СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок комплексного применения знаний по разделу "Морфемика", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по разделу "Морфемика" (5 класс) с применением технологии модерации и РКМЧП. Работа на уроке нацелена на формирование читательской грамотности (текст о Науме Грамотнике). Урок проведён накануне раздника, посвященного Дню Наума Грамотника.

Просмотр содержимого документа
«Урок комплексного применения знаний по разделу "Морфемика", 5 класс»

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Обобщение заний по разделу «Морфемика»

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бахман Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Образовательная организация

МБОУ Казачемысская СОШ

Район

Татарский

Город/поселение

с.Казачий Мыс

Тип урока

Урок комплексного применения знаний

Время реализации урока

45 минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий (однокоренные слова, формы слова, морфема, морфемика, морфемный анализ слова)

  • Развивающая: развитие навыков функциональной (читательской) грамотности (работа с текстом), учебно-логических умений (умений сравнивать), активизация творческих способностей, жизненного опыта, развитие коммуникативной компетенции (умение вести монологическую речь), умение принимать точку зрения собеседника.

  • Воспитательная: воспитание ответственности за происходящее, формирование готовности делать осознанный выбор, активизировать познавательную активность.

Планируемые результаты

Предметные: Владеют всеми видами речевой деятельности

- аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста;

- говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой. самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке.

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Дидактическая структура урока (каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?)

Организационный этап; актуализация знаний; контроль и самоконтроль знаний; коррекция знаний; домашнее задание; подведение итогов; рефлексия

Дополнительная информация


Размер мультимедиа компонента


Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица и др.)

https://drive.google.com/file/d/1Gv8OPCvaNzDJ70Xxx7w7tsVgVd9e96gN/view?usp=sharing

Ресурсы, оборудование и материалы

ПК, дидактический материал (приложение)

Список учебной и дополнительной литературы

Русский язык. 5 класс. (учебник для образ.организаций (Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.) М.: Просвещение, 2020.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология модерации и АМО (активные методы обучения): приём “Эксперт”, приём «Три цвета – три формы», приём «незаконченные предложения», приём «заполни пропуск».

Технология РКМЧП: приём «верно - неверно»






Этап урока

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые УУД

Методы оценки

 

деятельность учителя

деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение детей в деятельность.

(приветствие).

Друзья! Моя задача такова-

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

- Почему я начала урок с этого четверостишия?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что нам предстоит выполнить на уроке? (подсказка — цветные распечатки об изученном материале)

Слушают учителя.


 

 

 

 Отвечают на вопросы учителя.

Рассматривают распечатки и дают ответ.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уметь

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

 

2 Этап постановки цели и актуализации знаний

Должны мы обобщить изученное? А закрепить знания? Ну а всё, что мы делаем на уроках русского языка, должно способствовать чему? Грамотному письму и грамотной речи. Значит, мы должны закрепить полученные знания и уметь применить их на практике? Конечно. Итак, цели нашего урока…


Для начала предлагаю выполнить разминку (метод «верно — неверно»):

- верно ли, что раздел науки о языке, который изучает части слова, морфемы, называется морфемой (нет);

- верно ли, что морфема — это значимая часть слова (приставка, суффикс, окончание, корень) — да;

- верно ли, что корень — это главная значимая часть слова (да);

- верно ли, что приставка и суффикс служат для образования формы слова (нет);

- верно ли, что окончание служит для образования однокоренных слов (нет);

- верно ли, что существительные дубок, сынок, лесок образованы с помощью одинакового суффикса(да)

Ставим + в рабочем листке напротив номера задания, если вы ответили правильно на 2 вопроса.

Учитель проходит по классу и смотрит, как справляются ребята, при необходимости помогает (в индивидуальном порядке)

Участвуют в беседе с учителем.

 Самостоятельно формулируют  тему и цель урока  

 

 

 






Делают вывод: чтобы грамотно  писать, нужно знать части слова.






Оценивают выполнение задания.


Предметные: знать части слова, уметь выделять их в слове, понимать порядок их расположения.

Познавательные: уметь применять имеющиеся знания, анализировать, делать вывод.

 

Регулятивные: целеполагание, оценка, коррекция.

Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 3.Обобщение и систематизация знаний

Учитель: - В самом начале урока мы сказали, что нужно быть грамотными. И наш сегодняшний урок будет посвящён знакомству с народными праздниками, а именно с Днём Наума Грамотника, который отмечают 14 декабря по новому стилю. На партах у вас лежат карточки с текстом, который вы сейчас внимательно прочитаете и будете выполнять задания на повторение, проверять себя и записывать свои успехи в рабочий лист.

Сначала предлагаю выполнить задание (это нам поможет сделать правильно задания к тексту).

«Эксперт»: каждому достанется 1 конверт, в который нужно собрать слова на определенную орфограмму. Проверьте и оцените друг друга, пожалуйста.

Находят в тексте или ответы на вопросы.

 

 

 

 


 

 

 



распределяют слова по видам орфограмм


Проверяют (взаимопорверка) оценивают.

Предметные:

Познавательные: уметь находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

 

Коммуникативные: уметь  работать совместно с одноклассниками в поиске и выборе информации, уметь уважительно относиться к мнению других.

 

Регулятивные: уметь оценивать и адекватно воспринимать оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Взаимооценивание.

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление полученных знаний.

 Работа с текстом: О чём текст? Что узнали новое для себя?

Задания. (приложение 1)

Выполняют задание.

 Записывают ответ.

Проверяют +

 Отвечают на вопросы учителя.

 

 


Предметные: уметь различать морфемы, знать их значение.

Познавательные: уметь логически решать проблему, строить рассуждение, делать выводы.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выполнять совместные действия, оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка

« Игра в приставки»:

 ВЫ – вышли из-за парт,

В – вверх руки,

ПОД  - подняли,

ПО – помахали,

О – отряхнули усталость,

ПРИ – привстали на цыпочки,

ПО – повернулись друг к другу,

ЗА – заулыбались,

РАС – расслабились,

ПРИ – присели за парты.

 Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать речь других, выполнять совместные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6.Закрепление полученных знаний.

З адание: Образовать слова с данными морфемами.

1. Ся, ближ, при, а, л,

2. Ый, ост, жал, без, н

3. Сь, каз, а, по, л, о

Ребята, вы умницы! Замечательно справились с заданием.

Нас ждёт следующее испытание: расскажи о слове по морфеме.

- ит, при-

- оват-, еват-

- ую. без-

«Расшифруй телеграмму»

Ребята,жители страны Морфемика прислали вам телеграмму: её нужно расшифровать, составив из морфем слова
• приставка как в слове премудрый, 
• корень как в слове красавица, 
• суффикс как в слове холодный, 
• окончание как в слове добрые.

• корень как в слове ученый, 
• гласная слова ДЕНЬ, 
• суффикс как в слове подводник, 
• окончание как в слове рыбаки. 

- Что написано в телеграмме?

Дают устные ответы.

 

 

 

Выполняют задание.

Работают со словарем.

 

 

 

Проверяют.

Оценивают.

Делают вывод: Суффикс, приставки, окончания тоже является значимой частью слова.



Составляют фразу телеграммы.

 

 

Предметные: понимать, что каждая морфема имеет определенное значение. Понимать, что приставка и суффикс служат для образования новых слов.

 

Познавательные: уметь находить информацию в словаре, умение использовать знаково-символические средства.

Регулятивные: уметь планировать свои действия.

 

 

 

Коммуникативные: уметь эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

7. Домашняя работа.

Выполнить задание «Морской бой»

Записывают домашнее задание.


 

 

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

-Подведём итоги работы на уроке.

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли цели?

- Что повторили на уроке?

- Всё ли понятно? Остались вопросы? Давайте проставим баллы в рабочих листах.

Приём «Ноты»: Ребята, оцените себя с помощью нот. Красная нота — 5; зелёная — 4, синяя — 3. Какой замечательный музыкальный стан у нас получился.

Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, знают, запомнили, смогли.

 

 

 

 

 Заполняют оценочный лист.

 

 

 Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 Самооценка.

3. Задания к тексту «День Наума Грамотника»


3.1. Какой праздник отмечали в старину 14 декабря?

1) День учителя

2) День знаний

3) День ученика

4) День святых Козьмы и Демьяна

3.2. Кого было принято приглашать в дом 1 декабря(14 декабря)?

____________________________________

3.3. Чего нельзя было делать на уроках и почему?

1) Громко разговаривать, чтобы не мешать другим.

2) Нельзя было есть, потому что «заешь выученное».

3) Приносить учителю курицу, потому что он мог обидеться.

3.4. Сколько голов кормит умная голова? ______________

3.5. Были в школе отдельные уроки? _________

3.6. Получали ученики отметки за уроки? ________

4. Задание к 1 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы И и Ы после Ц». _____________________________________

5. Задание к 1 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть суффикс, обозначающий принадлежность к профессии или роду занятий людей. ____________________________________________________________

6. Задание к 3 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы З и С на конце приставок». __________________________________

7. Задание к 5 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть неизменяемая приставка. ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

8. Из последнего абзаца выпишите слово со значением «молодой человек, сильный, крепкого сложения», «выражение похвалы тому, кто делает что-нибудь хорошо, ловко, умело». _________________________. Поставьте данное слово во множественное число и выделите окончание. _________________________


Дополнительные задания на повторение.

9. Составьте слова по схемам

1. Ся, ближ, при, а, л, __________________

2. Ый, ост, жал, без, н _______________

3. Сь, каз, а, по, л, о ________________

10. Расскажи о слове по морфеме.

- ит, при-

- оват-, - еват-

- ую. без-

11. «Расшифруй телеграмму» . Ребята,жители страны Морфемика прислали вам телеграмму: её нужно расшифровать, составив из морфем слова
• приставка как в слове премудрый, 
• корень как в слове красавица, 
• суффикс как в слове холодный, 
• окончание как в слове добрые. 

• корень как в слове ученый, 
• гласная слова ДЕНЬ, 
• суффикс как в слове подводник, 
• окончание как в слове рыбаки. 
- Что написано в телеграмме? ______________________________________

Ключ к заданию 2 «Эксперт»

- бесстрашный, истратить, бесценный, безвкусный, рассматривать, воспользоваться, расписание, разведчик безголосый расспрашивать

- шёлковый, шорох, жёрдочка, жёлтый, шёпот, чёрточка, шов, крыжовник шоколад жонглёр

- безынтересный, сверхинтересный, безымянный, поиграть, подыскать, дезинформация, подытожить, предыюльский, пединститут, сыграть

к заданию 3: 1; учителя; 2; 100; нет; нет

к заданию 4: традиции

к заданию 5: учитель, родитель

к заданию 6: беспрекословно

к заданию 7: проходили, выучит, напроказничает

к заданию 8: молодец, молодцы

к заданию 9: безжалостный, показалось, приближался

прекрасные ученики

Рабочий лист (обобщающий урок)

1. «Верно — неверно»: 2 правильных ответа — 2 балла, 1 ответ — 1 балл (подчеркните баллы)

2. «Эксперт»: 9-10 правильных ответов — 3 балла, 7-8 ответов — 2 балла, 5-6 ответов — 1 балл

3. Ответы на вопросы по тексту: за каждый верный ответ по 1 баллу -

4. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы И и Ы после Ц». _____

5. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть суффикс, обозначающий принадлежность к профессии или роду занятий людей. ____

6. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы З и С на конце приставок». __

7. Задание к 5 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть неизменяемая приставка. __

8. Из последнего абзаца выпишите слово со значением «молодой человек, сильный, крепкого сложения», «выражение похвалы тому, кто делает что-нибудь хорошо, ловко, умело». Поставьте данное слово во множественное число и выделите окончание. ____до 2 баллов

9. Составьте слова по схемам до 3 баллов

10. Расскажи о слове по морфеме. ___

11. «Расшифруй телеграмму» . ______

итого за весь урок 22 балла: «3» - 12-15 баллов; «4» - 16-19 баллов; «5» - 20-22 балла

ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА 1







По старой русской традиции со дня Наума 2 начинали учить детей грамоте. День начинали с того, что служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почтением, ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кор­ мит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». К учению в народе относились с благо­ говением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной.

Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму­разуму, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пой­ дёт», потому что учение всегда сопровождалось вколачивани­ ем наук розгами.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбу­ кой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами, дети должны были дать три земных поклона учи­ телю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На



1 Святой пророк Наум — один из 12 малых пророков, учеников и спо­ движников Христа.

2 14 декабря, день памяти пророка Наума, отмечался в России как празд­ ник грамоты и обряд посвящения в ученики. Обучение на Руси начинали осенью — в день святых Козьмы и Демьяна, приходящийся на 14 ноября. То­ гда к дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои первые успехи: «Батюшка Наум, наведи на ум!»