Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете; познакомить с материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у первоклассников. |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с праздничными новогодними украшениями; получают возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная. |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, линия, пятно, объем, симметрия, игрушка. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: Картины Б. Кустодиева. Работы учащихся 1 классов. Музыкальный ряд: новогодние песни. |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: графические материалы, заготовки елочек. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок! Все за парты дружно сели. Друг на друга посмотрели и готовы вы опять смотреть, слушать, рисовать. | Проверяют готовность к уроку. | Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний. | - Ребята, на наших уроках вы знакомитесь с Братьями – Мастерами. - Давайте, их вспомним. - Что делает старший брат - Мастер – Изображения? - Правильно! И вы на наших уроках изображали осень. (Слайд). - Изображали карандашами, ручками, фломастерами. - Что вам помогало изобразить осень? - Правильно! Работая с карандашами и фломастерами, вам помогали линии. (Слайд). - Еще вы приносили пластилин и изображали павлина. Что помогало вам изобразить павлина? - Правильно! Работая с пластилином, вам помогал объем. - Мамам на праздник вы делали красивые сердечки из цветной бумаги. (Слайд). Что вам помогало изобразить разноцветные сердечки? - Правильно! Работая с цветной бумагой, нам помогают пятна. (Слайд). - Значит, изображать мы можем при помощи: линий, объема и пятен. - Что делает средний брат - Мастер – Украшения? - Правильно! А что значит украсить? - Правильно! И на уроках мы старались замечать красоту вокруг нас. - Мы любовались красотой зимней природы, и вы рисовали красивые деревья. (Слайд). - Любовались красотой бабочек, и вы украшали своих бабочек, стараясь украсить их симметрично. (Слайд). - Какие части называются симметричными? - Молодцы, правильно! - а на прошлом уроке побывали на дне морском и украсили рыбок. (Слайд). | Принимают участия в беседе. Отвечаю на вопросы. - Мастер – Изображения, Мастер – Украшения и Мастер – Постройки. - Изображает. - Линии. - Объем. - Пятна. - Украшает. - Украсить – сделать красивым. - Одинаковые. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: сотрудничество с учителем Познавательные: получение новых знаний. |
III. Постановка темы урока. | - А что мы будем украшать сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Я модница такая, и всем на удивленье Люблю я бусы, блестки – любые украшенья. Но на мою, поверьте, великую беду Наряд мне надевают всего лишь раз в году. - Для тех, кто не догадался, еще загадка. У нее одежки колки: Все иголки, да иголки. Звери шутят: «Дядя еж на нее слегка похож». - Правильно! Это елка! - А почему сегодня на уроке мы будем украшать именно елку? Какой приближается праздник? (Новый год). - Правильно! И Мастер –Украшения поможет нам сделать праздник! Тема урока записывается на доске: Мастер –Украшения помогает сделать праздник. Сегодня на уроке вы узнаете: как отмечали Новый год на Руси чем украшали елку украсите сами свою елку. | Принимают участия в беседе. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадки. - Елка. - Елка. - Новый год. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками. Познавательные: совместно с учителем выделение - формулирование познавательной цели. |
IV. Изучение нового материала. | – Вам нравится праздник Новый Год? – Почему вы любите этот праздник? – Как вы готовитесь к его приходу? – А вы знаете, как отмечали Новый год в старину на Руси? – Может быть, кто-то из вас знает? – На Руси Новый год несколько веков начинался 1 марта, с весенним пробуждением природы, ведь весна – это символ начала новой жизни. Позже празднование перенесли на 1 сентября, так как именно в этот день заканчивали собирать урожай. В 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать как в Европе - в полночь 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. (Слайды). – А как же украшали раньше елку? Какие были игрушки? – Вначале деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. (Слайд). – Наряжать елку стали немного позднее – в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками более 150 лет назад в Петербурге. С тех пор в каждом доме люди стали наряжать новогоднюю ёлку. - А вы знаете, чем украшают елку? Это мы сейчас проверим! | Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Рассказ детей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Личностные: умение слушать. Познавательные: получение новых знаний. |
V. Физкультурная минутка. | - Встали из - за своих места, немножко отдохнём и поиграем. Я буду называть предметы, а вы, если этими предметами можно украсить ёлку, хлопайте в ладоши, если нет, поднимайте ручки вверх. Бусы новогодние. Да. Рюкзаки походные. Нет. Шарики блестящие. Да. Яблоки настоящие. Да. Яркая звезда. Да. С неба круглая луна. Нет. Разноцветные фонарики. Да. Сдобные пряники. Да. Мишура блестящая. Да. Шишка настоящая. Да. Мягкая подушка. Нет. Яркая хлопушка. Да.
- Поиграли, отдохнули, а теперь за работу! | Выполняют движения. | |
VI. Творческая практическая деятельность учащихся. | – А чем украшают ёлочки в современных домах? – Елочные игрушки изготавливают на фабрике, которая так и называется «Фабрика ёлочных игрушек». Находится она недалеко от Москвы, в городе Клин. Давайте отправимся на экскурсию по фабрике… (Видео). – Теперь вы знаете, как мастера делают елочные игрушки. И сможете сами украсить елку игрушками. – Вы получите вот такую елочку, на которой еще нет игрушек. А как можно нарисовать разные игрушки, я вам сейчас покажу. (Учитель раздает детям бумажные заготовки елочек и показывает, как можно нарисовать разные игрушки). 1. Выставка работ учащихся и их обсуждение. – Одинаковые ли получились елочки? - Какие елочки вам понравились больше? Почему? 2. Уборка рабочего места. | Отвечают на вопросы. Смотрят видео. Дети украшают елочку игрушками и раскрашивают их. Демонстрируют выполненные работы. Участвуют в обсуждении и делают обобщение. Самостоятельно убирают своё рабочее место. | Регулятивные: самостоятельно обдумывают замысел и украшают елочку, выполняют работу в цвете. Познавательные: расширение познавательной сферы в процессе поиска и решения творческого задания по украшению новогодней елки. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. Личностные: умение оценивать свою работу и работу товарищей. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | – Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились? – Рассмотрите украшенную вами елочку и подумайте, что получилось лучше всего. – Сегодня на уроке вы хорошо потрудились, можно поиграть. Есть одна игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, вы продолжайте, Хором, дружно отвечайте! На дворе снежок идет, Скоро праздник… (Новый год). Мягко светятся иголки, Хвойный дух идёт… (от ёлки). Ветви слабо шелестят, Бусы яркие …. (блестят). И качаются игрушки – Флаги, звёздочки, … (хлопушки). Нити пёстрой мишуры, Колокольчики, … (шары). Белоус и краснонос Под ветвями Дед … (Мороз). Ну и ёлка, просто диво! Как нарядна, как … (красива). Двери настежь, точно в сказке, Хоровод несётся в … (пляске). И над этим хороводом Говор, песни, звонкий смех … Поздравляю с … (Новым годом!) С новым счастьем сразу … (всех). | Отвечают на вопросы. - Узнали, как отмечали Новый год на Руси и чем украшали елку. Играют. | Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. Личностные: умение оценивать свою работу и работу товарищей. |