Этап 1. Организационный (1 мин.). 
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию. Сообщение темы урока. (Слайд №1) | Приветствуют учителя, готовы к уроку. Записывают тему урока в тетрадь. | |
Э тап 2. Проверка домашнего задания (7мин) | Фронтальный опрос (беседа): Чем различаются электролиты и неэлектролиты? Какой процесс проходит с электролитами в растворах и расплавах? Как он записывается? Какую информацию несет уравнение: Al(NO3)3= Al3+ + 3NO3- Как происходит диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью? (Слайд №2) Выполнение заданий на карточках. Самостоятельная работа. Взаимоконтроль. Вывод: На какие ионы диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли? Оценивание ответов учащихся с учётом самооценки. | Отвечают на вопросы. Работа в тетрадях в парах. Взаимопроверка. (Надо зачеркнуть формулы неэлектролитов и написать уравнения диссоциации электролитов). Самооценка. Все верно – «5» 1-3 ошибки – «4» 4-6ошибок – «3» Более 6 ошибок – нет оценки, надо доработать тему. | Рассказать по слайду, как происходит диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью. Назвать ионы, образующиеся при диссоциации. |
Этап 3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала (2 мин.). | Демонстрационный эксперимент: Что будет, если смешать растворы двух электролитов? Учитель смешивает растворы хлорида натрия и серной кислоты. Что происходит? | Наблюдают и делают вывод. | |
Этап 4. Усвоение новых знаний (20 мин.). 



| Составляется уравнение на доске 2NaCl+H2SO4Na2SO4+2HCl Записали молекулярное уравнение. Найдите формулы электролитов и подчеркните их. Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение. Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их (как в математике – находим подобные члены уравнения). Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас? Все сократилось. Какой можно сделать вывод? Реакция не прошла до конца. Она обратима. Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца.В чем суть РИО? (Слайд №3) 3 условия на слайде: образование осадка, газа или воды (малодиссоциирующего вещества) Проведем лабораторный опыт №1 (растворы хлорида бария и сульфата натрия, пробирка) Учитель напоминает правила ТБ Работа групповая в статической паре- исследовательский метод. Хлорид бария смешиваем с сульфатом натрия. Что наблюдаем? Какой можно сделать вывод? Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде. Получили сокращенное уравнение. Какой можно сделать вывод? (Слайд №4) Учитель проводит демонстрационный эксперимент: взаимодействие соляной кислоты с сульфидом натрия. Что наблюдаем? Запись молекулярного и ионных уравнений. Вывод. (Слайд №5) Проведём лабораторный опыт №2. (взаимодействие гидроксида натрия с соляной к-той в присутствии индикатора ф-ф) Что происходит? Запись уравнений. Вывод. (Слайд №6) | Записывают уравнение. Подчеркивают формулы электролитов. Получают полное ионное уравнение. Зачеркивают подобные. Делают вывод,записывают в уравнении знак ↔ Вспоминают основные правила ТБ. Проводят лаб.опыт№1 вместе с учителем. Записывают уравнение в молекулярном и ионном виде. Делают вывод: Ионы связались в молекулы нерастворимого вещества –одно из условий ионных реакций. записывают уравнения. Делают вывод. Выполняют Лаб.опыт №2. Запись уравнений. Вывод. | Нажатием на условие протекания реакции появляется новый слайд, на котором: 1. Записать уравнение в молекулярном виде 2. В каждом стакане указать ионы какие находятся (путем перетаскивания "копии" слева) 3. Наглядно продемонстрировать фид связывания инов, с указанием сущности хим реакции с точки зрения ТЭД. 4. Записать полные и сокращенные ионные уравнения Аналогично проделать для других слайдов |
Этап 5. Подведение итогов урока 
| Учитель предлагает перейти к обсуждению формулировки определения "реакции ионного обмена". Акцентирует внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов. Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Выберите условный знак каждого случая: , , , Н2О Пары электролитов: 1) K2SO4 и BaCl2 2) Na2CO3 и HCl 3) KOH и H2SO4 4) KCl и Na2SO4 Учитель организует проверку выполнения задания. Учитель сообщает учащимся о домашнем задании — п. 38 пер, упр.1 стр.234.
Закройте на минутку глаза, расслабьтесь и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь заполните этот листочек: В случае согласия поставьте знак «+», если не согласны «-». 1.Мне было на уроке не интересно. 2.Мне было на уроке все равно. 3.Мне было на уроке интересно. СПАСИБО ЗА УРОК! | Делают вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена: - реакции обмена между ионами - в растворах электролитов - с образованием неэлектролита в виде - осадка ( ) -газа ( ) - малодиссоциирующего вещества (H2O) Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо) 1)  2)  3) Н2О 4) ↔ Записывают домашнее задание в дневники. Оценивают свою деятельность на уроке. | |