Технологическая карта урока
Учитель: Еременко В.Д.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое».
Форма проведения: Урок – конференция.
Цели урока: обобщить знания учащихся по изученным произведениям раздела «Люби живое».
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: обобщить знания учащихся по пройденной теме; формировать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; формировать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности.
2. Метапредметные:
Познавательные: развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста; расширение читательского кругозора детей; формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Коммуникативные: формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию, воспитывать коллективизм и умение оценивать свою работу и одноклассников.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
3. Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга.
Задачи урока: обогатить знания детей о животных, населяющих нашу планету; развивать любознательность, интерес к чтению; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: ОНЗ
Учебно-методический комплекс: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвещение», 2013., проектор, презентация к уроку, портреты писателей, рисунки детей к прочитанным произведениям, карточки с заданиями, название отделов (карточки), бейджики для корреспондентов, книга В.В.Бианки «Лесная газета».
Основные понятия: конференция, корреспондент.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Вот звенит для нас звонок –
Начинается урок.
Ровно встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Актуализация знаний.
Звучит мелодия.
Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
Учащиеся читают стихи:
Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Все называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Постановка темы и целей урока.
- Мы изучили раздел «Люби живое». Что означает словосочетание «люби живое»?
- Все произведения из данного раздела мы с вами прочитали, какая же тема сегодняшнего урока?
- Сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции. Давайте заглянем в толковый словарь, что означает слово Конференция?
Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.
- Какие задачи нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими», обобщить пройденный материал, сравнить произведения по теме и выявить общую направленность изученных произведений.
- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.
IV. Работа по теме урока.
1.Открытие конференции.
- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».
- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?
- Сегодня вы будете в роли корреспондентов, которые представят отделы «Лесная газета».
- А кто такие корреспонденты?
- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.
2. Отдел «Вести из леса»
- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» Богомолову Алексею. Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».
( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки) Стая птиц под снегом»
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
- Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?
- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.
- А каким увидел зайца корреспондент?
- Кто хочет дополнить о зайце?
Дополнение: Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.
- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?
- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек».
- Почему автор так назвал своё произведение?
- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.
Работа в группах.
Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.
Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.
Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
Решительный – решился научится плавать
Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.
Отел «Рыбацкий узел».
- Слово предоставляется корреспонденту отдела «Рыбацкий узел» Шеногиной Кристине.
А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.
- Что ещё узнали о жизни бобров из произведения Соколова – Микитова «Листопадничек»?
У бобров хатка в 2 этажа
Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
Едят мягкие ивовые прутья
Любят чистоту и порядок.
Бобры были занесены в Красную книгу из-за ценного меха. Теперь их количество увеличилось. В Банищах есть заказник бобров. Это небольшое озеро Лезвино, где охраняются бобры.
- Кто желает дополнить об обитателях водоемов?
У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.
Работа в группах.
Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям.
« Первыми заметили Пика большие……………………. …………….
Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.(Ответ: белые чайки, щука, чайки).
Проверка: по слайду.
- Из какого произведения этот отрывок?
- «Мышонок Пик» В.Бианки.
- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
(показать книгу «Лесная газета»)
- Но вернёмся к главному герою мышонку Пику.
- Какие опасности грозили бедному мышонку?
Чуть не убил мальчик
Чуть не склевали чайки
Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.
- Чему научился мышонок во время своего путешествия?
Научился находить себе пищу, лазить отлично.
Благодаря мужеству, храбрости, силе воли устоять перед опасностями Пику удалось выжить в своём путешествии.
- Что общего и различного в произведениях Соколова – Микитова и Бианки?
Физминутка
Много бед таят леса (наклоны влево-вправо)
Волк, медведь там и лиса (круговые движения плеч)
Наш зверек живет в тревоге (приседания)
От беды уносит ноги (бег на месте)
Ну-ка, отгадайте, как зверек зовется? (зайка)
Отдел «Почта».
Но не только зайчиков и мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Определите, о ком идет речь и какую пользу они приносят.
Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта» Поповой Марии.
Жалоба 1
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.»
- Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
- Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.
- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?
В. Астафьева «Капалуха», глухарка.
Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.
- Как она проявляла свой материнский инстинкт?
- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом
- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).
- Что общего в произведениях Белова и Астафьева? Сравните поведение Мальки и Капалухи.
- Над чем заставили задуматься эти произведения?
- А я хотел бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?
Работа в группах. Составить пословицы и объяснить их смысл.
- Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
5. Отдел «Городские новости»
Слово предоставляется Аксенову Никите, корреспонденту отдела «Городские новости».
Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? Чем?(В Л.Дуров «Наша Жучка») В.Л. Дуров «Наша Жучка». Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.
- Это был Владимир Леонидович Дуров.
- Какими мыслями хотел поделиться с нами автор?
- К какому произведению можно отнести слова «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
6. Отдел «Сельские новости»
А корреспондент «Сельских новостей» Ермоленко Андрей с помощником Богомоловым Алексеем прочитают стихотворение.
Мальчик:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
- Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?
- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
- Чему научил этот рассказ?
7. Подведение итогов конференции.
- Наша конференция подходит к концу.
- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?
Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!
Чтение слов Михаила Михайловича Пришвина:
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
- Как вы понимаете эти слова?
- Чем является природа для человека?
2017 год в России президент В.Путин объявил Годом Экологии, чтобы улучшить состояние экологической безопасности страны.
V. Рефлексия
- Что может сделать каждый из вас для улучшения состояния экологической безопасности?
- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:
- Не рвите полевые цветы, не разоряйте птичьи гнезда, не ломать деревья, не шуметь в лесу, не разводить костры, не убивать животных…….
- Люби все живое и ты никогда не будешь одиноким!
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Оцените свою работу.
Урок заканчивается песней «Раненая птица»