Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока:
«Узоры, которые создали люди. Чудесный рисунок волшебной травы».
Цель урока: выполнение орнамента хохломской росписи по готовому изделию
Задачи урока:
- формировать понятие об орнаменте;
-использовать в работе различные приёмы хохломской росписи;
- освоить основные виды хохломского орнамента: «травка», « пряник», «кудрина»;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
- воспитывать чувство прекрасного, интерес к русскому народному творчеству.
Тип урока: _урок применения предметных ЗУНов
Оборудование: посуда, расписанная под хохлому, карточки со словами, рисунки, презентация «Хохломская роспись», музыкальный ряд: русские народные песни
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте. Настроимся на хорошую работу и улыбнемся друг другу.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево, береста – по-своему красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей нашей стране живут художники-умельцы. Места, где живут и работают художники, называются центрами народных промыслов.
- Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что на перемене вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись? (По дереву)
- Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы? (Посуда, столовые приборы, детская мебель)
слайд 1.
На доске подзаголовок (подсказка) к теме нашего урока «Узоры, которые создали люди. Чудесный рисунок волшебной травы». Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись? (Хохломская роспись)
Слайд 2
То ли солнцем облита, то ль сверкает сама
Далеко знаменита золотая хохлома.
Самоцветные краски, вязь узоров тонка
Продолжение сказки, что слагалась века.
И в беде, и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на счастье создается она.
Вместе с этой посудой входит радость в дома.
Рукотворное чудо - золотая хохлома!
О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Определите тему урока. (Декоративная работа. Хохломская роспись)
Слайд 3
Какова цель урока? (выполнение орнамента хохломской росписи).
На прошлом уроке мы выполняли графические элементы хохломской росписи. Сегодня на уроке мы научимся выполнять орнамент, украшать хохломской росписью изделие.
Определите цель для себя. (Я хочу знать…Я попробую научиться…
Я хочу различать…)
Чтобы реализовать вашу цель предлагаю обсудить план урока:
Практическая работа
Выставка выполненных работ
Выделение характерных признаков росписи
Итог урока
-Что не так? Какой план предлагаете вы? Обсудите в парах?
Учитель. Попробуем вернуться в те далекие времена, когда люди сами украшали свой дом. Попробуем? А начнем мы свой рассказ с одной интересной легенды. Слайды 4-5
Говорят, будто много лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.
Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме изображения птиц, мастера вырезают и посуду в виде птиц: чашки, ковши, миски.
4. Актуализация знаний УУД
Слайд 6
- А что любят рисовать хохломские мастера? (любят рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину).
Слайд 7
- Посмотрите внимательно и скажите, какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях? (Золотым, желтым, красным, черным и зеленым)
- Какие цвета взяли народные мастера за основу?
(Черный, красный и золотой)
- Какой цвет на слайде лишний? (коричневый)
Я советую не брать за основу для своего изделия черный цвет, так как на нем будет плохо виден узор. Ведь хохломские изделия проходят специальную обработку, после которой все цвета на черном фоне кажутся яркими, а мы с вами такой обработки сделать не сможем, так как наши предметы сделаны не из дерева. Поэтому лучше за основу взять желтый или красный цвет. Возьмем заготовки хохломских изделий.
Физкультминутка
- Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Когда мастера работают, они шутят, поют песни. Мы петь не будем, мы послушаем.
Тонировка изделия.
Ученики самостоятельно тонируют изделия. Пока дети работают, учитель ходит по классу и помогает советом тем, кому это необходимо.
Слайды 8-9
- На прошлом уроке мы с вами учились рисовать элементы растительного узора. Посмотрите, какие из них вы видите на хохломских изделиях?
(Осочки, травку, кустики, завитки, ягодки, гроздья...)
- Откуда народные мастера берут эти элементы узора?
(Списывают с деревьев, цветов, трав)
- Это так называемый растительный орнамент. Такими орнаментами украшают не только предметы из хохломы, но и изделия из кожи, фарфора, металла, тканей. А пока ваши изделия сохнут, послушайте сказку.
Учитель. А вот посмотрите - знакомый сюжет. Узнали вы сказку? Узнали иль нет? Вам мамы ее рассказали когда-то. Сейчас эту сказку напомнят ребята.
Ученик. Жили-были в селе Хохлома дед да баба. В старину это село было большим торговым центром, откуда во все края России развозили расписную посуду. А у деда с бабой не было такой посуды, зато была курочка Ряба, которая несла золотые яйца. Дед и баба брали кисточки и расписывали эти яйца яркими и красочными узорами. Были они мастерами-волшебниками, и потому в их руках рисунки оживали и могли заговорить на своем особом языке - языке красоты. Радовались этому чуду дед и баба и часто вечерами, отдыхая, слушали задушевный голос русской балалайки. Вот так они и жили-поживали, горя не знавали. Но однажды завелась у них мышка, и стала она каждую ночь портить их удивительные творения. Заплакали дед и баба. Что делать?! А курочка кудкудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другие яички - лучше прежних. Будет у вас любимое занятие. А мышке подложим простые - они ей больше по вкусу придутся». Так и сделали. И все остались довольны.
Тут и сказке конец. А кто слушал - молодец!
- Как называют хохломскую роспись?
(Золотая, теплая, огненная, яркая...)
- Почему? (От нее как будто веет теплом)
- Мастера расписывают изделия красками теплых тонов. Какой тип орнамента применяют хохломские мастера? (Растительный)
Слайд 13
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется - попробуй сумей-ка!
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном узоре.
Еще характерен для всей хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
Слайд 14
- Что является основой растительного хохломского узора?
(Извивающийся стебель).
- Правильно. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете составлять вокруг этого стебля.
- Какие виды орнамента вам известны? (Пряник, кудрина, травник)
- Как их различить?
В каком порядке рисуется узор? Посмотрите внимательно на страницу из учебника, обсудите в парах, составьте порядок работы. Какие элементы росписи вы будете использовать в работе?
Главные элементы узора - ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осочки и завитки, травки, усики и капельки рисуются последними. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Этапы выполнения работы озвучиваются.
Физкультминутка
5. Самостоятельная творческая работа, использование сформированных умений и навыков.
А теперь - внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете выполнять орнамент. Только сначала вспомним, как нужно правильно держать кисточку.
Кисточку держат под прямым углом, зажав ее тремя пальцами.
- Приступайте к работе.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения.
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
- Молодцы! Закончили свою работу. Вспомним еще раз, какую роспись выполняли? ( хохломская роспись)
- Какой тип орнамента применяют мастера? Как называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора? (Кривуль)
Слайд 18 вопрос-ответ
Слайд 19 Как работают хохломские мастера? В этом вопросе разбирался… Послушаем.
А теперь давайте рассмотрим, что же у вас получилось.
Изделия прикрепляют на доску. Дети анализируют работы, выбирают наиболее удачные. Учитель не забывает отметить что-то хорошее и в слабых работах.
- Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались. Поэтому сегодня я присваиваю вам звание лучших мастеров.
7. Рефлексия деятельности.
Я узнал, что…
Я научился…
У меня теперь лучше получается…
Я знаю…
- Урок окончен. Всем спасибо! Оцените свою работу. Не забудьте убрать свое рабочее место.
Домашнее задание
рассказать, как называются основные элементы хохломских узоров,
подобрать пословицы и поговорки, прославляющие труд людей.