выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.
- овладевать образным языком изобразительного искусства по средствам формирования художественных знаний, умений и навыков при работе с живописным материалом
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства
- воспитывать аккуратность, уважение к труду.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методическое обоснование |
Организационный момент (3 мин) | Приветствие учащихся. - Вот опять звенит звонок, Начинается урок! Проверка готовности к уроку. - Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готово, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. - Ребята, послушайте внимательно стихотворение об одном мальчике. Художник Наш Сережа, как художник, Тяп да ляп – спешит всегда: Рисовал в окошке дождик, Получилась борода; Солнце толстое, как мыло, У цыпленка три ноги, Танк похож на крокодила, А дома – на утюги. На кувшин без ручки – кошка, Слон – на ящик и кровать. И не может сам Сережка, Кто и что тут, разобрать. Удивляется – откуда Хвост на шее у верблюда И рогатая у льва, Где-то сбоку, голова? Ну а нам не в удивленье, Тут простой на все ответ: - Нет терпенья – Нет уменья, Нет уменья – Толку нет! - Ребята, о чем вы узнали из этого стихотворения? - Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? - Можно ли Сережу назвать художником? Почему? - Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? - Будем этому учиться? - Да, конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем. -Давайте поговорим с вами о жанрах изобразительного искусства. -Скажите, какие жанры вы знаете? - Сегодня ребята, мы с вами будем выполнять рисунок с натуры: то, что видите перед собой. Что же это будет? Послушайте. | Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку Слушают учителя, обсуждают прочитанное стихотворение Отвечают на вопросы учителя. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Фронтальная работа, устный опрос, диалог. |
Введение в тему урока (5 мин) | - Итак, как вы думаете, что же мы будем сегодня рисовать? - Ребята, у меня есть волшебный мешочек, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вам нужно будет отгадать, что же у меня в нем лежит. Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала... (груша) С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин — Это спелый... Апельсин Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет... (банан) Эта шишка с хохолком, Кто же с нею не знаком, Этот очень вкусный плод, Не на дереве растёт. Он большой. Вдвоём за час Нам не скушать ( ана…с). Близнецы на тонкой ветке, Все лозы родные детки. Гостю каждый в доме рад. Это сладкий … (Виноград) - Ребята, что же мы все- таки будем рисовать? - Правильно. Мы с вами будем сегодня рисовать фрукты. - Ребята, а что такое композиция? - Перед тем, как начать рисовать, давайте мы с вами посмотрим, а как же художники изображают фрукты на своих картинах. | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают Отгадывают загадки, рассматривают фрукты. | Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы |
Основная часть (7 мин) | - Посмотрите внимательно на картину Ильи Ивановича Машкова «Фрукты на блюде». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено? - Обратите внимание, чтокомпозиция целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола покрытого белой скатертью, на нем лежат фрукты. Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его темных, сине-фиолетовых слив. Нам встретилось слово«композиция». Композиция- это построение, художественная форма. - А сейчас посмотрите на другую картину. Это картина Ильи Ефимовича Репина «Яблоки и листья». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено? - Да, на картине крепкие, спелые яблоки, сочные зеленые листья окружает воздушная среда. Обратите внимание, что формат картины квадратный. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине – несколько яблок, которые смещены влево от центральной оси. Изображение предметов предельно реалистично. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в себе теплые и холодные оттенки, подчиненные единому колориту. Назовите эти оттенки. Каким способом выделены яркие фрукты? (очерчены темным контуром) - Ребята, сегодня мы с вами будем только учиться рисовать фрукты с натуры.- натюрморт. Итак,ребята,что такое натюрморт?Натюрмо́рт (фр. nature morte с итальян. natura morta — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве -Правильно. Художники смотрели на предметы и изображали их. Я предлагаю вам сегодня нарисовать натюрморт из: винограда, ананаса и банана. - А чтобы нам правильно нарисовать фрукты, рассмотрим форму каждого фрукта. - Какую форму имеет ананас? - - На какую геометрическую фигуру похож виноград? А банан? Сравниваются все фрукты, которые будут предложены для рисования. | Рассматривают и описывают репродукции картин, отвечают на вопросы. Сравнивают репродукции, находят общее и различное. Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов. Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос. Рассматривают фрукты, отвечают на вопросы, составляют вопросы для получения необходимых сведений. | Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос. Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Анализ формы изображаемых предметов. Изучение цвета предметов. |
Физминутка (2 мин) | - | Дети выполняют движения, показанные учителем | |
Основная часть (5 мин) | -Сегодня мы тоже как художники выполним простой натюрморт. Давайте рассмотрим предметы,которые мы будем рисовать. Что это за предметы? Теперь зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка. Но сначала посмотрите внимательно на образец того, что у вас должно получиться. . Мы будем с вами использовать акварельные краски и гуаш. Учитель объясняет последовательность выполнения работы и показывает на образце. 1.Обратите внимание на композицию рисунка. Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, рисунок получается ярким и выразительным. -Какой формат листа лучше выбрать для его выполнения? | Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями. Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем. | Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком. |
Творческая практическая работа (16 мин) | Этап 1. Начинаем рисовать с вазы, куда положим наши красивые фрукты. 2. -Начинаем рисование с самого большого предмета. Построение формы предметов: - обозначим форму предметов: ананас- овал, банан- вытянутый овал, апельсин- круг, виноград- круг. Прорисовываем фактуру поверхности каждого фрукта. Пока высыхает контурный рисунок, один уч-ся рассказывает о натюрмортах в разных видах искусства. 3. Заливка контура цветом: раскрашиваем фрукты в основные цвета. банан – светло-желтого цвета. Для получения такого оттенка желтую краску наносим на палитру и разводим ее водой. Также хорошо подумайте как раскрасить другие фрукты. Ананас-коричневого цвета., апельсин-оранжевого цвета, виноград- светло-жёлтого. 4.Прорисовывание деталей: прорисовываем каждый фрукт более детально. В рисунок каждого фрукта можно внести оттенки другого цвета как на макете. Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листочки. -Давайте еще раз посмотрим на наш рисунок. Здесь всё изображено плоско. А если посмотреть на наши преметы, то на них падает свет из окна и с этой стороны они светлее. А еще они отбрасывают тень. Этап 3. Мы видим,что этот рисунок объемный , все благодаря тому,ч то здесь есть светотень. Там, где более светлая часть , нужно развести сильнее акварель водой. Там,где темная- добавить краски. -Так же можно изобразить блик от света- это самая светлая часть предмета. -Предметы отбрасывают тень,поэтому тоже изобразите её более темной краской. Учитель контролирует процесс выполнения работы обучающимися. Во время работы тихо звучат музыкальные произведения | Под руководством учителя выполняют творческую работу | Композиционные поиски Индивидуальная работа Использование аудио материалов |
Итог урока. Рефлексия. (2 мин) | - Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Молодцы! - У кого и что получилось наиболее удачно? - В чем возникло затруднение? - Урок окончен. Прибираем свое рабочее место. | Рассматривают работы, оценивают их; Уборка рабочего места | Выставка работ обучающих |