СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-конференция "Земля наш дом родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения по разделу "Люби живое" проходил в форме конференции на тему "Земля наш дом родной". Учащиеся были в роли корреспондентов из отделов газеты "Лесная газета". Очень буду рада, если мой урок заинтересует коллег и они воспользуются моим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция "Земля наш дом родной"»

Технологическая карта урока

Учитель: Еременко В.Д.


Предмет: литературное чтение
Класс: 
3


Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое».


Форма проведения: Урок – конференция.


Цели урока: обобщить знания учащихся по изученным произведениям раздела «Люби живое».


Планируемые образовательные результаты:


1. Предметные: обобщить знания учащихся по пройденной теме; формировать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; формировать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности.


2. Метапредметные:

Познавательные: развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста; расширение читательского кругозора детей; формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.



Коммуникативные: формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию, воспитывать коллективизм и умение оценивать свою работу и одноклассников.


Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;определять наиболее эффективные способы достижения результатов.



3. Личностные:  проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в  работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга. 


Задачи урока: обогатить знания детей о животных, населяющих нашу планету; развивать любознательность, интерес к чтению; прививать любовь и бережное отношение к природе. 


Тип урока: ОНЗ


Учебно-методический комплекс:  Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий  2-е изд. – «Просвещение», 2013., проектор, презентация к уроку, портреты писателей, рисунки детей к прочитанным произведениям, карточки с заданиями, название отделов (карточки), бейджики для корреспондентов, книга В.В.Бианки «Лесная газета».


Основные понятия: конференция, корреспондент.



Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.


  1. Актуализация знаний.

Звучит мелодия.

Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.

Учащиеся читают стихи:

Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем.

Ты только посмотри вокруг

Тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь!

Воды в пустыне не найдешь:

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.


Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть,

Леса и горы и моря,

Все называется земля.


А если в космос мы взлетим,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой

Любимую планету.


Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.


  1. Постановка темы и целей урока.


- Мы изучили раздел «Люби живое». Что означает словосочетание «люби живое»?


- Все произведения из данного раздела мы с вами прочитали, какая же тема сегодняшнего урока?


- Сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции. Давайте заглянем в толковый словарь, что означает слово Конференция?


Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.


- Какие задачи нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими», обобщить пройденный материал, сравнить произведения по теме и выявить общую направленность изученных произведений.


- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.



IV. Работа по теме урока.

1.Открытие конференции.

- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».

- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?


- Сегодня вы будете в роли корреспондентов, которые представят отделы «Лесная газета».

- А кто такие корреспонденты?

- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.


2. Отдел «Вести из леса»

- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» Богомолову Алексею. Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».

( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки) Стая птиц под снегом»

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»


- Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?

- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.


- А каким увидел зайца корреспондент?

- Кто хочет дополнить о зайце?

Дополнение: Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?

- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек».

- Почему автор так назвал своё произведение?

- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.

- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.


Работа в группах.


Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.

      • Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.

      • Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.

      • Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.

      • Решительный – решился научится плавать

      • Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.


  1. Отел «Рыбацкий узел».


- Слово предоставляется корреспонденту отдела «Рыбацкий узел» Шеногиной Кристине.


А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.

- Что ещё узнали о жизни бобров из произведения Соколова – Микитова «Листопадничек»?

  • У бобров хатка в 2 этажа

  • Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду

  • Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.

  • Едят мягкие ивовые прутья

  • Любят чистоту и порядок.


Бобры были занесены в Красную книгу из-за ценного меха. Теперь их количество увеличилось. В Банищах есть заказник бобров. Это небольшое озеро Лезвино, где охраняются бобры.


- Кто желает дополнить об обитателях водоемов?


У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.



Работа в группах.


Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям.


« Первыми заметили Пика большие……………………. …………….

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.(Ответ: белые чайки, щука, чайки).


Проверка: по слайду.


- Из какого произведения этот отрывок?

- «Мышонок Пик» В.Бианки.

- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

(показать книгу «Лесная газета»)


- Но вернёмся к главному герою мышонку Пику.


- Какие опасности грозили бедному мышонку?

Чуть не убил мальчик

Чуть не склевали чайки

Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.


- Чему научился мышонок во время своего путешествия?

Научился находить себе пищу, лазить отлично.

Благодаря мужеству, храбрости, силе воли устоять перед опасностями Пику удалось выжить в своём путешествии.


- Что общего и различного в произведениях Соколова – Микитова и Бианки?


Физминутка

Много бед таят леса (наклоны влево-вправо)

Волк, медведь там и лиса (круговые движения плеч)

Наш зверек живет в тревоге (приседания)

От беды уносит ноги (бег на месте)

Ну-ка, отгадайте, как зверек зовется? (зайка)



  1. Отдел «Почта».

Но не только зайчиков и мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Определите, о ком идет речь и какую пользу они приносят.

Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта» Поповой Марии.


Жалоба 1

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.»


- Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба 2

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рас­сказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уро­дились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».


- Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.


- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?

В. Астафьева «Капалуха», глухарка.

Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.

- Как она проявляла свой материнский инстинкт?

- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом


- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).

- Что общего в произведениях Белова и Астафьева? Сравните поведение Мальки и Капалухи.

- Над чем заставили задуматься эти произведения?

- А я хотел бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?

Работа в группах. Составить пословицы и объяснить их смысл.

- Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

5. Отдел «Городские новости»

Слово предоставляется Аксенову Никите, корреспонденту отдела «Городские новости».


Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!


- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? Чем?(В Л.Дуров «Наша Жучка») В.Л. Дуров «Наша Жучка». Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.

- Это был Владимир Леонидович Дуров.

- Какими мыслями хотел поделиться с нами автор?

- К какому произведению можно отнести слова «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

6. Отдел «Сельские новости»

А корреспондент «Сельских новостей» Ермоленко Андрей с помощником Богомоловым Алексеем прочитают стихотворение.

Мальчик:

Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.


Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!


- Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?

- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».

- Чему научил этот рассказ?


7. Подведение итогов конференции.

- Наша конференция подходит к концу.

- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?


Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!


Чтение слов Михаила Михайловича Пришвина:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

- Как вы понимаете эти слова?

- Чем является природа для человека?

2017 год в России президент В.Путин объявил Годом Экологии, чтобы улучшить состояние экологической безопасности страны.

V. Рефлексия

- Что может сделать каждый из вас для улучшения состояния экологической безопасности?

- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:

- Не рвите полевые цветы, не разоряйте птичьи гнезда, не ломать деревья, не шуметь в лесу, не разводить костры, не убивать животных…….

- Люби все живое и ты никогда не будешь одиноким!

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Оцените свою работу.

Урок заканчивается песней «Раненая птица»