1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся :регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать). | Методы воспитания: - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование Методы обучения: - Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию. | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Фёдоровна, и урок изобразительного искусства сегодня проведу у вас я. Я очень рада сегодня всех видеть. - Предлагаю проверить свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобится: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши. У кого все на месте , попрошу сесть на свои места. Если у вас чего-то не хватает, поднимите руку. (По необходимости выдаю подготовленный материал) - Перед тем, как узнать, чему же посвящен наш урок, я предлагаю послушать одну прекрасную мелодию, для того, чтобы в дальнейшем ответить на вопросы. - Закройте, пожалуйста, свои глаза, для того чтобы «прочувствовать» музыку. *Звучит весенняя мелодия П.И. Чайковский «Времена года «Апрель»* - Откройте глаза. - Ребята, скажите, пожалуйста, какое настроение у вас появилось при прослушивании данной мелодии? (Весеннее, радостное) - Ребята, какие звуки вы услышали в мелодии? (Звуки капели, птиц) - Что вы представили, когда прослушивали данную композицию? (Теплую погоду, журчание воды, голоса птиц) - Спасибо за ваши ответы, вы были очень наблюдательны и внимательны при прослушивании мелодии. - Я желаю вам на этот урок хорошего настроения, плодотворной и творческой работы на весь урок. | Обучающиеся смотивированы на предстоящую деятельность, осуществляют проверку готовности к уроку. Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать). |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания о социальный опыт детей, выйти на проблему урока, поставить тему и задачи урока; воспитывать эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой. Разивющая задача: развивать у обучающихся регулятивные УУД (целеполагание ; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Поощрение Создание ситуации успеха Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований); | - Ребята, посмотрите за окно: какая прекрасная погода, весна, теплые лучики солнца согревают нас, от этого на душе становится тепло и весело. Как и в нашей мелодии, от которой мы получили хорошее, теплое и весеннее настроение. - Ребята, скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется весна? (С каникулами, с теплой погодой, с приближением лета) - А у меня весна ассоциируется с прилетом птиц и радостным весенним настроением. Весна – это совершенно особое время. Это время пробуждения всего живого, это начало нового трудового года. Считалось, что весна «прилетает» на крыльях птиц из дальних стран. И поэтому люди ждали прилета птиц, готовились и даже зазывали их. - Ребята, а кто же прилетает к нам из теплых стран? (Птицы) - Ребята, скажите, пожалуйста, какому дню был посвящен день 1 апреля? (Дню смеха, Дню птиц) - *Если кто-нибудь из об-ся назовет День птиц: - Я вижу, что из вас кто-то знает, что 1 апреля посвящено не только Дню смеха, а также Дню птиц. - Ребята, как вы думаете, чему сегодня посвящен наш урок? (Дню птиц) - Верно, тема нашего урока звучит следующим образом. (Вывешиваю тему урока на доку) - Катя, прочитай, пожалуйста, тему урока. (День птиц) - Предлагаю сформулировать задачи нашего урока, опираясь на тему урока.(Высказывают предположения) - Ребята, а вы знаете, какие птицы прилетают весной? (Грач, ласточка, аист) - На сегодняшнем уроке это будет одна из задач, которую мы должны решить. - А вы знакомы с тем, как отмечают День птиц в разных странах мира? (Да\нет) - Это будет вторая задача, которую мы решим в течение урока. - А как вы думаете, что будет главной нашей задачей урока? (Нарисовать, изобразить) - После того, как мы изобразим, что мы должны сделать с нашими работами? (Оценить работы) - Мы с вами вместе сформулировали задачи нашего урока, они были близки и созвучны с теми задачами, которые поставила я. (Вывешиваю на доску план урока) Задачи: 1. Узнать, какие птицы прилетают весной 2. Узнать, как отмечают День птиц в разных странах 3. Изобразить 4. Оценить свою работу по критериям. - Напротив каждой задачи, мы будем ставить галочку, в знак того, что мы его выполнили. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание ; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы; воспитывать у обучающихся этические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру. Способствовать понимаю образной природы искусства, эстетическому оцениванию явлений природы и событий окружающего мира. Развивающая задача: развивать у обучающихся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Поощрение Создание ситуации успеха Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Саша, прочитай первую задачу. (Узнать, какие птицы прилетают весной) - Для того, чтобы решить первую задачу, я предлагаю вам отгадать загадки и выяснить, какие же птицы прилетают весной из теплых стран. - Отвечаем по поднятой руке. Всех перелетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь И зовется птица … (грач) - Ребята, посмотрите, как выглядит эта замечательная и важная птица (Вывешиваю на доску изображение грача) - Ребята, на какую птицу еще похож грач? (Ворона) - Верно, вы заметили это сходство. Молодой грач внешне похож на черную ворону. Отличить грачонка от вороны можно по более тонкому и прямому клюву и удлиненным, торчащим в стороны перьям на ногах и боках. *Далее работа проводится аналогично – вывешиваю изображения птиц на доску. - А из вас кто-нибудь видел грача вживую? Опишите его. - Спасибо за ваши ответы. - Вторая загадка: Явыступаю перед вами, Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня… (скворец) - Посмотрите, какая необычная окраска у скворца. Как будто, перья припорошило снегом. - А вы знали, что перелет скворца напрямую зависит от места его обитания? Представляете, ребята, все птицы, живущие в северных регионах, на зиму улетают на юг и считаются перелетными птицами. Их перелет начинается в сентябре-октябре, а расстояние, которое преодолевают скворцы, достигает 2 000 км. В родные края птицы возвращаются в конце марта или в апреле. - Третья загадка: Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном, Из травы и глины (ласточка) - Ребята, скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть ласточку? - А кто знает, чем питается ласточка? (Мошками, комарами) - Питаются ласточки в основном летающими насекомыми, в том числе комарами, мушками, блошками и другими видами насекомых, поэтому они полезны для человека. Добычу птица в основном ловит в полёте, и на лету способна кормить своих птенцов. Так же ласточки едят и растительную пищу, но она не является основой их рациона. - Четвертая загадка. Прилетел к нам, наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Голосисто он поет. (соловей) - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что соловья приручают как домашнего животного? (Да\нет) - Я сама недавно узнала о том, что благодаря своему звучному голосу, соловьи часто становятся домашними питомцами и любимцами. Однако следует обратить внимание на то, что птицы плохо привыкают к неволе и на первых порах могут вести себя беспокойно. Если птица бьется в клетке, то клетку накрывают плотной тканью и стараются как можно меньше тревожить соловья, пока он не успокоится. - И последняя загадка. Этот старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками в болото. (аист) - Ребята, а из вас кто-нибудь видел аиста вживую? Какой он? Опишите, поделитесь впечатлениями. - Молодцы! Все загадки отгадали! - Мы с вами узнали, какие же птицы прилетают к нам весной из теплых стран. - Ребята, какая перед нами стояла задача? (Узнать, какие птицы прилетают весной) - Выполнили ли мы ее? (Да) - Что мы делали для ее выполнения? (Отгадывали загадки, делились своими мнениями) - Теперь, когда задача выполнена, мы можем напротив нее поставить галочку. (Ставлю галочку напротив первой задачи) - Света, прочитай, пожалуйста, вторую задачу (Узнать, как отмечают День птиц в разных странах). - Для того чтобы решить вторую задачу, я предлагаю выйти к доске ребят, которые расскажут нам о том, как же отмечают День птиц в разных странах мира. (К доске выходят заранее подготовленные ребята). А остальные ребята внимательно слушают и пытаются запомнить важную информацию, чтобы потом ответить на вопросы. - 1 обучающийся: К птицам многие народы относятся с уважением и очень трепетно. Различные праздники, национальные и международные дни, имеющие отношения к птицам существуют в разных странах на всех континентах. Так к примеру, в США «Национальный день птиц» отмечают 5 января. Началась история празднования этого дня именно здесь, в США в 1894 году. Один учитель из школы, желая проявить любовь к пернатым у своих учеников, замыслил устроить детское празднование – день птиц. Смысл этого праздника понравился многим, и со временем он распространился достаточно широко - 2 обучающийся: К началу 20 века этот праздник и дошел до России. У славян прилет птиц всегда означал приход весны и изготовление птичьих домиков, кормушек для птиц стало обязательным символом этого праздника. - 3 обучающийся: Во все времена в Белоруссии и Украине считалось доброй традицией устанавливать на столбах колеса от телег для того, чтобы привлекать пролетающих аистов и предоставить им возможность вить свои гнезда около жилища людей. - 4 обучающийся: В Советском союзе «Всемирный день птиц» начали праздновать с 1 апреля 1927 года, и сейчас этот праздник сохранился по сей день. Во многих школах, детских садах и других учреждениях ко Дню птиц любители природы изготавливают птичьи домики и кормушки, а потом развешивают их в садах и парках, встречая прилетающих пернатых. - Спасибо большое ребятам, они очень интересно рассказали нам о праздновании этого замечательного праздника в разных странах. - Садитесь на места. - Миша, скажи, пожалуйста, что интересного ты узнал из рассказа ребят? (Высказывает свое мнение) - Спасибо, Миша, мне тоже было об этом интересно узнать. - Настя, а что тебя удивило?(Высказывает свое мнение) - Вова, а что тебе понравилось из рассказа ребят? (Высказывает свое мнение) - Денис, прочитай, пожалуйста, вторую задачу. (Узнать, как отмечают День птиц в разных странах) - Удалось ли нам ее решать? (Да) - Что мы делали для ее решения? (Слушали рассказ ребят, высказывали мнение) - Теперь, когда мы с вами узнали, как отмечают День птиц в разных странах, мы можем напротив второй задачи поставить галочку(Ставлю галочку напротив второй задачи) - Перед тем, как приступить к решению третьей задачи, я предлагаю вам отдохнуть и выполнить одно интересное упражнение, для того чтобы снять наше напряжение. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). |
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение детей. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать). | Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (педагогическое требование требование). Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Встаньте из за своих рабочих мест так, чтобы вокруг вам ничего не мешало. - Я буду рассказывать стихотворение, когда я назову птицу, то все должны махать руками, как крыльями. Будьте внимательны, в стихотворении могут встречаться лишние слова. Прилетели птицы: голуби, синицы Воробьи и совы, чайки и …. Коровы Прилетели птицы: голуби, синицы Соловей и чайка, грач и …. Балалайка Прилетели птицы: голуби, синицы Соловьи и совы, чайки… макароны Прилетели, наконец, Лебедь, … щука.. и скворец! - Молодцы! Садитесь на места. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать). |
4. Первичное закрепление. Задача: проанализировать и обсудить изображение рисунка, его поэтапное рисование; воспитывать у обучающихся эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Способствовать пониманию образной природы искусства, эстетической оценке явлений природы и событий окружающего мира. Развивающая задача: развивать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований); | - Теперь, когда мы отдохнули, можем приступить к решению третьей задачи. - Слава, прочитай, пожалуйста, третью задачу(Изобразить). - Ребята, а как вы думаете, какую птицу мы с вами можем изобразить? (Предполагают) - Как много птиц вы назвали, замечательные предположения. - А для того, чтобы узнать, какую птицу мы будем изображать, предлагаю разгадать ребус. - Ребята, а вы любите разгадывать ребусы? (Да) - Замечательно, давайте же узнаем, какая птица скрылась за эти ребусом. (На доске представлен ребус) - Отвечаем по поднятой руке. Кто же это? (Ласточка) - Кто согласен с Сашей, поднимите правую руку. - Молодцы, верно. На сегодняшнем уроке мы с вами изобразим ласточку. - Посмотрите, какую красивую ласточку нарисовала я. - И сегодня вы попробуете нарисовать такую же ласточку. - Назовите изображение? (Ласточка, весенний прилет) - Как вы думаете, где и как можно использовать это изображение? (Украшение класса, подарок) - Ребята, скажите, с помощью каких материалов выполнена моя работа? (цветные карандаши) - Можно ли использовать другие материалы? (Да, можно) - Какие? (Акварель, гуашь, пастель) - Изображать мы с вами будем поэтапно. Этапы изображения ласточки представлены на доске. - Сколько шагов необходимо выполнить, чтобы получить конечное изображение? Посчитайте. (4 шага) - Приготовьте простой карандаш и ластик. Первое мы изобразим туловище ласточки, ее голову и хвост. 1 этапом нарисуем по центру листа небольшой овал, примерно размером с лимон. Затем нарисуем голову ласточки, одна третья от размера туловища, половина головы должна находиться на туловище ласточки, а другая половина – снаружи. После рисуем две линии, они расположены сзади туловища ласточки, они должны быть параллельны друг другу и равны по длине, это будет хвост ласточки. 2 этап: нарисуем крылья нашей ласточки: сверху и снизу, приблизительно размером 10 см. Наша ласточка как будто находится в полете. Нарисуем клюв, глаз чуть выше центра головы. Нарисуем ноги – две параллельные короткие линии, внизу туловища. 3 этап: нарисуем линию крыльев и шеи, у шеи должна быть линия волнообразная, а у крыльев изогнутая. 4 этап: раскрасим ласточку с помощью цветных карандашей, также вы можете проявить свое творчество и дорисовать что-нибудь свое, не забудьте о фоне. - Посмотрите на расположение листа. Он должен располагаться в горизонтальном положении. Покажите мне, как будет лежать ваш альбом. (Показывают) - Все верно, молодцы. - После, я вам предлагаю оценить работу по критериям. Критерии представлены на доске. Работы оценим в конце урока, после того, как изобразим ласточку. Критерии: 1. Аккуратность 2. Самостоятельность 3. Законченность работы 4. Творческий подход Каждый критерий оценивается в один балл. В сумме получается 4 балла. Отметка «5» ставится, если все 4 критерия оценены в 1 балл, то есть сумма баллов равна 4, отметка «4» ставится, если сумма балов равна 3, отметка «3» ставится, если сумма баллов равна 2, отметка «2» ставится, если сумма баллов составляет 1. - Ребята, при рисовании помним о критериях оценивания. На задание вам отводится 7 минут. - Попрошу вас сесть ровно, спинка должна соприкасаться со спинкой вашего стула, стопы плотно на полу, между животом и партой расстояние с кулак. - Вижу всех. Молодцы! | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). |
5. Самостоятельная работа Задача: самостоятельное рисование изображения обучающимися (учитель контролирует, осуществляет помощь при затруднениях), воспитывать у обучающихся эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Развивающая задача: развивать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). | Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: | - Приступаем к рисованию. * В это время звучит фоном мелодия* - Заканчиваем работу, время вышло. - Миша, прочитай, пожалуйста, третью задачу. (Изобразить) - Спасибо, Миша. - Ребята, нам удалось решить третью задачу урока? (Да) - Что мы делали для ее решения? (Изображали поэтапно рисунок ласточки самостоятельно) - Теперь, когда мы решили третью задачу, мы модем напротив нее поставить галочку. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). |
6. Подведение итогов. Рефлексия Задача: подвести итог урока, способствовать оценке собственной деятельности на уроке. Развивающая задача: развивать у обучающихся регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, умение сравнивать и анализировать собственные рисунки и рисунки своих одноклассников) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). | Методы воспитания: Поощрение Создание ситуации успеха Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Для решения четвертой задачи, я вам предлагаю оценить работу по критериям, обменяйтесь своим альбомом с соседом по парте, кто сидит один, оценивает свою работу самостоятельно. Критерии представлены на доске. Критерии: 1. Аккуратность 2. Самостоятельность 3. Законченность работы 4. Творческий подход - Возьмите простой карандаш и оцените работу соседа. - Верните альбом соседу. - Встаньте ребята, у кого отметка 5. Молодцы. Давайте похлопаем, вы учли все критерии оценивания. - Садитесь. - Встаньте те, у кого отметка 4, давайте похлопаем этим ребятам, вы тоже очень хорошо постарались. - Садитесь. - Остальным ребятам мы тоже похлопаем, они тоже старались и были заинтересованы в выполнении работы. - Ребята, вот и к нам в класс прилетели птицы, непростые, у каждого они отличаются. А теперь, чтобы птицы были как настоящие, послушаем их пение. *Включаю звук пения ласточки* - Замечательно. - Давайте вспомним, какие птицы прилетают к нам весной? (Грач, соловей, аист, ласточка, скворец) - Молодцы! Вспомнили перелетных птиц! - Ребята, какая была главная наша задача урока? (Изобразить ласточку) - Справились мы с этой задачей? (Да) - Ребята, выскажите, пожалуйста, свое мнение об уроке: у меня получилось… мне понравилось… у меня возникли трудности… - Я хотела бы поблагодарить вас за сегодняшний урок, за вашу активность, целеустремленность, любознательность. Всем спасибо за урок! Можете убирать свое рабочее место. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция) познавательные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, умение сравнивать и анализировать собственные рисунки и рисунки своих одноклассников) коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляют готовность внимательно слушать собеседников, умение вступать в диалог с учителем, умение слышать и слушать учителя и сверстников, вести беседу со сверстниками и взрослыми). |