СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ко Дню российской науки

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Две презентации  к уроку. Презентация "Лица" ребятам особенно интересен.

Просмотр содержимого документа
«Урок ко Дню российской науки»

Нетрадиционный урок

истории в 7 классе, посвященный Дню науки.


(учитель-Тохтамышева В.А.)


Цель: сформировать представления о знаменитых русских ученых и их открытиях и изобретениях

Задачи:

Развитие познавательной активности

Формирование умения работать с информацией, выделять нужное, анализировать, обобщать.

Развитие связной устной речи учащихся, коммуникативной культуры

Формирование умения применять знания на практике

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.





Учитель:Указом президента России в 1999 году 8 февраля был учреждён Днём российской науки.

Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учреждённой по повелению императора Петра I указом правительствующего Сената в 1724 году.



Росси́йская акаде́мия нау́к (РАН) сегодня-это — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.




Вопрос о Кунсткамере.



Кунсткамера-это естественнонаучный музей, созданный по приказу Петра I в 1714 году.

Для пополнения музея проводились различные академические экспедиции, в ходе которых собирались и скупались различные редкие предметы.

Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли не распакованными. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.


Итак, как мы видим при великом императоре Петре I в России начали зарождаться первые ростки настоящей науки, поддержанной на самом высшем уровне. Давайте сейчас поговорим о самых знаменитых изобретателях и ученных, которые внесли существенный вклад в развитие российской истории.






Михаил Васильевич-Ломоносов-первый русский ученый.



А.С.Пушкин о нем писал:

Историк, Химик,

Механик, Геолог,

Художник и Стихотворец,

он всё испытал и всё прошёл….



Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории, автор работы «Русская грамматика»

Он являлся инициатором создания в 1755 первого Московского университета, который был назван его именем.



Дмитрий Иванович Менделеев

Создатель периодической системы химических элементов

  • Является автором первого русского учебника «Органическая химия»;

  • Создал физическую теорию весов, разработал конструкции коромысла, точнейшие методы взвешивания;

  • Член многих академий наук и научных обществ. Один из основателей Русского физико-химического общества В его честь назван элемент № 101 – менделевий

  • Оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии»— первое стройное изложение неорганической химии









Софья Васильевна Ковалевская.

Русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики .

Кроме основных трудов по математическому анализу, механике и астрономии ей принадлежат и романы: «Нигилистка», «Воспоминания детства».







А́льфред Бе́рнхард Но́бель — шведский химик, инженер, изобретатель динамита. Завещал своё огромное состояние на учреждение премий, присуждаемых за наиболее важные достижения в физике, химии, медицине, литературе и за вклад в укрепление мира. В его честь назван синтезированный химический элемент...



ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ

Когда мы говорим об инстинктах, то вспоминаем человека, с которым связано все условное и безусловное в нашей жизни. Он — основоположник крупнейшей физиологической школы современности, его исследования нервной деятельности оказали огромное влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.


Илья Ильич Мечников

Этот известнейший российский биолог и патолог XIX века, один из основателей иммунологии, создатель цикла работ, посвященных эпидемиологии многих заболеваний, уделял большое внимание проблеме старения, полагая, что старость, как и любую болезнь, можно лечить. Создатель русской школы микробиологов и иммунологов, долгие годы работал в Париже. Его фамилию носят в России улицы, больницы многих городов.


Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда россияне считают уральца Ефима Михеевича Артамонова – крепостного .

Когда ему было 14 лет, ему часто приходилось ходить пешком на работу с отцом в один конец восемьдесят верст. Это более 160км в день. Тогда-то, видимо, и появилась у него мысль о постройке самоката.

Спустя десять лет «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, и «увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и следует считать годом изобретения самоката.

В 1801 году Артамонов поехал на самокате в Петербург. За это ему пожаловали двадцать пять рублей и дали вольную… Но демидовские приказчики решили иначе: за порчу хозяйского железа и побег от своего хозяина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить». Изобретение Артамонова было забыто.


Первый русский паровоз был построен

Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Нижнетагильских заводах.

Так как испытания паровоза были удачными, планировалась постройка железной дороги для перевозки медной руды от места её добычи до Выйского завода (3 версты). Однако подрядчики конного извоза и члены правления Нижнетагильских заводов были настроены против железной дороги, поэтому эти планы не были претворены в жизнь.

Вместо паровоза стали использовать гужевую упряжь, таская по ветке вагоны с рудой. Частично сохранились чертежи Черепановых, а также действующая модель паровоза, сделанная ими в 1837 г. для промышленной выставки в Петербурге


Кулибин Иван Петрович

Его фамилия стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек. Один из самых удивительных автоматов, созданных в истории - это часы, изготовленные Кулибиным. Он создал их в 1767 году, они были приняты в дар императрицей Екатериной 2.Они не только показывали время, но в них был заключён крохотный театр – автомат. После этого Кулибин 30 лет заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук .В эти годы он разработал много механизмов и аппаратов .Среди них фонарь – прожектор, водоход, механический экипаж . Диковинные автоматы , забавные игрушки, фейерверк – всё это впечатляло современников. Оптический телеграф, экипаж – самокатка через 100 лет станет прообразом автомобиля. Созданная им «механическая нога» ляжет в основу нынешних протезов. Только современные ученые могут подтвердить всю гениальность идей Кулибина



Александр Степанович Попов


Знаете ли вы человека, с именем которого связаны создание радиоприемника и вообще принцип беспроволочной передачи информации?

Вот его слова: «Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».



Пирогов Николай Иванович (1810-1881)  

великий русский хирург, статистик, педагог, оригинальный реформатор, исследователь общенаучных законов развития живого, основоположник научного пацифизма.




Сергей Петрович Боткин

Известнейший русский врач-терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов. Его именем названа известная московская больница, а также инфекционное заболевание.





Никола́й Ива́нович

Лобаче́вский


Открытие этого российского математика, опубликованное в 1826 году, не получило признания современников, но совершило переворот в представлении о природе пространства.

В алгебре он разработал метод приближённого решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах, уточнил понятие непрерывной функции, дал признак сходимости рядов и др. В разные годы он опубликовал несколько содержательных статей по алгебре, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и проблемам образования.



Климе́нт Арка́дьевич Тимиря́зев— русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист, профессор Московского университета.Научные труды Тимирязева посвящены засухоустойчивости растений, вопросам питания растений, в особенности, разложению атмосферной углекислоты зелёными растениями под влиянием солнечной энергии, и немало способствовали уяснению этой важнейшей и интереснейшей главы растительной физиологии.

Тимирязев первый ввёл в России опыты с культурой растений в искусственных почвах. Первая теплица для этой цели была устроена им в Петровской академии ещё в начале 1870-х годов.




Иван Владимирович Мичурин

Известнейший биолог-селекционер автор многих сортов плодово-ягодных культур, разработавший методы их селекции, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР (1935). Тех, кто занимается выращиванием или разведением садовых культур, часто называют его именем, вернее, фамилией.


Николай Иванович Вавилов

Великий российский биолог, с 1931 по 1940 год был президентом Всероссийского географического общества, академик АН СССР, основоположник современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений, который за свою приверженность генетике был репрессирован в сталинские времена.



Николай Николаевич Миклухо-Маклай


Российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Его называют Берег Маклая.

Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки различных народов обусловлены природной и социальной средой. Также много внимания он уделял идее и практике создания Зоологических станций. Так в 1869 году в Москве на II съезде естествоиспытателей и врачей выступил Миклухо-Маклай, призвавший создавать морские биостанции для развития исследований на морях.

День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.



Николай Михайлович Пржевальский

Действительный член Русского географического общества с 1864 года. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор (с 1886 года).

Будучи хорошим натуралистом открыл для науки целый ряд животных, среди них дикий верблюд, лошадь Пржевальского, тибетский медведь и др.

Также собрал громадные ботанические и зоологические коллекции.


Андрей Дмитриевич Сахаров

Это русский физик — создатель водородной бомбы. Как и многие ученые, представляющие себе катастрофические последствия применения их страшных разработок, выступал за запрещение испытаний ядерного оружия. Видный общественный деятель, он видел дальнейшее развитие человечества только в объединении усилий стран в борьбе с глобальными проблемами, выступил против ввода советских войск в Афганистан, за что был лишен всех правительственных наград. Европейским парламентом учреждена премия за гуманитарную деятельность в области прав человека, названная его именем.


Игорь Васильевич Курчатов.

Этот академик, российский физик, трижды Герой Советского Союза, стал организатором и руководителем работ по атомной науке и технике. Под его непосредственным руководством сооружен первый отечественный циклотрон, разработана противоминная защита кораблей, созданы первый в Европе атомный реактор, первая в СССР атомная бомба, первая в мире термоядерная бомба.


Капица

Пётр Леонидович

Российский физик и инженер, член Лондонского Королевского общества (1929), академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1945, 1974). Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике, электронике и физике плазмы. В 1922-1924 разработал импульсный метод создания сверхсильных магнитных полей. В 1934 изобрел и построил машину для охлаждения гелия. В 1937 открыл сверхтекучесть жидкого гелия. В 1939 дал новый метод ожижения воздуха с помощью цикла низкого давления и высокоэффективного турбодетандера. Нобелевская премия (1978). Государственная премия СССР (1941, 1943). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1959).



Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский

Его считают основоположником мировой космонавтики. В детстве, потеряв слух, он самостоятельно занимался своим образованием, работал до конца своих дней учителем физики и математики в Калуге. Именно он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важнейших инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. А еще он развивал так называемую «космическую философию», идеи которой легли в основу русского космизма.



Серге́й Па́влович Королёв

Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта

Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР



Андрей Николаевич Туполев.

Великий российский авиаконструктор, генерал-полковник, разработчик знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского. На его машинах совершено 28 уникальных перелета, один из которых — перелет В.П. Чкалова и М.М. Громова через Северный полюс в США. И до сих пор авиалайнеры, носящие имя своего создателя, перевозят пассажиров и грузы в дальние точки России, и многих стран мира.


Учитель. Составьте или подберите к сегодняшнему уроку пословицы. Объясните смысл вашей пословицы.



Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Без муки нет науки.

Наука людей обогащает, а сама не скудеет.

Наука даром не дается - наука трудом берется.

Наука дает крылья уму.

Наукой свет стоит, а учением люди живут.

Наукою люди кормятся.

Уснет наука - тьма проснется.

Надо брать науку с бою, поработать головою.

Ум слабый не желает науки, а хочет век прожить без скуки.

Без букв и грамматики не научиться и математике.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

По грамоте осёкся, цифирь не далась.

С книгой поведёшься - ума наберёшься.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Уменье везде найдёт применение.

Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду.




Подведение итогов урока.