Организационный момент | Создать мотивацию к учебной деятельности | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Рассказ учителя «Из жизни ученых» Известный шведский химик Й.Я.Берцеллиус в молодые годы имел плохо оборудованную лабораторию, поэтому для получения надежных результатов вынужден был повторять один и тот же анализ по 20 – 30 раз. Можно представить себе объем проделанной Берцелиусом работы, когда он опубликовал результаты анализа около 2000 соединений, образованных 43 элементами. В итоге этой работы с большой для того времени точностью были определены атомные массы многих элементов. Увидев оборудование, с которым работал Берцелиус, лауреат Нобелевской премии по химии Вильгельм Оствальд сказал: «Мне стало необыкновенно ясно, как мало зависит от прибора и как много от человека, который перед ним сидит». Чтобы достичь результатов в своей деятельности, какими качествами должен обладать человек? | Слушают учителя. Высказывают свои суждения (трудолюбие, упорство, любовь к работе и т.д.) |
Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации | Актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме | Организует повторение изученных классов по схеме + определения) Предлагает 4 конверта (желтый, зеленый, синий и красный). Желтый – разделить формулы на группы (классы неорганических веществ) Зеленый – дописать недостающую часть в формуле; Синий – установить соответствие между формулой вещества и его названием; Красный – составить формулы по названиям веществ. В заданиях имеются формулы солей. Как вы считаете, можно ли отнести эти вещества к какой – либо изученной группе веществ? Почему? | Парная работа (выбирают конверт и выполняют задание) Самопроверка. Обнаруживают неизвестные формулы веществ. Высказывают свои предположения |
Целеполагание на урок | Формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок | Помощник учителя (ученик с низкой мотивацией) выносит «черный ящик» в котором находится поваренная соль. Древние приписывали этому веществу священные свойства, связывали е с добрыми духами. В ряде стран сохранили обычай ставить перед гостями его как символ дружбы и гостеприимства. Давний русский обычай встречать дорогих гостей с этим веществом. И, наоборот, если уронить её можно навлечь, на себя гнев богов. На знаменитой картине Леонардо да Винчи «Тайная вечерня» изображено это вещество – верный признак будущих неприятностей. О каком веществе идет речь? (из черного ящика достается поваренная соль) | Определяют тему урока Строят высказывания Определяют, что речь идет о соли формулируют цель урока и ставят задачи освоить знания о … составе, строении, классификации, свойствах, применении солей; - выработать умения … составлять формулы солей, давать им названия; -освоить алгоритм … составления формул веществ; - вырабатывать умения… применять алгоритм на практике. . |
Усвоение новых знаний и способов действий Создание проблемной ситуации | Формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинноследственных связей) | Перед вами три пробирки с неопознанными растворами веществ. В одной из них соль. Можем ли мы по внешнему виду определить, в какой пробирке находится кислота, а в какой щелочь? Соль? Составьте план определения соли. Объясняет новый материал используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом (кислоты) Какие особенности можно выделить? Степени окисления элементов и зарядов ионов солей Алгоритм выведения формул солей и их названий (привлекает учащихся с высокой мотивацией). Организует фронтальную работу по отрабатыванию алгоритма. Осуществляет индивидуальный контроль Организует групповую работу: Задание для первой группы: Составьте схему «Классификация солей» (определите по какому признаку можно классифицировать соли, используйте таблицу растворимости и п.22) Задание для второй группы: «прочитать» интеллект – карту «Роль солей в жизни живых организмов» Формирует умения безопасного обращения с веществами, организует поисковую работу учащихся Задание для третьей группы (с высокой мотивацией): выполните лабораторный опыт № 12, с129. Определите сходство и различие, выданных вам солей. Результаты работы оформите в виде таблицы. Организует выступление учащихся, задает вопросы | Формулируют задачи и составляют план 1.Определить состав соли 2.Узнать какие бывают соли 3. Как отличить соль от других веществ Воспринимают информацию, фиксируют в тетрадях новые термины. Определяют особенности: 1 – кислотный остаток; 2 – во всех солях имеются атомы металлов. Формулируют определение понятия – соль. Выполняют задания (дифференцированные) вырабатывают умения составлять формулы солей, давать им названия осваивают алгоритм составления формул солей Работают в группах (планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контролируют результат, составляют письменный отчет) Анализируют информацию, представленную в виде интеллект – карты Соблюдают ТБ, планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контролируют результат, формулируют вывод, составляют письменный отчет. Отчитываются о проделанной работе, слушают своих одноклассников, воспринимают оценку своей деятельности |
Первичное закрепление | Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. Контролирует выполнение работы. Организует проверку. Задание разноуровневое: 1 уровень: распределить химические формулы веществ по классам. 2 уровень: В кислотах подчеркнуть кислотные остатки, указать валентности. 3 уровень: дать названия солям. | Выполняют задания (можно организовать самопроверку или взаимопроверку) |
Рефлексия учебной деятельности | | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились на уроке? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)? | Воспринимают оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. |