Тема урока.
Общая характеристика моллюсков.
Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой моллюсков, их разнообразием, значением в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными видами брюхоногих моллюсков,
узнать о значении моллюсков в природе и жизни человека.
Воспитательные:
воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах,
продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Развивающие:
развитие познавательного интереса,
навыков работы с учебником и дополнительной литературой,
умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы.
Оборудование и материалы: учебник для 8 класса «Биология», «Рабочая тетрадь» к учебнику для 8 класса «Биология», фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков, их значение в природе и жизни человека, презентация.
Базовые понятия и термины: моллюски, раковина, наружный скелет, значение моллюсков.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
I. Организационный этап...............................................................................1-2 мин.
I I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности…... 7 мин.
III. Изучение нового материала......................................................................15 мин.
1. Общая характеристика типа Моллюски.
2. Особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся. 10 мин.
V. Самостоятельная работа учащихся.............................................................6 мин.
VI. Домашнее задание..................................................................................... 1-2 мин.
VII. Подведение итогов урока.............................................................................3 мин.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
• Повторение:1.Общая характеристика типа Членистоногие.
2.Характерные особенности класса Ракообразные.
3. Характерные особенности класса Паукообразные.
4. Характерные особенности класса Насекомые.
5. Систематическое положение майского жука.
Весь день ползу я по дорожке-
То выпущу, то спрячу рожки,
Спешить домой я не спешу-
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу-
И потому всегда я дома.
А кто может вспомнить детские приговорки об улитке? ( Улитка-улитка, высунь рожки: дам тебе картошки. Улитка-улитка, высуни рога: дам тебе пирога. Улитка-улитка высунь рога, пожелай мне добра.)
Вероятно, каждый видел раковину моллюска. А кто знает, из чего она сделана и для чего служит?
III. Изучение нового материала
• Рассказ учителя с элементами, беседы.
Тема урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми представителями типа Моллюски, узнаем об их особенностях и значении в природе и жизни человека.
1. Общая характеристика типа Моллюски. Учитель: 500-600 млн. лет назад в древнем океане жили разнообразные кольчатые черви. И вот среди этих червей выделилась небольшая группа, у которой на покровах тела стали появляться защитные образования в виде простых известковых игл. Со временем эти образования усложнялись, так, в конце концов, получилось то, что сегодня мы называем моллюсками.
За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков.
При раскопках стоянок и захоронений древних людей были обнаружены и раковины моллюсков. Все раковины можно отнести к двум группам: одни представляли для человека эстетическую ценность, содержимое других употреблялось в пищу.
Учитель: В типе моллюсков выделяют три основных класса: брюхоногие, двустворчатые и головоногие. Слайд № 2.
2.Особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков.
Класс Брюхоногие моллюски.
Это самый многочисленный класс моллюсков. Размеры их тела варьируют от 2мм до 60см. Брюхоногие приспособились к жизни в морях, пресных водоемах и на суше. Животные этого типа (мягкотелые) лишены скелета, как внутреннего, так и наружного. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина.
Раковина у брюхоногих моллюсков коническая или спиральная, у активных хищников и части наземных видов подвергается редукции. Раковина состоит из трёх слоев: наружный – роговой, средний – фарфоровый и внутренний перламутровый. Тело состоит из хорошо обособленной головы, несущей 1—2 пары щупалец ( органы обоняния и осязания) и парные глаза, глаза брюхоногих располагаются или у основания, или на концах щупалец, ноги (различной формы) и туловища. Туловище спирально закручено и асимметрично, как и раковина.
Полость тела вторичная (целлом), однако сильно редуцированная и сохранившаяся лишь в виде околосердечной полости и полостей половых желез. Остальное пространство между внутренними органами заполнено рыхлой тканью — паренхимой. Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки, У большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке имеется терка (радула) - покрытая многочисленными зубчиками. Ею брюхоногие моллюски измельчают растительную и животную пищу. В глотку открываются протоки слюнных желез, а в желудок — проток особой пищеварительной железы — печени.
Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет желудочек и 1—2 (реже 4) предсердия. Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных полостях между органами.
Дыхание осуществляется с помощью жабр или легкого. Органы дыхания у водных моллюсков — жабры, у наземных — легкое. В стенке легкого имеется густая сеть кровеносных сосудов, через которые осуществляется газообмен. Легкое открывается наружу дыхательным отверстием — дыхальцем.
Выделительная система представлена 1—2 почками. Они являются видоизмененными метанефридиями.
Нервная система разбросанно-узлового типа: пять пар крупных ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии, органах дыхания) и соединены между собой нервными стволами. Из органов чувств наиболее развиты органы химического чувства, осязания, равновесия, а у подвижных хищников — зрения.
Брюхоногие раздельнополые и гермафродиты. У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитов — внутреннее, перекрестное.
Представители брюхоногих моллюсков.
Прудовик обыкновенный — типичный обитатель прудов, озер, тихих заводей рек. На голове расположена пара щупалец, дыхание легочное. Питается путем соскабливания теркой мягких тканей растений. Прудовики — гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Откладываемые яйца в виде слизистых шнуров прикрепляют к водным растениям. Из яиц развиваются молодые особи. Прудовик малый является промежуточным хозяином печеночного сосальщика — опасного паразита человека и сельскохозяйственных животных.
Виноградная улитка — наземный брюхоногий моллюск. Объедая почки и листья виноградной лозы, наносит вред виноградникам. В ряде стран Европы виноградную улитку используют в пищу.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
• Работа с тетрадью. Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов)»
Выполнение заданий, предложенных к теме данного урока.
• Вопросы для повторения и обсуждения.
1. Чем моллюски отличаются от других беспозвоночных животных?
2. Какую роль в жизни моллюсков играет раковина?
VI. Домашнее задание
По учебнику прочитать 27 параграф, ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания, предложенные к данной теме.
VII. Подведение итогов урока
Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.