Конспект урока литературы в 8 классе.
Тема: Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».
27.11.20
Е.П. Дерусова.
Цель урока: сформировать понятие у учащихся о «миражной интриге» в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» и способах ее раскрытия.систематизировать знания учащихся об образе Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»;
формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев;
обогащать литературоведческий словарный запас учащихся.
Словарная работа: мираж, интрига, фантастика, гипербола, гротеск.
Оборудование: видеоролики: «Ревизор». Вранье Хлестакова
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка Д/з. Раскрыть образы Анны Андреевны и Марьи Антоновны (как они дополняют образ городничего); характеристика Хлестакова; Хлестаковщина – в ходе урока
Объявление цели и задач урока.
Актуализация опорных знаний.
Н. В. Гоголь показывает несовершенство человека, лишенного нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта. Естественно было бы ожидать, что драматург пойдет путем введения в конфликт героя-идеолога, скажем, истинного ревизора, служащего «делу, а не лицам», исповедующего истинные представления о назначении человека и способного разоблачить чиновников уездного города. Так, к примеру, построил конфликт «Недоросля» Д.И. Фонвизин, разделив героев на положительных и отрицательных. Новаторство же Гоголя заключается в том, что он отказывается от жанра комедии с положительным героем. Кстати, в комедии нет ни одного такого героя.
В комедии нет и сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Страх, затмевающий разум, заставляют принять «сосульку, тряпку», «вертопраха» за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство заставляет говорить о «миражной интриге», которой оборачивается ситуация заблуждения в «Ревизоре».
Словарная работа.
мираж – обманчивый призрак чего-нибудь
интрига – развитие основного действия в произведении, Происки, скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-н.
фантастика –вид художественной литературы, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм. Это изображение странного, неправдоподобного
гипербола – преувеличение
гротеск - художественный приём, в основе которого лежит странное сочетание реальности и мистики, красоты и кошмара, ужаса и комизма.
Просмотр видеоролика
https://yandex.ru/video/preview?text=отрывки%20видео%20ревизор%20хлестаков&path=wizard&parent-reqid=1606413949619475-723938509690217386500163-production-app-host-man-web-yp-307&wiz_type=vital&filmId=16725711982129986045
- Приведите примеры, подтверждающие использование автором выше названных средств.
Действительно, в «Ревизоре» очень многое построено на преувеличении:
фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но и общечеловеческое желание казаться хоть чуточку лучше, выше, чем есть на самом деле;
комически преувеличена ситуация заблуждения;
главное, в чем реализовался «гоголевский гротеск» - это «миражная интрига», высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в ее погоне за многочисленными миражами, когда лучшие силы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплощенную в Хлестакове.
Действие в эпизоде вранья Хлестакова (3 действие, 6 явление) развивается с все нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят во все больший испуг от речи героя.
Хлестаков не просто глуп, а «идеально» глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. «Я люблю радушие, - говорит он, проспавшись после приема Городничего, - и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса.
За несколько минут в сцене вранья Хлестакова мираж вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру.
Формирование понятия «миражная интрига».
Дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно.
Это и дает возможность развернуться «миражной интриге», так как наказания бояться все. Именно страх и является внутренним двигателем сюжета пьесы. Страх также является героем комедии.
Главным носителем этой интриги является Хлестаков.
Характеристика Хлестакова (сообщения, подготовленные учащимися дома).
- В чем комизм сцен приема Хлестакова городскими чиновниками?
(Он… начальник отделения со мной на дружеской ноге;
- хотели меня коллежским асессором сделать;
- один раз приняли меня за главнокомандующего;
- меня уже везде знают;
- с хорошенькими актрисами знаком;
- с Пушкиным на дружеской ноге;
- моих много есть сочинений;
- у меня дом первый в Петербурге;
- балы даю (« в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке из Парижа».)
- на пакетах пишут: «ваше превосходительство»;
- один раз управлял департаментом;
- меня сам государственный совет боится;
- во дворец всякий день езжу;
- завтра произведут в фельдмарш)…
-т= Почему все верят Хлестакову?
1.Страх руководит ими.
2) Все чиновники стремятся к высоким чинам. Хлестаков называет разные высокие чины. Высота чина затмевает любые человеческие качества для них.
3) Хлестаков лжёт искренне. Хлестаков искусно обманул чиновников потому, что не собирался обманывать их. Он не разыгрывает из себя ревизора. Всё сделали за него.
- На глазах у чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. (ГРОТЕСК )
Так в чем заключается «миражная интрига»?
(Понятие о «миражной интриге» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, то есть в наполнении пустоты вымышленным содержанием).
Главное лицо драматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.Это Хлестаков.
Вывод: Он центр вселенной – но, не настоящий, иллюзорный, мнимый. Он – пустота, принятая за центр. Понятие о «миражной интриге» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, то есть в наполнении пустоты вымышленным содержанием.
- В каких ситуациях в современном мире применяют выражение «Хлестаковщина»?
("Хлестаковщина" - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и вранье, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности)
Рефлексия
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Актуальность комелии «Ревизор в наши дни».