Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема | Обобщение заний по разделу «Морфемика» |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Бахман Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы |
Образовательная организация | МБОУ Казачемысская СОШ |
Район | Татарский |
Город/поселение | с.Казачий Мыс |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний |
Время реализации урока | 45 минут |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательная: обобщить и систематизировать знания по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий (однокоренные слова, формы слова, морфема, морфемика, морфемный анализ слова) Развивающая: развитие навыков функциональной (читательской) грамотности (работа с текстом), учебно-логических умений (умений сравнивать), активизация творческих способностей, жизненного опыта, развитие коммуникативной компетенции (умение вести монологическую речь), умение принимать точку зрения собеседника. Воспитательная: воспитание ответственности за происходящее, формирование готовности делать осознанный выбор, активизировать познавательную активность. |
Планируемые результаты | Предметные: Владеют всеми видами речевой деятельности - аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; - говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой. самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке. Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях. |
Дидактическая структура урока (каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?) | Организационный этап; актуализация знаний; контроль и самоконтроль знаний; коррекция знаний; домашнее задание; подведение итогов; рефлексия |
Дополнительная информация | |
Размер мультимедиа компонента | |
Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица и др.) | https://drive.google.com/file/d/1Gv8OPCvaNzDJ70Xxx7w7tsVgVd9e96gN/view?usp=sharing |
Ресурсы, оборудование и материалы | ПК, дидактический материал (приложение) |
Список учебной и дополнительной литературы | Русский язык. 5 класс. (учебник для образ.организаций (Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.) М.: Просвещение, 2020. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технология модерации и АМО (активные методы обучения): приём “Эксперт”, приём «Три цвета – три формы», приём «незаконченные предложения», приём «заполни пропуск». Технология РКМЧП: приём «верно - неверно» |
Этап урока | Учебно-познавательные задачи урока | Формируемые УУД | Методы оценки |
деятельность учителя | деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности | Включение детей в деятельность. (приветствие). Друзья! Моя задача такова- Открыть вам, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют. - Почему я начала урок с этого четверостишия? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что нам предстоит выполнить на уроке? (подсказка — цветные распечатки об изученном материале) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают распечатки и дают ответ. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | |
2 Этап постановки цели и актуализации знаний | Должны мы обобщить изученное? А закрепить знания? Ну а всё, что мы делаем на уроках русского языка, должно способствовать чему? Грамотному письму и грамотной речи. Значит, мы должны закрепить полученные знания и уметь применить их на практике? Конечно. Итак, цели нашего урока… Для начала предлагаю выполнить разминку (метод «верно — неверно»): - верно ли, что раздел науки о языке, который изучает части слова, морфемы, называется морфемой (нет); - верно ли, что морфема — это значимая часть слова (приставка, суффикс, окончание, корень) — да; - верно ли, что корень — это главная значимая часть слова (да); - верно ли, что приставка и суффикс служат для образования формы слова (нет); - верно ли, что окончание служит для образования однокоренных слов (нет); - верно ли, что существительные дубок, сынок, лесок образованы с помощью одинакового суффикса(да) Ставим + в рабочем листке напротив номера задания, если вы ответили правильно на 2 вопроса. Учитель проходит по классу и смотрит, как справляются ребята, при необходимости помогает (в индивидуальном порядке) | Участвуют в беседе с учителем. Самостоятельно формулируют тему и цель урока Делают вывод: чтобы грамотно писать, нужно знать части слова. Оценивают выполнение задания. | Предметные: знать части слова, уметь выделять их в слове, понимать порядок их расположения. Познавательные: уметь применять имеющиеся знания, анализировать, делать вывод. Регулятивные: целеполагание, оценка, коррекция. Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Самооценка |
3.Обобщение и систематизация знаний | Учитель: - В самом начале урока мы сказали, что нужно быть грамотными. И наш сегодняшний урок будет посвящён знакомству с народными праздниками, а именно с Днём Наума Грамотника, который отмечают 14 декабря по новому стилю. На партах у вас лежат карточки с текстом, который вы сейчас внимательно прочитаете и будете выполнять задания на повторение, проверять себя и записывать свои успехи в рабочий лист. Сначала предлагаю выполнить задание (это нам поможет сделать правильно задания к тексту). «Эксперт»: каждому достанется 1 конверт, в который нужно собрать слова на определенную орфограмму. Проверьте и оцените друг друга, пожалуйста. | Находят в тексте или ответы на вопросы. распределяют слова по видам орфограмм Проверяют (взаимопорверка) оценивают. | Предметные: Познавательные: уметь находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные: уметь работать совместно с одноклассниками в поиске и выборе информации, уметь уважительно относиться к мнению других. Регулятивные: уметь оценивать и адекватно воспринимать оценку. | Взаимооценивание. |
4. Закрепление полученных знаний. | Работа с текстом: О чём текст? Что узнали новое для себя? Задания. (приложение 1) | Выполняют задание. Записывают ответ. Проверяют + Отвечают на вопросы учителя. | Предметные: уметь различать морфемы, знать их значение. Познавательные: уметь логически решать проблему, строить рассуждение, делать выводы. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выполнять совместные действия, оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. | Самооценка |
5. Физкультминутка | « Игра в приставки»: ВЫ – вышли из-за парт, В – вверх руки, ПОД - подняли, ПО – помахали, О – отряхнули усталость, ПРИ – привстали на цыпочки, ПО – повернулись друг к другу, ЗА – заулыбались, РАС – расслабились, ПРИ – присели за парты. | Выполняют упражнения. | Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других, выполнять совместные действия. | |
6.Закрепление полученных знаний. | З адание: Образовать слова с данными морфемами. 1. Ся, ближ, при, а, л, 2. Ый, ост, жал, без, н 3. Сь, каз, а, по, л, о Ребята, вы умницы! Замечательно справились с заданием. Нас ждёт следующее испытание: расскажи о слове по морфеме. - ит, при- - оват-, еват- - ую. без- «Расшифруй телеграмму» Ребята,жители страны Морфемика прислали вам телеграмму: её нужно расшифровать, составив из морфем слова • приставка как в слове премудрый, • корень как в слове красавица, • суффикс как в слове холодный, • окончание как в слове добрые. • корень как в слове ученый, • гласная слова ДЕНЬ, • суффикс как в слове подводник, • окончание как в слове рыбаки. - Что написано в телеграмме? | Дают устные ответы. Выполняют задание. Работают со словарем. Проверяют. Оценивают. Делают вывод: Суффикс, приставки, окончания тоже является значимой частью слова. Составляют фразу телеграммы. | Предметные: понимать, что каждая морфема имеет определенное значение. Понимать, что приставка и суффикс служат для образования новых слов. Познавательные: уметь находить информацию в словаре, умение использовать знаково-символические средства. Регулятивные: уметь планировать свои действия. Коммуникативные: уметь эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. | Самооценка |
7. Домашняя работа. | Выполнить задание «Морской бой» | Записывают домашнее задание. | | |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | -Подведём итоги работы на уроке. - Какую цель мы ставили? - Достигли ли цели? - Что повторили на уроке? - Всё ли понятно? Остались вопросы? Давайте проставим баллы в рабочих листах. Приём «Ноты»: Ребята, оцените себя с помощью нот. Красная нота — 5; зелёная — 4, синяя — 3. Какой замечательный музыкальный стан у нас получился. | Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, знают, запомнили, смогли. Заполняют оценочный лист. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: самооценка. | Самооценка. |
3. Задания к тексту «День Наума Грамотника»
3.1. Какой праздник отмечали в старину 14 декабря?
1) День учителя
2) День знаний
3) День ученика
4) День святых Козьмы и Демьяна
3.2. Кого было принято приглашать в дом 1 декабря(14 декабря)?
____________________________________
3.3. Чего нельзя было делать на уроках и почему?
1) Громко разговаривать, чтобы не мешать другим.
2) Нельзя было есть, потому что «заешь выученное».
3) Приносить учителю курицу, потому что он мог обидеться.
3.4. Сколько голов кормит умная голова? ______________
3.5. Были в школе отдельные уроки? _________
3.6. Получали ученики отметки за уроки? ________
4. Задание к 1 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы И и Ы после Ц». _____________________________________
5. Задание к 1 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть суффикс, обозначающий принадлежность к профессии или роду занятий людей. ____________________________________________________________
6. Задание к 3 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы З и С на конце приставок». __________________________________
7. Задание к 5 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть неизменяемая приставка. ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Из последнего абзаца выпишите слово со значением «молодой человек, сильный, крепкого сложения», «выражение похвалы тому, кто делает что-нибудь хорошо, ловко, умело». _________________________. Поставьте данное слово во множественное число и выделите окончание. _________________________
Дополнительные задания на повторение.
9. Составьте слова по схемам
1. Ся, ближ, при, а, л, __________________
2. Ый, ост, жал, без, н _______________
3. Сь, каз, а, по, л, о ________________
10. Расскажи о слове по морфеме.
- ит, при-
- оват-, - еват-
- ую. без-
11. «Расшифруй телеграмму» . Ребята,жители страны Морфемика прислали вам телеграмму: её нужно расшифровать, составив из морфем слова
• приставка как в слове премудрый,
• корень как в слове красавица,
• суффикс как в слове холодный,
• окончание как в слове добрые.
• корень как в слове ученый,
• гласная слова ДЕНЬ,
• суффикс как в слове подводник,
• окончание как в слове рыбаки.
- Что написано в телеграмме? ______________________________________
Ключ к заданию 2 «Эксперт»
- бесстрашный, истратить, бесценный, безвкусный, рассматривать, воспользоваться, расписание, разведчик безголосый расспрашивать
- шёлковый, шорох, жёрдочка, жёлтый, шёпот, чёрточка, шов, крыжовник шоколад жонглёр
- безынтересный, сверхинтересный, безымянный, поиграть, подыскать, дезинформация, подытожить, предыюльский, пединститут, сыграть
к заданию 3: 1; учителя; 2; 100; нет; нет
к заданию 4: традиции
к заданию 5: учитель, родитель
к заданию 6: беспрекословно
к заданию 7: проходили, выучит, напроказничает
к заданию 8: молодец, молодцы
к заданию 9: безжалостный, показалось, приближался
прекрасные ученики
Рабочий лист (обобщающий урок)
1. «Верно — неверно»: 2 правильных ответа — 2 балла, 1 ответ — 1 балл (подчеркните баллы)
2. «Эксперт»: 9-10 правильных ответов — 3 балла, 7-8 ответов — 2 балла, 5-6 ответов — 1 балл
3. Ответы на вопросы по тексту: за каждый верный ответ по 1 баллу -
4. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы И и Ы после Ц». _____
5. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть суффикс, обозначающий принадлежность к профессии или роду занятий людей. ____
6. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть орфограмма «Буквы З и С на конце приставок». __
7. Задание к 5 абзацу. Выпишите слово (слова), в котором(ых) есть неизменяемая приставка. __
8. Из последнего абзаца выпишите слово со значением «молодой человек, сильный, крепкого сложения», «выражение похвалы тому, кто делает что-нибудь хорошо, ловко, умело». Поставьте данное слово во множественное число и выделите окончание. ____до 2 баллов
9. Составьте слова по схемам до 3 баллов
10. Расскажи о слове по морфеме. ___
11. «Расшифруй телеграмму» . ______
итого за весь урок 22 балла: «3» - 12-15 баллов; «4» - 16-19 баллов; «5» - 20-22 балла
ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА
1
По старой русской традиции со дня Наума 2 начинали учить детей грамоте. День начинали с того, что служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почтением, ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кор мит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». К учению в народе относились с благо говением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной.
Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить умуразуму, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе «худая молва пой дёт», потому что учение всегда сопровождалось вколачивани ем наук розгами.
На другой день ученика отправляли к учителю с азбу кой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами, дети должны были дать три земных поклона учи телю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На
1 Святой пророк Наум — один из 12 малых пророков, учеников и спо движников Христа.
2 14 декабря, день памяти пророка Наума, отмечался в России как празд ник грамоты и обряд посвящения в ученики. Обучение на Руси начинали осенью — в день святых Козьмы и Демьяна, приходящийся на 14 ноября. То гда к дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои первые успехи: «Батюшка Наум, наведи на ум!»