптической иллюзии); практическая значимость проекта (подарить готовую работу учащимся начальной школы); оригинальность результатов проекта (использование шаблонов или придумывание своего рисунка). 5. Реализация построенного проекта. Далее учащиеся в группах (два человека за столом) обсуждают: 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель предлагает учащимся описать ресурсное обеспечение и последовательность изготовления тауматропа на деревянной шпажке. Остальные учащиеся при необходимости дополняют и комментируют ответ. Повторяют правила охраны труда при работе с ножницами и деревянными шпажками. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Учащиеся самостоятельно изготавливают тауматроп на деревянной шпажке. Учащиеся могут использовать при этом как предложенные изображения (см. приложение 4), так и придумать свой рисунок для тауматропа. Во время самостоятельной работы учащихся учитель делает целевые обходы: 1) контроль за организацией рабочего места; 2) контроль за правильностью выполнения приёмов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль за объёмом и качеством выполненной работы. Учащиеся заполняют в паспорте проекта раздел «Реализация проекта». 8. Включение в систему знаний и повторение. Обсуждают проблемный вопросы: В какой последовательности изучаются оптические иллюзии? Учащиеся приводят свои аргументы. Что будет изучаться на следующем уроке. Учитель при необходимости подводит учащихся к мысли о том, что вначале изучались геометрические иллюзии, затем двойственные изображения, потом иллюзии, возникающие при движении объектов. Следующий урок будет посвящён изучению рисованных мультфильмов. В качестве домашнего задания учитель предлагает сделать тауматроп на верёвочках с учётом изученного на уроке материала. 9. Рефлексия учебной деятельности. Организуется экспресс-выставка работ учащихся. Учитель предлагает учащимся заполнить в паспорте проекта разделы «Выводы» и «Самооценка» и собирает их и работы для выставления отметок. |