I. Мотивационно-ориентационный этап.
На столе зажженная свеча . Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела……….
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?
- плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления? (физические)
- горение парафина (свет и выделение тепла)
Как называются такие явления?(химические)
Физическое явление – это явление, при котором, изменяется агрегатное состояние вещества или форма образованного им тела, а само вещество остаётся без изменений.
Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.
II. Изучение новой темы
Химические реакции. Признаки реакций.
«Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.»
Химические реакции- это реакции при которых, происходит превращение одних веществ в другие.
Предложите, как мы можем выявить признаки реакций? ( провести эксперимент)
1. Проведение эксперимента (парная работа). Вам необходимо осуществить реакции и указать признак реакции Вы должны аккуратно проделать опыты и записать наблюдения, сделать выводы (указать признак реакции). (Вставить в описание опытов пропущенные слова).
Провести инструктаж.
1 группа: сульфат железа(2) + гидроксид калия образуется гидроксид железа(2) добавляем соляную кислоту
2 группа: хлорид железа(3) + гидроксид калия образуется гидроксид железа(3) добавляем соляную кислоту
3 группа: сульфат меди + гидроксид калия образуется гидроксид меди добавляем соляную кислоту
Далее каждая группа отчитывается, указывает признак реакции: выпадение осадка, растворение осадка.
Остальные признаки демонстрирует учитель: выделение газа, изменение окраски(цвета), выделение света и тепла.
Анализ демонстрационных опытов. Заполнение схемы «Признаки химических реакций (в тетрадях)
2. Виды химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.
Демонстрация горения магниевой ленты (бенгальского огня.) Найдите, как называются такие реакции? (работа с учебником)
Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.
3. Условия протекания химических реакций Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Условия протекания химических реакций: соприкосновение веществ, нагревание
4. Значение химических реакций.
Как вы думаете пользу или вред приносят химические реакции? (ответы учащихся)
А) Давайте рассмотрим вредное влияние химических реакций.
Что такое коррозия?
Чем загрязняется окружающая среда? (Бытовые отходы, нефтепродукты, выбросы фабрик и машин)
Примеры: Разложение
Бумага – 2-10 лет
Консервная банка – более 90 лет
Фильтры от сигарет – 100 лет
Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет
Пластмасса – 500 лет
Стекло – более 1000 лет
Вывод о бережном отношении к природе.
Б) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
III. Закрепление изученного
- Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. Назовите признаки химической реакции.
1) При горении свечи воск сначала плавится и смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.
2) В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы, в которых он постепенно остывает и затвердевает.
3) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.
4) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.
5) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.
6) Для приготовления теста сначала дрожжи растворяют в воде. Затем их добавляют к остальным компонентам теста. В результате появляются пузырьки газа, которые делают тесто воздушным.
- Итак, запишем в рабочую тетрадь признаки и условия протекания реакций
Плавление воска — физическое явление, т.к. меняется его агрегатное состояние, а горение — химическое, в тексте говорится об образовании двух новых веществ.
Превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание чугуна — физический.
Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, т.к. меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция - как появляются пузырьки какого-то нового вещества.
Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действием тока — химическое, так как образовались новые вещества.
Измельчение хлеба — физическое явление. Переваривание под действием слюны — химическое.
1-2 минуты дети знакомятся с текстом и обсуждают его. Учитель направляет обсуждение ответов каждой группы остальными детьми.
IV. Контроль и самоконтроль - 5 мин
1. Установите соответствие.
Явления: 1). Растворение соли в воде; 2). Плавление свинца; 3). Загнивание белка;
4). Почернение серебряной ложки.5)Извержение вулкана
Название явления:
а). Физическое явление; б) Химическое явление.
(1а; 2а; 3б; 4б;5б.).
2. Укажите признаки следующих химических реакций
Название химической реакции.
Признак хим. реакции.
1. Прокисание молока.
2. Горение бенгальских огней
3. Разложение сахара при нагревании.
4. Образование накипи в чайнике.
5. Открывание бутылки с газированной водой
- Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. .
Цель: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.
V. Домашнее задание: Параграф №9 читать,записи в тетради учить,№2стр49 письменно.
VI. Подведение итогов. Рефлексия