Час чтения "Чудо, имя которому – книга"
Читательская конференция по книге
М.Ибрагимбекова "За все хорошее – смерть"
Романова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература, Внеклассное чтение.
Класс: 7
Цели урока: 1) заинтересовать учащихся творчеством писателя;
2)формировать умения определять тему, идею произведения, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать; раскрывать проблему;
3) учить свободному владению монологической речью;
4) воспитывать личную ответственность за происходящее в жизни, понимание необходимости делать добро.
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
В. Боков
Ход занятия
I. Эмоциональная разминка «Анализ афоризма»
Выберите наиболее понравившийся вам афоризм и обоснуйте его.
Чтение и размышление – это гимнастика ума. (О. Марден)
Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы. (Ш. Монтескье)
Чтение питает ум. (Сенека)
Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. (Н. Чернышевский)
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. (Цицерон)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
Великий праздник – хорошая, правильная книга. (М. Горький)
II. Организационно-установочный этап.
Работа с эпиграфом: «Как вы думаете, почему мы начали свой урок со слов В. Бокова»?
III. Целеполагание.
Слово учителя и просмотр презентации о М.Ибрагимбекове.
М. Горький когда-то сказал: «Великий праздник – хорошая, правильная книга». И сегодня у нас праздник, потому что к нам в класс пришла «хорошая, правильная книга» - повесть азербайджанского писателя М. Ибрагимбекова «За все хорошее – смерть». Мы выясним в ходе общения, какие качества личности необходимы для того, чтобы быть настоящим человеком, чтобы уметь отвечать за тех, кто рядом, в любой ситуации, особенно в чрезвычайной, а также подумать над тем, прав ли поэт В. Боков в том, что «книга – верный товарищ и друг».
«Максуд Ибрагимбеков – человек огромного дарования. Я прочитала все, что он написал, некоторые вещи дважды...», - сказал М. Шагинян о Максуде Ибрагимбекове, который родился в 1935 году в Баку.
Если бы ему сказали, что он станет известным писателем, драматургом, кинорежиссером, лауреатом различных премий, он бы, скорее всего, не поверил. Хотя тягу к сочинительству ощутил рано, написав в 12 лет приключенческий «роман» о том, как несколько ребят сбежали из дома. В остальном он был обыкновенным мальчишкой, увлекался спортом, участвовал в разных играх, читал Майна Рида и Фенимора Купера... Потом - строительный факультет политехнического института, работа инженером. И все- таки призвание потребовало своего.
Вот что говорит Максуд Ибрагимбеков в одном из интервью: «В 25 лет я написал несколько рассказов для детей. Я хорошо знал психологию возраста, покинутого не так давно, и старался рассказать истории, которые мучительно требовали выхода и, как мне казалось, были самой судьбой предназначены для детей. В них нашли выражение нравственные уроки, полученные мною к тому времени от жизни».
Разными путями приходит человек к писательскому труду. Но на любом из них самым главным импульсом было и остается стремление осмыслить жизнь и выразить свое понимание, свое отношение к миру в художественных образах.
Нравственные уроки, о которых говорил писатель, - это и есть результат такого осмысления, результат познания жизни и человека. Независимо от того, будет ли произведение о детстве, юности или старости.
И все-таки то, что М. Ибрагимбеков начинал свой творческий путь с произведения для детей и о детях, не случайно . Он остался верен этой глубоко волнующей его теме детства, тема нравственного становления маленького человека. Об этом и повесть «За все хорошее – смерть». Обнаружить тщательно замаскированный бункер, оставшийся со времени войны склад оружия и даже бронетранспортер – кому из мальчишек в детстве не мечталось о таком? Сюжет произведения занимательный, но в увлекательном сюжете поднимаются вопросы о становлении юного человека, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, о праве на лидерство, о силе физической и духовной.
В центре внимания писателя всегда остаются человеческие отношения, добро и зло, духовность и душевная слепота...- проблемы, одинаково серьезные и значимые для человека любого возраста. Проблемы, от решения которых зависит то, каким он вырастет, какие ценности станут для него главными. Особенно привлекает нас в юных героях писателя, от лица которых в его произведениях обычно ведется рассказ, их душевная отзывчивость, скромность и даже деликатность, иначе говоря, герои эти интеллигентны по-своему, по-детски.
Повесть интересна еще и тем, что показывает, какой силой может быть книга в руках умного, умеющего ею пользоваться человека.
IV. Разберёмся в прочитанном
Такие молча входят в пекло схватки
И молча совершают чудеса.
А. Сурков
.
Заглавие любого произведения – это визитная карточка, дающая читателю первую информацию о содержании. Как объяснить заглавие книги?
( Повесть названа неожиданно, броско и заставляет приготовиться к жестокости. Хотя время действия отделено от огненных лет несколькими десятилетиями, Великая Отечественная война присутствует в повести отдельными деталями, памятью о прошлом. И, как в каждом произведении о военном времени, прикосновение к прошлому помогает высветить и лучше понять настоящее: характеры героев, душевную ценность человека
2. Расскажите, как четверо подростков попали в беду. (Краткое содержание произведения)
3. Проследим поступки действующих лиц (Сабира, Алика, Камы и Таира), постарайтесь понять их мотивы.
Возьмите листок «Качества характера личности»
Сильный Смелый Благородный Энергичный Эгоистичный Жестокий Добрый | | | Решительный Активный Великодушный Ответственный Робкий Злопамятный Твердый духом | | | Тихий Волевой Сообразительный Человечный Слабый Начитанный Завистливый |
Выберите качества, которые более всего подходят для характеристики подростков.
4. Начнем разговор с Сабира. Расскажите о нем. Что мы узнаем о нем из воспоминаний Таира? Какой случай из прошлого помогает понять мотивы поступков Сабира? К чему приводят качества характера Сабира в трудную минуту? Какой эпизод является кульминационным, раскрывающим суть его характера? Какие качества характера Сабира обнажила чрезвычайная ситуация?
5. Алик. Какой он? Почему он тоже оказывается беспомощным в суровых испытаниях? Что вспоминает об Алике Таир?
6. Как проявила себя Кама, когда ребята оказались в чрезвычайном положении?
7. Дайте характеристику Таиру. Как мы относимся к нему вначале? Когда начинает меняться наше отношение к герою? Как получилось, что именно Таир трижды спасает друзей? (выбросил испорченные консервы, остановил кровотечение Сабиру, открыл выход из пещеры). Какую роль в его жизни сыграла книга?
7. Прочитайте эпиграф – слова А. Суркова. Как вы думаете, к кому из героев можно их отнести?
Обобщение учителя
М. Ибрагимбеков убежден: мужество – не в показной силе, кичащейся своим превосходством. Оно – в твердости первого сознательного проявления воли. С заботы о другом человеке и начинается, по мысли писателя, познание своей человеческой сущности . Сабир и Алик действуют мгновенно, без оглядки, поддаваясь первому побуждению. Таир привык контролировать свои поступки разумом – надежным компасом поведения человека.
Ум, интеллигентность, благородство, понимание людей отличает Таира. Кроме того, у него есть еще один друг, учитель, помощник, который так выручает его в трудную минуту – это книга. У мальчика есть прекрасная черта, которую нужно вырабатывать каждому: он умеет извлечь самое ценное из прочитанного. Книги нужны ему не только для отдыха, развлечения. Они в полном смысле слова его верные помощники, советчики. И мы с вами еще раз убедились в правоте слов поэта – современника В. Бокова о книге как о друге.
V. Оценочно-результативный этап
Вспоминаются строки из знаменитого сихотворения В.Высоцкого «Баллада о борьбе»:
…Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
И повесть М.Ибрагимбекова «За всё хорошее – смерть» именно такая, НУЖНАЯ книга.
«Метод недописанного тезиса»: закончи высказывание
Плохо жить без...
Листая книгу, я думаю…
Заповеди читателя
Не читай все книги на один лад: справочники, энциклопедии – пища для ума, а рассказы, повести, романы, стихи и сказки – пища для души.
Способ чтения должен соответствовать цели чтения: хочешь больше знать – читай с карандашом, делай пометки, выписки.
Пользуйся оглавлением.
Не жалей на чтение ни времени, ни сил.
Прочитав книгу, сформулируй для себя, о чём она, и запиши в читательский дневник.
Дневник читателя – это дневник человека, который размышляет, переживает, вспоминает, радуется, мечтает… и делает это все по-своему. Так, как свойственно ему, и никому другому.
VII. Подведение итогов часа общения
Домашнее задание – написать отзыв на повесть «За всё хоршее – смерть». О чем же заставила задуматься вас прочитанная повесть? Какой след она оставляет душе читателя?
Отзыв на повесть М.Ибрагимбекова «За всё хорошее - смерть»
Недавно в нашем классе прошла конференция по повести «За всё хорошее - смерть». Её написал замечательный азербайджанский писатель Максуд Ибрагимбеков в 1974 году.
Название произведения звучит пугающе, устрашающе, но объясняется так : в годы Великой Отечественной войны за все добрые, человечные поступки фашисты, которые хозяйничали на оккупированных территориях, грозили смертью.
Повесть рассказывает о том, как в наше время четверо подростков решили вернуться из пионерского лагеря не на автобусе, как все, а пешком через горный перевал Малого Кавказского хребта. Вскоре ребят настигает буря, и в поисках убежища они прячутся в узкой расщелине, которая расширяется и ведёт в пещеру.Здесь мальчики обнаруживают бункер, сохранившийся со времён войны. Много интересного находят ребята, а наутро выясняют, что выход из пещеры закрылся, так как ночью в горах произошло землетрясение. На 10 дней Сабир, Алик, Кама и Таир оказываются без еды запертыми в пещере. Положение безнадёжное… В таком, казалось бы, безвыходном положении выявляются истинные характеры подростков.
Моё внимание привлёк Таир, от лица которого идёт повествование. Он самый младший в группе, самый слабый физически, зато самый умный, добрый и начитанный. Именно он, благодаря знаниям, полученным из книг, находит выход и спасает друзей от гибели…
Я советую всем прочитать эту замечательную книгу, так как в ней описаны захватывающие приключения, яркие характеры. Повесть очень поучительна, в ней убедительно доказано, что силён не тот, у кого крепкие кулаки, а тот , кто много знает и умеет дружить. Вы всё ещё не знаете, что важнее: сила кулаков или сила знаний? Тогда читайте повесть Максуда Ибрагимбекова «За всё хорошее – смерть»!
Абросимова Дарина, 7 Б класс, Хибинская гимназия, г.Кировск, 2018 г.