Этап/время | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг.момент | Приветствие, проверка готовности к уроку. | | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивация | - Чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим, предлагаю разгадать ребус. - Вы готовы узнать, кто такой костюмер и чем он занимается? | | - Разгадкой ребуса является слово костюмер. - Мы готовы узнать, кто такой костюмер. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Какой раздел вы начали изучать на прошлом уроке. - Кто скажет, с какой профессией театра вы познакомились на том уроке? Чем занимается художник-декоратор? - Что вы сделали в рамках урока? А по какой сказке вы делали макет сцены? - Знаете ли вы, как называется деталь сцены, которая отделяет ее от зрителей? - А кто помнит, что мы должны сделать на сегодняшнем уроке? Кого не хватает вашей сцене? | | - Мы начали изучать раздел «Художник и зрелище». - Мы познакомились с профессией художник –декоратор. Художник-декоратор занимается созданием декораций. - В рамках урока мы сделали макет-сцену. Мы делали макет по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане…» - Деталь сцены, которая отделяет ее от зрителей — это театральный занавес. - Нашей сцене не хватает героев. |
Этап выявления места и причины затруднений | - Кто из вас сможет создать фигуры Царевны-лебеди и Гвидона из пластелина? У вас возникло затруднение, и я предлагаю решить его вместе на этом уроке. | | Возникает затруднение. |
Построение проекта выхода из затруднения. | - Сегодня мы продолжаем тему «Художник в театре». Попробуйте сформулировать цель нашего урока. - Предлагаю, чтобы наша работа была продуктивной, построить план. Что мы узнаем на уроке? Что мы выполним? Вывешивает план на доску. | План: 1. Узнаем… 2. Выполним… | - Целью нашего урока будет создание героев из пластилина по сказке Пушкина «Сказка о Царе Салтане…». - Узнаем о том, кто такой костюмер и чем он занимается и выполним фигуру человека из пластилина. |
Реализация построенного проекта. | - Первый пункт нашего плана «узнаем». Как вы думаете, чем занимается костюмер? Костюмы в Древней Руси зачастую имеют красный, синий, белый и желтый цвета. Особенностью костюмов является их детальность, одежды того времени были очень расписными различными узорами и драгоценными камнями. Ваши макеты сцены фактически все обращены к сценам с Гвидоном и Царевной- Лебедью. Так рассмотрим их образы по сказке. Изначально Гвидон предстает нам простым крестьянским парнем, в голубом кафтане, синих портах да красных сапогах. А так выглядит Гвидон уже в роли князя. Что изменилось в его образе? Князья также выглядели так: вместо подобных накидок как у Гвидона, князья носили мантии или как еще их называют - плащ-корзно. Также головной убор и длинные расписные кафтаны. Сравните костюм Гвидона, с другими костюмами князей. Рассмотрим Царевну-Лебедь. Платье того времени выделяется прямым покроем и поясом, перехватывающим талию, но у нашей героини его нет. Рукава у платьев были зачастую широкими, но и узкими, как мы можем видеть у Царевны. Головы княгинь украшали венцы разной формы. Известны венцы с округлым и острым верхом. У Царевны же лебеди изображен больше, конечно, кокошник, чем венец, но уже на свадьбе она красовалась именно в нем. Также и у женщин в Древней Руси были мантии. Сравните наряд Царевны с предложенными, каковы сходства и отличия? | | Костюмер — это профессионал, специализирующийся на создании, подборе и уходе за костюмами, используемыми в театре, кино, телевидении и на других сценических площадках. - У Гвидона появилась верхняя накидка, головной убор и длинный белый кафтан. - У князей зачастую мантии, плащи-корзно, у Гвидона мантия выглядит по-другому. В кафтане, головном уборе Гвидон схож с князями на изображении. - Платье Царевны-Лебеди похоже на последний вариант, но менее расписной. Также головной убор, у Царевны не венец, а кокошник. Также у нее отсутствует мантия. |
Реализация построенного проекта. | - Мы выполнили первый пункт плана. Можем ли мы приступать ко второму? - Для начала подумайте, как будут выглядеть ваши герои и выберите подходящий цвет пластилина. Я напомню, что чаще всего используют красный, желтый, белый и синие цвета, но я думаю, вы можете проявить свою фантазию и взять другие яркие цвета. Но смотрите, чтобы они сочетались, для этого в помощь вам цветовой круг. Также нам понадобится бежевый цвет, если у вас его нет, то нужно взять желтый, белый, каплю розового и размять пластилин, чтобы цвета размешались. Индивидуально консультирует учащихся. | | - Да, мы можем приступать к лепке героя. |
Практическая работа Педагогический рисунок. | - Лепим вместе со мной. Внимательно слушаем и работаем. Для начала берем бежевый и катаем небольшой круг, получив круг, придаем ему яйцевидную форму – это наша голова. Берем еще небольшую часть беж. пластилина и катаем толстую трубочку – это будет наша шея. Теперь нам нужно взять совсем маленький кусочек пластилина – это наш нос. Предлагаю сразу сделать нашим героям лицо, для этого нам нужен белый, черный, розовый для глаз, бровок и рта, и пластилин цвета волос. Хочу обратить ваше внимание, что Гвидон имеет светлый цвет волос, поэтому какие цвета мы можем взять? В сказке нет описания внешнего вида Царевны-Лебеди, поэтому вы можете выбрать любой натуральный цвет волос – коричневый, желтый, черный, оранжевый. Но художники мультфильма-сказки придали ей коричневый цвет волос. Тело мы будем делать из того цвета, из которого будет одежда. Я в этот раз буду создавать Царевну-Лебедь, для нее стоит взять более светлые цвета – это белый или голубой, так как наша Царевна олицетворяет лебедя. Я беру светло-голубой пластилин и леплю небольшой прямоугольник – это наше будущее тело. Катаем из того же цвета тонкие трубочки – это наши руки. Возьмем немного бежевого и слепим ладони. Чтобы объединить наши ладони с трубочками, можно взять синий цвет и и скатать небольшую полосочку, соединяем ладонь с трубочкой и укрепляем полоской. Сделаем ноги, для них нужно взять неяркий цвет, так как они будут скрыты за платьем, а у Гвидона за кафтаном. Предлагаю взять синий или серый для ног Гвидона, и серый для ног Царевны. Катаем толстые трубочки. Для сапог Гвидона можно взять красный или коричневый цвета, а для обуви Лебеди – белый, синий или голубой. Лепим небольшой овал – нашу ступню с обувью. Таким движением соединяем ступню с основной частью ноги. Мы получили человеческое тело, но нам не хватает одежды. Чтобы нарядить наших героев, вы берете пластилин выбранного вами цвета, и мнете его до состояния пластинки, пластилинового листа. Этим листом вы у Царевны можете создать подол платья, а у Гвидона часть кафтана. Таким же способом вы можете создать мантию своим персонажам. Индивидуально консультирует учащихся. | | Работают вместе с учителем. - Оранжевый, светло-коричневый, желтый. |
Первичное закрепление | - Кто слепил уже одного героя, может приступать к следующему. Индивидуально консультирует учащихся. | | Те, кто закончили одного героя, приступают к лепке второго. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Напомните особенность костюмов Древней Руси? Заканчиваем работу и уточняем некоторые детали. Индивидуально консультирует учащихся. | Образец работы. | - Костюмы того времени были с большим количеством деталей, росписными. Уточняют детали. |
Выставка и оценивание работ | Организует выставку. - Каждый ряд по очереди будет выходить к доске, и представлять нам свои работы. Остальные будут оценивать, но для начала я обозначу критерии, по которым будем оценивать своих товарищей. Учитель совместно с учениками оценивает каждую работу. | Критерии: | Совместно с учителем оценивают работы одноклассников. |
Рефлексия | - Мы успешно справились с заданием, подведём итоги урока. Какая была тема урока? Какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее? У нас на уроке был план, все ли пункты его мы выполнили? - Узнали ли вы что-то новое на сегодняшнем уроке? | | - Темой нашего урока было «Художник в театре». Наша цель была создать фигуры актеров для нашей сцены. Мы достигли цели. Мы выполнили все пункты плана. Рассказывают о новых полученных знаниях и впечатлениях. |