СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Когда? и Где? "

Нажмите, чтобы узнать подробности

цели: создать условия для ознакомления учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию умения работать с исторической картой, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»/

Просмотр содержимого документа
«Урок " Когда? и Где? "»

Технологическая карта урока

Дата

23 сентября

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

№ урока


УМК

Школа России

Тип урока

Комбинированный

Тема: Когда и где?

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию умения работать с исторической картой, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с исторической картой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://audiostars.org/?mp3

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; «лента времени»; отрывной настенный календарь

Основные
понятия

Век, тысячелетие, летосчисление

ХОД УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного материала

звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого.

– Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»

Слушают учителя.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный
опрос.


Кроссворд

– Что изучает история?

– Приведите известные вам примеры исторических памятников.

– Что такое исторические источники?

– Какие исторические источники вам известны?

– Как работают археологи?

Предлагает разгадать кроссворд

Отвечают
на вопросы учителя.




Отгадывают кроссворд

Фронтальная, коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учеб-

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение нового материала

Беседа по теме урока.















Работа
по учебнику
(с. 42, 43).

– Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена.

– Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям?

– Что общего у этих вопросов?

– Что мы называем, отвечая на эти вопросы?

– А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?

– Сколько лет составляет тысячелетие?

– Сколько веков в тысячелетии?

– В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр
в учебнике (с. 42). В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.

– Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.

показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.

– У разных народов был разный счет лет – летосчисление .

Слушают учителя.

Отвечают
на вопросы.













Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике.


Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения

Фронтальная, индивидуальная

нике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7











Загадка.






Работа
с исторической картой

предлагает учащимся прочитать последний абзац
в учебнике (с. 43) о том, как узнать по году исторической даты век.

– Сколько лет длится I век нашей эры?

– Когда начинается II век?

– А когда он завершается?

– В каком веке мы с вами живем?

– Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?

Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя. в реках, морях воды нет.

– Что это?

– Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?

– Что помогает нам ориентироваться по карте?

– Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 45). Какие условные обозначения вам уже знакомы?

– Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?

– Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?

– Почему же историки задают вопрос «где»?

летосчисления римскими цифрами.













читают статью и рассматривают «ленту времени»
в учебнике
(с. 44–45).

Отвечают
на вопросы

Рассматривают карту, выполняют задания


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию
к работе на результат



IV. Практическая деятельность

Составление рассказа
по исторической карте
в учебнике.






Проверочная работа
(по карточкам).




предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы:

1) Где расположена крепость?

2) Как она обороняется изнутри?

3) Сколько входов в крепость? Назови их.

4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.

№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание:

«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта».

№ 2. Узнай по году век:

1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.

2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.

3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год –

… век.

Составляют устные рас-сказы.








Выполняют работу письменно, сдают на проверку.







Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника), логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; слушают учителя.

Личностные: оценивают усваиваемое

Устные рассказы, пись-

менные

работы.














Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Задания
из электронного приложения к учебнику

4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.

5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации





Выполняют
задания



содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям





Выполненные задания

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Какое летосчисление принято сейчас в России
и других странах?

– Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий?

– Наш урок подходит к концу. Но мы еще должны «расшифровать» древнюю запись на бересте, используя подсказку.

Отвечают
на вопросы.

читают вывод в учебнике (с. 46).


читают: «Молодцы!»

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам

Устные ответы


1

2

3

4

5

6

7



– Действительно, вы молодцы! Работали дружно, активно





VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 42–46. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, с. 46

Слушают, уточняют
задания

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания