СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 8 классе по теме "Основания, их классификация, физические свойства, действие индикаторов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-открытия новых знаний построен с применением карточки самооценки своих результатов учащимися. Урок первый по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе по теме "Основания, их классификация, физические свойства, действие индикаторов"»

Тема урока



«Основания,их, классификация физические свойства, действие индикаторов»



Цель урока:

Освоить знания:

- о химическом составе оснований

- о номенклатуре оснований

- о классификации оснований

- о действии индикаторов на снования

Освоить умения:

Сравнивать и различать основания

Показать умения

- в составлении химических формул и уравнений

- в работе с лабораторным оборудованием

Оборудование:

Лабораторный штатив, планшетка, пробирки под номером, таблица Д. И. Менделеева и таблица растворимости

Реактивы:

Гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид алюминия, вода, индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин)

Ход урока

Ученик работает в течение всего урока, заполняя индивидуальную карточку учёта и контроля знаний.

Карточка содержит 5 заданий, 2 из них на повторение, а 3 задания по новой теме. В каждом задании проставлены критерии и указан максимальный балл. Есть возможность получения дополнительного балла. Данная карточка имеет шкалу перевода балла в отметку.

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (проверка знаний)

Задание 1

Выбери верные формулы

CaO, H3PO4, NaOH, Al2O3, HCl,

Ca (OH)2, CO2, H2SO4

1 ВАРИАНТ: ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ

2 ВАРИАНТ: ФОРМУЛЫ КИСЛОТ

Правильные ответы к заданию 1:

  • 1 вариант: CaO, Al2O3, CO2

  • 2 вариант: H3PO4, HCl, H2SO4

Учащиеся вставляют баллы в свою индивидуальную карточку

(max – 3 балла)

Задание 2

  • Составить химические уравнения реакций

  • 1 вариант: MgO + HNO3 =

  • 2 вариант: CaO + HCl =

Правильные ответы к заданию 2:

  • 1 вариант

MgO + 2HNO3 = Mg (NO3)2 + H2O

  • (реакция обмена)

  • 2 вариант

  • CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

  • (реакция обмена)

Учащиеся вставляют баллы в свою индивидуальную карточку

(max 3 балла)

2.Освоение новых знаний.

- что общего между подчёркнутыми формулами?

  • Выбери верные формулы CaO, H3PO4, NaOH, Al2O3, HCl, CA(OH)2 CO: H2S04

  • 1 вариант: формулы оксидов

  • 2 вариант: формулы кислот

Вопросы классу:

  1. Почему выделенные формулы нельзя отнести к оксидам?

  2. Почему выделенные формулы нельзя отнести к кислотам?

  3. Что общего между выделенными формулами?

В ходе беседы с учащимися, делаем выход на новый класс неорганических соединений – основания

Как называется группа атомов (OH), чему равна её валентность?

Работа учащихся по учебнику §31 страница 93

Учащиеся дают формулировку оснований

Задание 3

  • Составить формулы оснований с предложенными веществами:

1 вариант

K, Cu (2), Al

2 вариант

Li, Zn, Fe (3)

Правильные ответы:

  • 1 вариант

KOH, Cu (OH)2, Al (OH)3

  • 2 вариант

Li(OH), Zn(OH)2, Fe(OH)3

Учащиеся выставляют баллы в свою индивидуальную карточку (max – 3 балла)

Изучение классификации оснований

А) NaOH- однокислотные

Б) Ca (OH)2 - двухкислотные

В) Al (OH)3 - трёхкислотные

Вопросы классу:

Чтолежит в основе данной классификации ?

(количество гидроксидных групп)

Лабораторный опыт

Рассмотреть физические свойства предложенных оснований (обратить внимание на агрегатное состояние, цвет и растворимость в воде)

Выводы:

Агрегатное состояние оснований – твёрдые вещества

Цвет оснований – разный (работа по учебнику страница 94)

Растворимость в воде, учащиеся доказывают опытом и проверяют по таблице растворимости предложенные основания (NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3)

Каких оснований по растворимости больше? (нерастворимых)

Работа учащихся с индикаторами (вспомнить среду раствора, название индикаторов и их изменение цвета в разной среде)

Задание 4

  • Определить раствор кислоты и щёлочи в пробирках под №1 и №2 с помощью индикаторов

  • 1 ряд – лакмус

  • 2 ряд – метилоранж

  • 3 ряд = фенолфталеин

Правильные ответы к заданию 4:

·Определить раствор кислоты и щёлочи в пробирках под №1 и №2

  • 1 – кислота

  • 2 – щёлочь

Учащиеся вставляют в сою индивидуальную карточку

(max 3 балла)

3.ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ.

Задание 5

  • Дать все названия веществу

  • 1 вариант – KOH

  • 2 вариант – Cu (OH)2

Правильные ответы к заданию 5

  • 1 вариант

  • KOH(основание, гидроксид калия, однокислотное снование, растворимое)

  • 2 вариант

  • Cu(OH)2 ( основание, гидроксид меди (2), двухкислотное, нерастворимое)

Учащиеся выставляют баллы в свою индивидуальную карточку (max – 4 балла)

Рефлексия. Возвращаемся к цели урока. Учащиеся подтверждают какие поставленные перед ними цели выполнены в течение урока.

Учитель называет дополнительные баллы ( max - 2 балла) учащимся, которые вставляют их в свою индивидуальную карточку.

Идёт подсчёт общего количества баллов по всем заданиям.

По шкале оценивания учащиеся переводят баллы на отметку.

В конце урока рабочий материал (индивидуальная карточка, рабочая тетрадь, листок для проверки заданий)



Карточка индивидуального учёта контроля и оценки знаний

Учащегося 8 «Б» класса___________ По теме «Основания,их, классификация, физические свойства действие индикаторов»

Актуализация знаний


Работа по основаниям


Задание №1

Задание№2

Задание№3

Задание№4

Задание№5

Выбери верные формулы

Составить уравнения химической реакции

Составить формулы оснований

Лабораторный опыт

Дать все названия веществу

Max-3балла

Max-3 балла

Max-3 балла

Max-3 балла

Max-3 балла

Выбрано правильно

Составлено правильно

Составлено правильно

Определено правильно

Дано правильно

3формулы-3б




2 формулы – 2б




1 формула – 1б



Нет ответа – 0б


а) Формулы в правой части химической реакции -1б


б)Расставлены верно коэффициенты -1б


в) Верно указан тип реакций -1б


г) Нет правильного ответа – 0б

3 формулы – 3б




2 формулы – 2б




1 формула – 1б



Нет ответа – 0б

1 вещество- 1б



2 вещества – 2б



Соблюдение правил техники безопасности – 1б



Работа в паре

4 названия -4 б


3 названия -3б


2 названия – 2б


1 название – 1б


Нет ответа – 0б


Взаимопроверка

Баллы за задание_

Баллы за задание_

Баллы за задание_

Баллы за задание_

Баллы за задание_






Итого общее количество баллов_____

Дополнительные баллы_____

Шкала оценивания

Общее количество баллов

Отметка за урок

От 15 баллов и больше

От 10-14 баллов

От 7-9 баллов

От 1-6 баллов

«5»

«4»

«3»

«2»

Твоя отметка