Урок изобразительного искусства, как одно из условий развития творческих способностей младших школьников при работе с акварельными красками
Урок изобразительного искусства может стать одним из основных условий развития креативного мышления у детей. Креативное мышление прекрасно формируется у младших школьников при работе с акварелью. Исследование помогает лучше понять и определить уровень развития оригинальности, беглости, гибкости креативного мышления, разработанность рисунка и определить направления дальнейшей учебно-педагогической деятельности педагога по изобразительному искусству.
Обратимся к работе с акварельными красками, которая позволяет развивать оригинальность, беглость, гибкость креативного мышления, разработанность рисунка.
В связи с особенностями креативного мышления младших школьников перед учителем стоит важнейшая задача - выбрать наиболее оптимальное и эффективное средство развития творческих способностей.
Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия. Именно в младшем школьном возрасте большие изменения претерпевает внимание.
Условием успешного творчества является не только правильный подбор материалов, но и создание ситуации творческого успеха. Это связано с тем, что начиная с младшего школьного возраста, все больше проявляются дети с комплексами по отношению к своим изобразительным возможностям. Это происходит от того, что дети уже начинают учиться оценивать и сравнивать заданные рамки с получившимся результатом у себя и своих одноклассников.
Креативное мышление в младшем школьном возрасте имеют свою специфику.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;
Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами; планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации
Одна из возможностей развития креативного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства лежит в широком применении разных видов акварельной техники.
Акварельная техника живописи позволяет художникам выразительно передавать эффекты воздушности и влажности. Долгое время живописцы бились над проблемой отображения на произведениях дождя, и эту задачу с успехом решили именно акварелисты. Эта техника идеально подошла для пейзажистов, работающих на пленэре. Широко используются её возможности в портрете и натюрморте. Для детей техника акварельной живописи одновременно и привлекательна, и сложна.
Как на уроках изобразительного искусства при работе с акварелью мы можем развивать творческое мышление?
Прежде всего, предлагая детям работать в разных техниках: рисовать пятном, методом лессировки (лессировка – многослойная живопись, когда один прозрачный высохший слой акварели перекрывается другим прозрачным слоем акварели для изменения тона, насыщенности цвета), методом написания в один сеанс «по сырому»; смешанным или комбинированным методом. Детям предлагается осваивать разные стили живописи и дизайна, им передается умение выражать цветом свои мысли и чувства. Все это способствует развитию творческих способностей, проявлению художественной индивидуальности ребенка.
Для нас как учителей-практиков важно не только знать, как формируется творческое мышление учеников, но и с помощью чего это возможно. В ходе преддипломной практики нами были разработаны и апробированы уроки с включением в них заданий на развитие творческих способностей при работе акварелью. В качестве примера были разработаны и апробированы 4 конспекта для уроков изобразительного искусства в 1 классе для УМК “Школа России” в соответствии с ФГОС НОО.
Реализация Федерального государственного стандарта начального общего образования требуют от учителей начальных классов умение организовать урок так, чтобы не только был реализован образовательный потенциал учащегося, но и происходило его всестороннее развитие, и прежде всего развитие его творческих способностей.
Мы определили и при разработке технологических карт уроков применяли следующие способы стимуляции творческих способностей учащихся начальной школы:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность учителя, его отказ от критики в адрес детского творчества способствуют «стимуляции дивергентного мышления».
2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами для формирования любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Создание возможности для практической работы. Широкое использование вопросов дивергентного характера применимо к разным областям как учебного, так и не учебного характера.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем».
6. Предоставление возможности задавать вопросы».
Данные методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования приносят плоды в развитии детей. У детей появляется интерес к рисованию за счёт того, что им нравится наблюдать за растеканием цвета по поверхности листа, подвижные дети начинают аккуратнее работать акварельными красками. Дети начинают проникаться красотой акварельной живописи, познавать её широту и разнообразие возможностей для творчества.
Задания по развитию творческого мышления на уроке изобразительного искусства, возможно применить на любом этапе и на любой ступени обучения. В первом классе на уроке по теме “Солнышко» при ознакомлении учащихся с техникой акварельного рисунка им предлагается рассмотреть полотна известных живописцев, которые изображают солнце и солнечный свет в разной манере. Многообразие форм художественного видения формирует базу для свободного творческого самовыражения ребенка «Приложении А».
На уроке «Рисование пятном. Изображение животных» дети получают навыки использования пятна как одного из главных средств изображения на плоскости. Необычная техника будит изображение и раскрывает внутреннее своеобразие творческого подхода каждого ученика «Приложении Б».
На уроке «Цвет и настроение» учащиеся узнают о возможности цвета передавать эмоциональные образы, воссоздавать настроение человека, учатся передавать настроение с помощью акварельных красок. Используется мини-выставка репродукций живописных работ, передающих разные нюансы настроения. В обсуждении планируемой работы учитель поощряет детей к высказыванию оригинальных идей, предоставляет им возможность выяснять вопросы, касающиеся технологии работы с акварелью и специфики творческого самовыражения «Приложении В».
На уроке «Рисование узора на крыльях бабочки» ученики рассматривают изображение бабочек, созданные в разных техниках и стилях, и рисунки на крыльях живых бабочек. Основой для творчества становится природное разнообразие узоров и бесконечность художественных концепций, воплощающих этот узор на бумаге «Приложении Г».
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ф.И.О. учителя: Акулов Вадим Сергеевич
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Тема урока: «Рисование акварелью. Солнышко»
Класс: «1 д»
Цель урока: ознакомить учащихся с техникой акварельного рисунка, с материалами для работы акварелью,
Задачи урока:
Образовательные: формировать навыки работы акварельными красками.
Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте; развивать способности к творческому самовыражению.
Воспитательные: пробуждать интерес к изобразительному творчеству.
УУД:
Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.
Познавательные УУД: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Личностные: стремится к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.
План урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1–2 мин.)
II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4–5 мин.)
III. Выявление места и причины затруднений. (5–7 мин.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (1–2 мин.)
V. Реализация построенного проекта (10 мин.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10мин.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5–7 мин.)
VIII. Включение в систему знаний и повторение (3–5 мин.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
Условия обеспечения развития творческих способностей учеников
1. Обеспечение благоприятной атмосферы.
2. Обогащение окружающей среды: работы детей, выполненные в различной технике (гуашь, мелки, карандаши); альбом; учебник «Искусство, и ты» для 1 класса; музыкальное сопровождение (запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского). Выставка репродукций картин известных художников «Солнечное настроение»: Айвазовский И. К. «Восход солнца в Феодосии», Левитан И. И. «Июньский день», Поленов В. Д. «Московский дворик», Куинджи А. И. «Березовая роща».
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Создание возможности для практической работы. Наличие кистей, красок и качественной бумаги для акварели.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление возможности задавать вопросы.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся. Звучит песня «Улыбайся, солнышко». | Приветствуют преподавателя. Подготавливают рабочие места Слушают песню. |
2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка учащихся к построению учебных действий | Ребята, вы уже освоились в школе, у вас прошли первые уроки. Сегодня вы познакомитесь с новым школьным предметом. Посмотрите на оформление кабинета. | Вступают в диалог с учителем. |
3. Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | – Может, кто-то из вас уже догадался, как называется этот предмет? – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства? Послушайте еще раз первый куплет песни, под которую вы вошли в класс. - О чем поет мальчик? -Тема нашего первого урока созвучна со словами песенки: «Все дети любят рисовать». | — Это «Изобразительное искусство». - Он очень любит рисовать. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | - Кто-то уже догадался, чем же мы будем заниматься на уроке? Верно, а также сегодня мы с вами послушаем обращение автора к вам и ознакомимся с содержанием учебника. -Как вы думаете, а что же нам надо составить чтобы наш урок получился интересным? На экране появляется план. Познакомиться с учебником. Выполнить творческое задание. Отлично, теперь мы можем приступить к работе. | - Сегодня на уроке мы, наверное, познакомимся с учебником и будем рисовать. - Мне кажется, нам надо составить план. -Читают план. |
5. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса. | Вступительная беседа. – А вы любите рисовать? – Посмотрите, сколько детских рисунков на доске! – Как вы думаете, дети, нарисовавшие их, любят рисовать? – У вас есть свои рисунки? – Что вы любите рисовать? На уроках изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, делать аппликации, учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать. У вас будут помощники: это учебник и различные принадлежности для уроков рисования. - Кто знает, как нужно пользоваться инструментами для рисования? Знакомство с учебником. Давайте познакомимся с учебником. Откройте учебник. Что вы видите на 3-й странице? – Чем заняты дети? - Да, это их коллективная работа. Посмотрите, как дружно они работают. Все довольны, у всех хорошее настроение. – Я прочитаю обращение авторов учебника к вам, ученикам. – Переверните страницу учебника. На этих страницах напечатано содержание. Познакомьтесь с темами, над которыми мы с вами будем работать. – Что нарисовано на следующей странице? – Обратите внимание: девочка широко открытыми глазами пытливо всматривается вокруг. – Прочитайте название раздела. – Как вы понимаете предложение: «Изображая мир, люди учатся его понимать»? Давайте рассмотрим рисунки детей на с. 8–9. – Что на них изображено? -Что больше всего привлекло внимание юных художников. – Чем рисовали дети? – Какие цвета они использовали? – Посмотрите, какие яркие рисунки. Ребята рисовали все то, что нас окружает: природа, птицы, животные, люди. – У вас есть любимые рисунки, похожие на эти? – Отгадайте загадку: “Гадай, гадай, угадывай, Загадочку разгадывай: Был у нашей мамы Золотой клубочек, Мать его бросала. Целый день катился Он над облаками, Целый день катился Он по небосводу. А под вечер падал Посредине моря – Голубое море Золотом сверкало.” – Что это, кто догадался? – Конечно же, это солнце. Физкультминутка “На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком повертели, Мы замочком покрутили, Мы замочком постучали, Постучали, и открыли!” | Отвечают на вопросы -Да или нет. - Да. - Да у меня есть рисунки, нет у меня нет рисунков. -Сказки, рассказы, стихи, басни. Отвечают на вопрос. - С инструментами надо быть аккуратнее если это ножницы, например, а если это краски и т. д. Надо бережно относиться и не портить их. - Мы видим детей. - Они рисуют все вместе. - Слушают обращение автора к ученикам. - Знакомиться с содержанием и темами. - Если приглядеться, то тут изображена девочка. - Читают название раздела «Ты учишься изображать» – Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы. - Тут изображены различные вещи, которые окружают нас. - Рассказывают, что же им больше понравилось на иллюстрациях. - Они рисовали акварелью, карандашами, и гуашью. - Самые разные. - Портрет. Отгадывают загадку. - Мне кажется, что солнце. - Выполняют физкультминутку Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова. |
6. Первичное закрепление. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Хорошо, мы сейчас выполним задание из учебника. – Предлагаю вам нарисовать солнце. – Каким вы представляете солнце? - Как об этом говорилось в загадке? – Мы свами нарисуем большое радостное солнце на весь лист бумаги. – Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, которые вы заранее смочили водой, баночку с водой, кисточку, сухую тряпочку, альбом. Тряпочка нужна для вытирания кисточки. | - Солнце большое и жёлтое. - Золотой клубочек, яблочко. -Приготавливают рабочие места |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия. | Практическая работа. А теперь каждый из вас нарисует собственное солнце. Мне кажется, оно получиться у всех разным, ведь все мы разные. | Учащиеся самостоятельно рисуют солнце. |
8. Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | – Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились». – Найдите среди рисунков самое веселое солнце. – Чье солнце вам больше всего понравилось? | Рассматривают рисунки друг друга. Проводят взаимную проверку. |
9. Рефлексия УД на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | – Чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства? Вернёмся к плану, все ли пункты мы выполнили? Посмотрите на доску и продолжите фразу: Я научился… Я узнал… Мне было трудно… – Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке. Уборка рабочего места. Выставление оценок. Домашнее задание. Просмотреть учебник и самостоятельно нарисовать любой понравившейся рисунок с помощью акварельных красок. | - Мы будем рисовать на различные темы, знакомиться с различными техниками работы. - Читают еще раз план и сразу отвечают на вопросы. - Продолжают фразу Записывают Д/З. Прощаются с преподавателем. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ф.И.О. учителя: Акулов Вадим Сергеевич
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Тема урока: Рисование пятном. Изображение животных.
Класс: «1 д»
Цель урока: учить использовать пятно как одно из главных средств изображения
Задачи урока:
Образовательные: помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; совершенствовать навыки работы акварелью.
Развивающие: развивать воображение и аналитические возможности глаза, формирование навыков работы красками (акварель); развивать художественное восприятие мира.
Воспитательные: воспитывать любовь к живописи.
УУД:
Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает о художественных особенностях произведений, изображающих музыку.
План урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1–2 мин.)
II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4–5 мин.)
III. Выявление места и причины затруднений. (5–7 мин.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (1–2 мин.)
V. Реализация построенного проекта (10 мин.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10мин.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5–7 мин.)
VIII. Включение в систему знаний и повторение (3–5 мин.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
Условия обеспечения развития творческих способностей учеников
1. Обеспечение благоприятной атмосферы.
2. Обогащение окружающей среды: аппликация из цветной бумаги «Осенний лес»; осенние листья; стихи об осени и зверях; акварельные краски; кисти, бумага акварельная, черный фломастер. Иллюстрации с изображением животных (средневековые рисунки с изображением кошек). Выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Создание возможности для практической работы. Наличие кистей, красок и качественной бумаги для акварели.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление возможности задавать вопросы.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | “Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь – Хорошо работай в школе, Добросовестно учись.” С. Маршак. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку. |
2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Давайте рассмотрим изображения животных. Сравните форму разных животных. - Чем они отличаются друг от друга. - Что общего? – Чему мы учились на прошлом уроке? – Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев. | Вступают в диалог с учителем. - Они отличаются своей формой, одни меньше другие больше. - Они имеют какой-то силуэт. - Видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное. |
3. Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом – мы будем рисовать пятном. - Кто-то из вас уже рисовал пятном? - Сможем ли мы сразу нарисовать что-то из пятна? Хорошо, действительно, сразу нарисовать что-то из пятна не получиться. | - Да рисовал или нет не рисовал. - Нет. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Зная, что мы будем изучать сегодня на уроке, сформулируем тему. -Верно. Составим с вами план, которого будем придерживаться на уроке. Вам в этом поможет подсказка: 1.Узнать … 2.Нарисовать … -Отлично ребята, молодцы, всё верно составили. Начнём работу по плану. | -Тема урока: Рисование пятном. Узнать, как рисовать пятном. Нарисовать животное |
5. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса. | Вступительная беседа. – Вы любите сказки? – Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника. – О чем эта сказка? – Почему клякса считала себя несчастной? – Кто согласился помочь кляксе? – Как вы думаете, в кого превратилась клякса-пятно? Педагогический рисунок. Учитель демонстрирует рисунок Винни-Пуха с шариком, полученный из пятна. – Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. – Кто получился у меня? – А кого еще можно было бы дорисовать? – При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? – Вот вы и узнали еще один секрет – как создавать изображение пятном. Работа по учебнику. – Рассмотрите рисунки на с. 21. - Какие зверушки получились из обычного пятна? – На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились! – Сравните работы художников на с. 22–23. – Обратите внимание, что тень на стене от руки, – это тоже пятно. – Каких зверушек изображают люди? Вывод. Изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать. Физкультминутка Каждый день по утрам Делаем зарядку (ходьба на месте). Очень нравится нам Делать по порядку (приседания): Весело шагать (ходьба), Руки поднимать (руки вверх), Приседать и вставать (приседания), Прыгать и скакать (прыжки). | - Отвечают на вопросы. - Слушают сказку. - о Кляксе. - Ее огорчила бумага. - Мастер Изображения. - Дети высказывают свои предположения. - Дети отвечают на вопрос фантазирую. - При помощи пятна. - (Собачка, зайчик.) - Сравнивают работы. - Самых различных. - Выполняют физкультминутку. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | – Хотите ли вы научиться изображать пятном? – Вспомним правила работы с кистью, краской и водой. – Сделайте пятно или пятна на листе бумаге и превратите их в изображение зверушек, дорисовав им лапы, хвост, уши, то есть все, что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке необыкновенных зверей. | - Да. - Вспоминают правила. - Слушают задание. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия. | Практическое задание. А теперь создайте каждый свое животное. Помните, что можно использовать различные краски и создать из них удивительных зверей. - Кто закончил с животными, можете дорисовать детали, чтобы у вас получилась цельный рисунок. | Рисуют акварельным пятном животных. - Дорисовывают до цельного рисунка. |
8. Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Выставка работ учащихся и их обсуждение. – Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном? | Вешают свои работы на доску. |
9. Рефлексия УД на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | – Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? Вернёмся к плану, все ли пункты плана мы выполнили? Запишите задание на дом. Попросить родителей сделать пятно, а детям превратить его в образ животного. | - На уроке мы узнали, что можно изображать пятном. - Учились изображать пятном. Обсуждают особенности техники, оценивают свою работу. - Отвечают на вопросы по плану. Записывают Д\З. Прощаются с преподавателем. |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ф.И.О. учителя: Акулов Вадим Сергеевич
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Тема урока: «Цвет и настроение»
Класс: «1 д»
Цель урока: формировать умение передавать настроение с помощью акварельных красок
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать навыки работы акварельными красками; формировать умение передавать эмоции с помощью цвета.
Развивающие: развивать творческие способности каждого ребёнка; развивать умение видеть цвет и его оттенки.
Воспитательные: воспитывать любовь к живописи.
УУД:
Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает о художественных особенностях произведений, изображающих музыку.
План урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1–2 мин.)
II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4–5 мин.)
III. Выявление места и причины затруднений. (5–7 мин.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (1–2 мин.)
V. Реализация построенного проекта (10 мин.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10мин.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5–7 мин.)
VIII. Включение в систему знаний и повторение (3–5 мин.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
Условия обеспечения развития творческих способностей учеников
1. Обеспечение благоприятной атмосферы.
2. Обогащение окружающей среды: акварель, кисти, бумага акварельная; записи песен Т.Попатенко «Радостная песня» и «Скворушка»; детские работы. Мини-выставка репродукций: Роберт Генри «Радостная девочка», Уильям Сэвидж Купер «Весна», Федерико Андреотти «Письмо».
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Создание возможности для практической работы. Наличие кистей, красок и качественной бумаги для акварели.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление возможности задавать вопросы.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие. “Есть волшебные слова: Скажешь, сразу тишина. Повнимательней, дружок, Начинается урок. Проверка готовности учащихся к уроку.” | Самоконтроль готовности к уроку, мобилизация внимания |
2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Чему мы уже научились в работе с акварелью? - Что мы умеем передавать с помощью акварельных красок? | - Вступают в диалог с учителем, выполняют задания. - Научились рисовать животных из пятен, работали над формой и т. д. - Мы можем передавать форму и объем. |
3. Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Звучит в записи «Радостная песня». – Какой характер этой песни? – Какие чувства возникали у вас во время слушания? – Какое название можно придумать к этой песне? – Давайте инсценируем припев песни. – Какое настроение вам передалось от такой песни? – Какие картины вы бы нарисовали к этой песне? – Послушайте отрывок из другой песни. Звучит в записи песня «Скворушка». – Какая по характеру эта песня? – Какие чувства возникали у вас при прослушивании? – Какие картины вы бы нарисовали к этой песне? – Сравните два музыкальных произведения. - Какое настроение навеяла песенка «Скворушка»? Можно ли это настроение изобразить на бумаге? | - Веселый. - Добрые, милые и т. д. - Она называется «Радостная». - Дети поют, хлопают в ладоши, протягивают друг другу руки, улыбаются. - Картины с веселым сюжетом или персонажей весёлых. - Грустная. - Печаль, огорчение, жалость. - Разные песни, передают разное настроение. - Грустное, не весёлое. - Мне кажется, что можно. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Зная, что мы будем изучать сегодня на уроке, сформулируем тему. - Верно. Составим с вами план, которого будем придерживаться на уроке. Вам в этом поможет подсказка: 1.Узнать … 2. Научиться … - Отлично ребята, молодцы, всё верно составили. Начнём работу по плану. | -Тема урока: изображение настроения с помощью красок 1.Узнать, как разные цвета передают настроение. 2.Научиться передавать настроение с помощью акварельных красок. |
5. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса. | – Какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение? – Теперь просмотрите репродукции и рисунки, представленные на нашей выставке. Опишите те из них, которые вызывают у вас веселое настроение. Объясните свой выбор. А какие произведения побуждают к грусти, унынию? – На доске вы видите работы детей. Как вы думаете, какое настроение у них было, когда они рисовали? Почему вы так решили? – Какие краски использовали дети? Физминутка. КУЗНЕЧИКИ “Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко.” | - Яркие (желтый, зеленый). -Анализируют рисунки и дают характеристику настроения, которого они передают. - Веселое и радостное. -Они использовали желтый, красный, зеленные цвета. (Яркие, светлые.) Выполняют физкультминутку. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Как можно передавать красками настроение? | Отвечают на вопрос -В зависимости от того какой цвет ты выбираешь, можно сказать какие эмоции ты испытываешь. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия. | Практическая часть. Создайте красками свое настроение. Сейчас я вам предлагаю послушать композицию Чайковского “Марш щелкунчика” и песню из Винни пух вам надо попытаться с помощью акварельных красок передать настроение, которое вы почувствовали, слушая эти композиции. | Создают свой рисунок. Прослушивают композиции. |
8. Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Выставка работ учащихся и их обсуждение. – Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение? – Кому из вас было грустно? – Определите по рисунку настроение вашего соседа. – Как вы догадались? – Какие краски вы использовали для хорошего настроения? – Какими красками изобразили грусть, печаль? – Кто из вас нарисовал картины к двум музыкальным произведениям? – Почему выбрали именно это музыкальное произведение? – Легко или сложно изобразить свое настроение, отношение к происходящему? | Отвечают на вопросы. - Яркие и светлые. - Темные и мрачные. - Мне понравилось настроение, которое там передаётся. - Легко. |
9. Рефлексия УД на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | – Чему учились сегодня на уроке? – Что нового узнали? - Вернёмся к плану, все ли пункты плана мы выполнили? Уберите свои рабочие места и запишите домашнее задание. Выполнить рисунок под любимую песню из мультфильма. | -Изображать настроение -Оказывается, можно изображать то, что не видно, но что чувствуешь. - Читают план и отвечают на вопросы. Уборка рабочего места.Получение домашнего задания. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ф.И.О. учителя: Акулов Вадим Сергеевич
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Тема урока: «Узор на крыльях бабочки»
Класс: «1 д»
Цель урока: познакомить с различными узорами на крыльях бабочек; учить видеть красоту в природе; развивать творческое воображение, эстетический вкус.
Задачи урока:
Образовательные: научить передавать на рисунке природные узоры; расширить знания детей об изобразительных возможностях акварели; совершенствовать навыки работы акварельными красками.
Развивающие: развивать творческие способности детей; развивать умение видеть красоту природы; развивать способность воспринимать цвет и узор.
Воспитательные: воспитывать любовь к рисованию, к родной природе.
УУД:
Регулятивные: самостоятельно продумывает замысел и создает рисунок, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (акварели); оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимание назначения линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе; знакомство с узорами, которые встречаются в природе.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
План урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1–2 мин.)
II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4–5 мин.)
III. Выявление места и причины затруднений. (5–7 мин.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (1–2 мин.)
V. Реализация построенного проекта (10 мин.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7-10мин.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5–7 мин.)
VIII. Включение в систему знаний и повторение (3–5 мин.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
Условия обеспечения развития творческих способностей учеников
1. Обеспечение благоприятной атмосферы.
2. Обогащение окружающей среды: акварельные краски; кисти, бумага акварельная. Мини-выставка: репродукции с картин Фриды Кало «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри», В.Ван Гога из серии «Садовые картины с бабочками», Сальвадора Дали «Пейзаж с бабочками»; фотографии разных видов бабочек.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Создание возможности для практической работы. Наличие кистей, красок и качественной бумаги для акварели.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление возможности задавать вопросы.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся. | Самоконтроль, мобилизация внимания |
2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках? Сегодня я хочу научить вас рисовать уникальное явление из мира насекомых Поэтому мы отправляемся в гости к насекомым. | Отвечают на вопросы учителя - Мы узнали, что такое акварель, как ей рисовать, какие материалы использовать. - Научились рисовать в технике акварели - Рисовали животных, свое настроение, коврик и другие рисунки. |
3. Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | – Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока: Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. – О ком идет речь в загадке? | - Отгадывают загадку. — Это бабочка. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Зная, что мы будем изучать сегодня на уроке, сформулируем тему. «Рисование узора на крыльях бабочки» Давайте составим план работы. -Отлично ребята, молодцы, всё верно составили. Итак, сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и сами нарисуете узор на ее крыльях. Начнём работу по плану. | -Тема урока: рисование узора на крыльях бабочк 1.Узнать о том, какие узоры бывают на крыльях разных бабочек 2.Узнать, как можно зарисовать этот узор. 3.Нарисовать свою бабочку |
5. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса. | Урок начинается с рассматривания коллекции бабочек или открыток, иллюстраций с их изображением. – В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами. Бабочка павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят? – Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. - Можно назвать его узором? - Почему? Что вы заметили? – На прошлом уроке мы рассматривали перья павлина. Похожи ли эти узоры? Что общего в узорах на перьях павлина и крылышках бабочек? – Вот бабочка зорька. Встречается она на территории от Западной Европы до Китая. Бабочка летает на опушках и лесных полянах. – Как вы думаете, почему ее так назвали? – Опишите узор на крыльях бабочки. – Эта бабочка называется махаон. Живет во многих местах в Евразии, Африки, Японии. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев. Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. - Из чего состоит узор на крыльях? Работа по учебнику. – Откройте с. 50 ученика. Рассмотрите бабочек. - Что можете сказать об «одежде» бабочек? – Из чего состоят узоры на крыльях? – Сколько крыльев у каждой бабочки? – Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему? Физминутка 1. Упражнение «Бабочка». Учитель. Попробуйте изобразить бабочку движениями, мимикой. Покажите, какая она легкая, воздушная, как она порхает. Педагогический рисунок. – Придумайте узор для своей бабочки. Я придумала вот такой. Нарисую различные овалы, кружки неправильной формы, пятнышки. Беру гуашь и раскрашиваю разными яркими красками. Когда краска высохнет, то я смогу украсить свой рисунок, дополнив его деталями – точками, линейными разводами. | Рассматривают бабочек и слушают историю. - Круги, похожие на глаза. -На передних крыльях у нее круг ярко-красного цвета, а обрамляет его желтый цвет, как будто солнце садится или встает, что напоминает зорьку. - Из кругов, волнистых линий, пятен. - Нарядная, красивая. - Пятнышки, волнистые каемки; мелкие точки, как будто бы брызги. - Четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади. Выполняют физкультминутку. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | – Рассмотрите узоры на крыльях бабочек, нарисованных детьми в учебнике на с. 52–53. Рисовать мы будем в технике монотипии. Этап № 1 Начало работы Дети с помощью педагога. раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия. Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток. Этап № 3 Создание отпечатка. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла! Этап № 4 Дорисовка деталей. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры). Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс. Этап № 5 Декорирование. Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом. Как украсить бабочку: аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений. | Проговаривают технику работы |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия. | Практическая работа. Выполняем работу по этапам. – Послушайте стихотворение: “На цветок в саду присела Бабочка. Ты откуда прилетела, Бабочка? До чего же ты пригожа, Бабочка! На цветок сама похожа, Бабочка!” С. Говил. – С чем сравнивает поэт бабочку? | Создают собственный рисунок - Слушают стихотворение. - С цветком. |
8. Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Выставка работ учащихся и их обсуждение. – Приятно было любоваться красивыми узорами бабочек? – Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему? | Оценивают собственные работы |
9. Рефлексия УД на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Чему вы научились? - Какую картину создали? - Вернёмся к плану, все ли пункты плана мы выполнили? Уберите свои рабочие места и запишите домашнее задание. Сделать поле из бабочек, с помощью новой техники монотипия используя маленькие листочки и картон. | - Научились рисовать с помощью техники монотипии. - Создали бабочку с красивыми узорами на крыльях. - Читают план и отвечают на вопросы. Уборка рабочего места. Получение домашнего задания. |