СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Колыбельные песни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного слушания по теме:

«Малые жанры русского фольклора. Колыбельные песни».

Цели:

-систематизировать и обобщить знания детей о колыбельных песнях;

-обучать выразительному чтению;

-воспитывать любовь к родному языку;

-развивать речь, мышление, фантазию.

Ход урока:

1. Введение в тему урока. (фоном звучит мелодия колыбельной песни)

 

Вечер, как сажа, льётся в окно,

Белая пряжа ткет полотно.

Пляшет да прыгает тень.

В окна стучится старый плетень.

Липнет к окошку черная гать.

Девочку-крошку байкает мать.

Взрыкает зыбка. Сонный тропарь.

Спи, моя рыбка, спи, не гутарь.

Бай.бай...

С.Есенин

взрыкает - скрипит; черная гать - темная дорога; сонный тропарь - сонное песнопение

2. Актуализация знаний.

 

- Какую картину представили?

- Произведение какого литературного жанра прослушали?

- Как определили? (по отдельным словам, по громкости, темпу чтения).

- С какими исконными словами русского языка связано слово колыбельная? (со словом КОЛЫБАТЬ - приводить в движение).

- Как на Руси называлась кроватка младенца? (КОЛЫБЕЛЬКА, люлька, зыбка).

 

3. Работа по теме урока.

 

3.1.- Слово колыбельных песен приходит к нам под покровом ночи, в преддверии сна, когда так хорошо мечтается, когда сон и явь порой неразличимы. Золотым словом, правилом исполнения колыбельных стало желание уговорить, утешить, успокоить. Поэтому по сонному царству надо путешествовать на чем-то необычном, ведь в нем живут тихие, спокойные, нежные, улыбчивые, добрые сны. Они везде: текут в сонной реке, расцветают на сонных цветах, плывут в сонных облаках, слетают со звезд, летят с ветерком. Проводниками по Сонному царству сегодня будут известные вам Ванечка и Машенька. Куклы - хранители семейного очага, символы - обереги, защитники членов семьи от злых духов.

- Какие ещё магические слова-обереги вам известны? (СОН, ДРЕМА, УГОМОН)

- Назовите любимые образы колыбельных песен? (КОТ-БАЮН, ГУЛИ-ГУЛЮШКИ).

 

3.2. Физминутка. Прослушивание отрывка колыбельной песни из к/ф «Красная Шапочка» (Песня Звездочета) - РЕЛАКСАЦИЯ

- Прослушайте колыбельную. Попробуйте представить, на чем будем путешествовать по Сонному царству?

Там высоко, высоко кто-то пролил молоко и получилась звездная дорога.

А вдоль по ней, вдоль по ней среди бесшумных огней

Месяц плывет, как лунная порога.

А на Луне, на Луне, на голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит...

 

- Прослушанная колыбельная песня народная или авторская на ваш взгляд? Почему так считаете?

- Как народные колыбельные песни повлияли на литературные?

 

3.3.  Прослушивание колыбельных песен, подготовленных детьми.

 

- Теперь я предлагаю исполнить полюбившиеся вам колыбельные песни для наших гостей. Ванечка и Машенька доверяют вам спеть колыбельную Петрушке.

(Дети исполняют подготовленные заранее колыбельные песни с куклой)

- Прекрасные колыбельные прозвучали.

 

3.4. Творческая работа. Составление сборника колыбельных песен.

 

- Давайте попробуем составить сборник «Колыбельные песни»

- Напомним алгоритм составления обложки (см. рабочая тетрадь по литературному чтению). Это песня, т.е. стихотворение (треугольник). О людях (желтого цвета). Фамилия автора - в верхней части листа. Название произведения - в нижней части листа.  На обратной стороне - иллюстрация, под ней -  подпись строчками из текста песни.

 

3.5. Самостоятельная работа детей.

 

4. Подведение итогов.

Демонстрация своих работ.

 

5. Рефлексия

- Что узнали о колыбельных песнях?

- Зачем их пели младенцам?

- Какие слова-обереги встречаются в колыбельных песнях?

- Какие сказочные герои встречаются в колыбельных?

 

6. Домашнее задание.

 

- Наших героев Петрушку, Ванечку и Машеньку мы оставляем в Сонном царстве, а сами возвращаемся в явь, открываем дневники и записываем домашнее задание

Для нашего сборника «Колыбельные песни» сочинить свою колыбельную по предложенному началу:

Ходит сон по хате

в розовом халате.

А сониха под окном

в сарафане голубом...

 

- А сейчас время нашего путешествия окончено, но мы ещё не раз побываем с вами в волшебной стране слова.