Рабочий лист урока: «Завоевание турками-османами Балканского полуострова».______________________________
Проверка домашнего задания.
Приложение 1
Тест: Гуситское движение в Чехии
1. Какой чешский король стал императором Священной Римской империи?
1) Карл IV
2) Лоренцо Великолепный
3) Людовик XI
2. Кто выступал против священнослужителей , говоря о необходимости переустройства церкви в Чехии?
1) папа римский,
2) Ян Гус,
3) паны.
3. В каком году Ян Гус был сожжен на костре?
1) 1371 г.
2) 1415 г.
3) 1419 г.
4. В каком городе состоялся съезд высшего духовенства, на который папа римский вызвал Яна Гуса?
1) Прага,
2) Констанц,
3) Вроцлав.
5. Когда были гуситские войны?
1) 1096-1291 г.г.
2) 1419-1434 г.г.
3) 1337-1453 г.г.
6. Как называли более решительную часть гуситов?
1) таборитые;
2) умеренные;
3) радикальные
7. Из каких слоев населения не состояли табориты?
1) крестьян, ремесленников,
2) мастеров, торговцев,
3) феодалов.
8. Кого называли « страшным слепцом»?
1) Яна Гуса,
2) Яна Жижку,
3) Карла IV.
9. В каком году произошла битва между таборитами и умеренными у городка Липаны?
1) 1434г.
2) 1419г.
3) 1415г.
10. Как называлось в Чехии собрание представителей сословий?
1) парламент,
2) кантон
3) сейм
11. Табориты получили такое название, потому что:
1 ) ходили табором, как цыгане
2) поселились на горе Табор
3) их предводителем был Табор
12. Сколько походов было организовано против гуситов?
1) 4
2) 6
3) 8
13. Чем были вооружены табориты?
1) цепями, косами, топорами
2) автоматами и ружьями
3) палками и дубинками
14. Итогом гуситского движения нельзя считать:
1) утверждения гуситской церкви
2) крестьяне перестали платить десятину
3) крестьяне добились установления конституции
Критерии оценки:
Менее 7 – «2»
От 7 до 9 –«3»
От 10 до 13 –«4»
14 –«5»
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 |
( 2 балла) Приложение 2
Приложение 3
Группа 1 В 1018г. Болгария была завоевана Византией. После долгих лет упорной борьбы страна сумела вернуть себе независимость и стала самым большим государством на Балканах. Однако ее триумф был недолог. К XIV веку Болгарию стали раздирать внутренние междоусобные конфликты, что в конечном итоге привело к тому, что она распалась на три независимых княжества.
Группа 2 Сербия в первой половине XIV века достигла своего расцвета (ее территория расширилась вплоть до Эгейского моря), однако уже во второй половине века она переживает период феодальной раздробленности и распадается на множество мелких княжеств, враждующих друг с другом.
Группа 3 Византия после изгнания крестоносцев находилась в тяжелом кризисе: социально-экономическое положение было удручающим, казна пуста. Ситуация усугублялась разгоревшейся борьбой за власть внутри императорской семьи. Потеряв свои владения на Ближнем Востоке, утратила былое могущество.
- Каково было положение государств Балканского полуострова? (2 балла)
Приложение 4
- Приведите факты, доказывающие, что сербы героически отстаивали свою независимость в борьбе против османского нашествия. - Как можно оценить действия Милоша Обилича с моральной точки зрения? Аргументируйте свой ответ. (2 балла)
Приложение 5
Закрепление. Вставьте «да» или «нет» (7 баллов) -Междоусобные войны ослабили Византию ____ - Болгария и Сербия объединились с Византией против турок-османов _____ -Турки-османы объявили «священную войну» против «неверных» ____ -Турецкая армия превосходила войско сербов в битве на Косовом поле ____ -После убийства Милошем Обиличем султана, турецкая армия дрогнула и отступила ____ -В конце 14 века Болгария и Сербия попали в зависимость от турок-османов _____ -Византия сохранила все свои владения в борьбе с турками-османами __
Самооценка: 27 -24 баллов - высокий(5) 23-19 баллов – повышенный(4) 18-13 баллов – базовый(3) менее 13 баллов – низкий(2)
ЗАВОЕВАНИЕ ТУРКАМИ-ОСМАНАМИ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о причинах падения Византии; охарактеризовать Османскую империю, познакомить с понятиями турки-османы, султан, янычары |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: характеризуют положение Сербии и Болгарии в раннее Средневековье, имеют представление о балканских странах перед завоеванием их турками-османами, аргументируют свое отношение к исторической личности (Милошу Обиличу), знают даты важнейших исторических событий, показывают на карте направления наступления турок-османов на Балканах, знают последствия завоеваний турками Балканского полуострова. Метапредметные: Познавательные: структурируют учебный материал, устанавливая в нем причинно-следственные связи, составляют конспект, осознанно и произвольно строят речевые высказывание в письменной форме, работают с информацией разного вида, делают выводы. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, проявляют способность к мобилизации сил, волевому усилию, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, задают вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, уважение к чужому труду, осознают ответственность за общее дело, ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, следуют в поведении моральным нормам |
Образовательные ресурсы | История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 2011. Historiс.Rи: Всемирная история. Глава 13. Основные причины падения Византии и последствия турецкого завоевания [Электронный ресурс]. |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор, карта «Османская империя в Средние века» |
Основное содержание темы, понятия и термины | Балканские страны перед завоеванием. Образование Османской империи. Завоевание Сербии. Гибель Византии. Турки-османы, султан, янычары |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и разви- вающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организа ции совзаимо- действия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | | |
I.Орга низаци онный момент | | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Орга- низуют свое рабочее место | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |
II. Проверка домашнего задания | Беседа по пройденному материалу
Выполнения теста | — Докажите, что Чехия к середине XIV века переживала хозяйственный и культурный подъем. - Какие трудности испытывало население Чехии? - Как Ян Гус критиковал католическую церковь и что предлагал в ней изменить? - Что такое гуситское движение и каковы причины его побед? - Последствия Гуситского движения? Рабочий лист – Приложение 1 | Приводят аргу- ментированные ответы на вопросы
Выполняют тест | Фронтальная
Взаимопрверка | Описывают исторические события, происходившие в Чехии в XIV- начале XV вв. | Коммуникативные:адекватно исполь- зуют речевые сред- ства для решения коммуникативных задач | Устный опрос
Письменное задание |
III. По- становка учебных задач | Беседа | Подводит к теме урока. - Где находится Балканский полуостров? Обведите на карте. Отметьте государства на территории этого полуострова, которые вы изучали? (Сербия, Болгария, Византия.) Приложение 2 Послушайте легенду. «В 13 в. В Малую Азию перекочевало из Средней Азии 400 кибиток с племенами турок- османов. Прошли века и потомки Османа штурмом взяли Константинополь, …и стали реальной угрозой христианской Европе.» О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Предлагает сформулировать учебные задачи |
Работа с рабочим листом.
Называют тему урока, формулируют учебные задачи | Фронтальная | | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | |
IV. Актуализация знаний | Беседа по вопросам, работа с картой | - Когда и как образовалось первое Болгарское царство? -При каком правителе достигло расцвета? - Каковы были отношения Сербии и Болгарии в раннее Средневековье? - Какие последствия для Византии имели крестовые походы? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Характеризуют положение Сербии и Болгарии в раннее Средневековье | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи | Ответы на вопросы, работа с картой, |
V. Изучение нового мате- риала |
Рассказ учителя | Делит учащихся на 3 группы. Дает задание – Приложение 3 - Каково было положение государств Балканского полуострова? Помогает учащимся прийти к выводу: государства Балканского полуострова в XIVвеке были ослаблены внутренними междоусобицами. - Одновременно с этими процессами в Малой Азии образовалось новое сильное государство - Османская империя. Она возникла на территории распавшегося государства турок-сельджуков. Свое название новая империя получила в честь своего основателя - Осман-бея | Работают в группах.
Слушают учителя, составля- ют конспект | Работа в группе
Фронтальная | Имеют представление о балканских странах перед за воеванием их турками-османами | Познавательные : отвечают на вопрос,составляют конспект, структурируют учебный мате риал.Регулятивные:планируют свои действия в соответ- ствии с поставлен- ной задачей |
Конспект |
| Работа с учебником (п. 3, с. 209-210) | Предлагает прочитать о том, каким образом произошло завоевание Сербии, и выполнить следующие заданияПриложение 4: - Приведите факты, доказывающие, что сербы героически отстаивали свою неза- висимость в борьбе против османского нашествия. (Милош Обилия, идя на верную смерть, пробрался в турецкий лагерь, выдав себя за перебежчика. Когда его привели к султану, он поразил его кинжалом. Сербию туркам-османам удалось подчинить только через 70 лет. после победы на Косовом поле.) - Как можно оценить действия Милоша Обилича с моральной точки зрения? Аргументируйте свой ответ. (Может прозвучать две точки зрения: 1) Действия Милоша Обилича оправданны. Он защищал свою Родину от врага, завоевателя и пожертвовал своей жизнью, чтобы нанести неприятелю наибольший урон. 2) Милош Обилич действовал как убийца, напав на безоружного. Он не проявил чудеса храбрости в открытом столкновении, в бою, а предпочел обманом уничтожить своего врага.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоя- тельно выполняют задания, дают аргумен- тированные ответы на вопросы | Работа в парах | Дают оценку действиям Милоша Обилича с моральной точки зрения, аргументируют свой позиции | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:задают вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером. Личностные: осо- знают ответствен- ность за общее дело | Устные ответы |
| Рассказ учителя | Захват Византии. | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Индивидуальная | Знают даты важнейших событий (битва на Косовом поле, падение Византии) | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме | Конспект |
VI. Пер- вичное осмыс- ление и закре- пление знаний | Проблемное задание | -Междоусобные войны ослабили Византию ____ -Болгария и Сербия объединились с Византией против турок-османов _____ -Турки-османы объявили «священную войну» против «неверных» ____ -Турецкая армия превосходила войско сербов в битве на Косовом поле ____ -После убийства Милошем Обиличем султана, турецкая армия дрогнула и отступила ____ -В конце 14 века Болгария и Сербия попали в зависимость от турок-османов ---Византия сохранила все свои владения в борьбе с турками-османами ____ Объясняя причины поражения сербов, современник писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куем им победу». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте | Формулируют ответы, аргу- ментируют свою точку зрения | Индивидуальная | Знают последствия завоеваний турками Балканского полуострова | Познавательные: рассуждают и делают выводы.Регулятивные: про являют спосо- бность к мобилизации сил, к волевому усилию | Дискуссия |
VII. Итоги урока, рефлексия | Беседа | -Что мы изучали сегодня на уроке? - Какие вопросы вызвали у вас затруднения? -Каким образом вы их преодолели? - Что в новом материале вас заинтересовало? - Изменилось ли ваше настроение? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмо- циональное состояние | Фрон- тальная | | Регулятивные: оце- нивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоя- тельного выполнения | Оценивание работы уча- щихся на уроке |
Домашнее задание | Учебник, § 25; начертить в тетради план Константинополя. Нанести на него подробности осады и штурма города, описанные в параграфе. | Записывают домашнее задание | Индиви- дуальная |