План-конспект урока по музыке (1 класс)
Технологическая карта урока музыки по теме «Музыкальные инструменты». «Садко». Из русского былинного сказа. 1 класс.
(Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).
Подготовила учитель музыки МБОУ Иваническая СОШ – Кожевникова Наталья Наджулаевна
Предмет «Музыка». 1 класс.
Тема урока: «Музыкальные инструменты». «Садко». Из русского былинного сказа».
Цели урока:
Формирование у обучающихся знаний о музыкальных инструментах русского народа;
Знакомство с народной и профессиональной музыкой на основе ее сопоставления и выявление общности жизненного содержания;
Знакомство с музыкальными произведениями:
- «Квартет № 2» - А. Бородин;
- «Светит месяц»- русская народная песня;
- «Былинные наигрыши» - Локшин;
- «Как под яблонькой» - традиционный наигрыш на гуслях.
Задачи урока:
• Образовательные:
Через подачу музыкального материала дать учащимся представление о русских народных музыкальных инструментах. Научить различать на слух звучание духовых и струнных музыкальных инструментов. Продолжить знакомство учащихся с разными музыкальными жанрами. Знакомить со средством музыкальной выразительности «Тембр».
• Развивающие:
Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями в процессе слушания музыки, развивать тембровый слух, ритмический, мелодический. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки. Развивать творческую инициативу.
• Воспитательные:
На основе эмоционального восприятия русского песенного творчества, музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством. Прививать любовь к Родине, к природе. Воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.
Формируемые универсальные учебные действия
Направленные на достижение предметных результатов:
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Квартет № 2» - А. Бородин; «Светит месяц»- русская народная песня; «Былинные наигрыши» - Локшин;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;
- формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.
- формирование коммуникативных компетенций.
Направленные на достижение личностных результатов:
- формирование интереса к музыкальным занятиям;
- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, музыкально-ритмические движения;
- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;
Оборудование и средства обучения:
- учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 1 класс, рабочая тетрадь;
- магнитофон, компьютер, проектор, экран.
Художественный материал:
- портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова;
- презентация «Садко»»;
- карточки с изображением музыкальных инструментов, Шумовые инструменты
аудио и видеозаписи:
- «Квартет № 2» - А. Бородин;
- «Светит месяц»- русская народная песня;
- «Былинные наигрыши» - Локшин;
- «Шутка» - И.С. Бах;
- «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»- К.В. Глюк;
- «Пастушья песенка» - Л.В.Бетховен;
- «Как под яблонькой» - традиционный наигрыш на гуслях.
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Самоопре-деление к деятельности. Организационный момент | Музыкальное приветствие. Звучит русская народная песня (плясовая) Отгадать ребус. | Музыкальное приветствие. Подготовка класса к работе. | Регулятивные: настрой на урок. Личностные: формирование эмоциональной отзывчивости. |
1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Какой жанр русской народной песни? На каких инструментах играл «Веселый музыкант?» - Какой инструмент солирует? | Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке. Индивидуальные ответы. Работа в группах, обсуждение, работа с карточками | Познавательные: повторение ранее изученного материала. Коммуникативные: умение строить грамотный точный ответ Регулятивные: контроль; - коррекция. Личностные: - формирование интереса к музыке; - формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. |
3.Фиксация затруднений в деятельности. | Какие музыкальные инструменты вы знаете? Чем схожи скрипка и балалайка? А чем отличаются?
Как звучит скрипка? Как звучит балалайка? | Слушание музыкального произведения. Выявление характерных при-знаков произведений (анализ характера звучания, узнавание музыкальных инструментов); сравнение и поиск схожести и различия. Ответы на поставленные вопросы и выяснение недостатка имеющихся знаний по обсуждаемому вопросу. | Познавательные: -знакомство с новыми музыкальными произведениями: «Квартет» А. Бородина, «Светит месяц- русская нар песня. Регулятивные: - умение слушать и анализировать характер музыкального произведения; - умение сравнивать, видеть общее и различие; - умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы. Коммуникатив-ные : - умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения. Личностные: - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; - развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты. |
4.Определение темы урока и постановка учебной задачи. | - Как вы думаете, с какой же темой урока мы продолжим знакомство? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты». А главная цель нашего урока: познакомиться с музыкальными инструментами русского народа, узнать, как звучат эти инструменты и почувствовать, какие настроения они могут передать. Какие еще струнные музыкальные инструменты вы знаете? Знакомство с инструментом «Гусли». Какой сказочный герой играл на гуслях? | Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи. | Познавательные: - самостоятельное выделение темы и целей урока; Регулятивные: - планирование деятельности на уроке. Коммуникативные: - умение слушать и размышлять. Личностные: формирование нтереса к музыкальным занятиям. |
5.Построение проекта выхода из затруднений. | - Откройте с. 26 в учебнике «Музыка» и посмотрите картины. Попробуйте описать этот инструмент. Презентация «Садко». Учитель зачитывает из учебника отрывок из былинного сказа.
Как звучала эта музыка? Определите, а какой инструмент в ней «Лишний»? К какому виду инструментов относятся ложки? Значит, есть еще и другие виды инструментов? Слушаем звучание с бубна, дудочки. Какие инструменты у нас появились ещё, кроме тех, с которыми познакомились? Дудочка. А почему это не струнный инструмент? К какому виду инструментов относится бубен? | Работают с учебником: описание-рассуждение о картинах. Слушают отрывок из былины. Просматривают презентацию по теме. Слушают «Былинные наигрыши», Локшина | Познавательные: самостоятельный поиск и выделение информации; - осознанное построение речевого высказывания; - углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: - «Квартет № 2» - А. Бородин; - «Светит месяц»- русская народная песня; - «Былинные наигрыши» - Локшин; - «Шутка» - И.С. Бах; - «Мелодия из оперы Орфей и Эвридика»- К.В. Глюк; - «Пастушья песенка» - Л.В.Бетховен; - «Как под яблонькой» - традиционный наигрыш на гуслях. - овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения; Регулятивные: -прогнозирование. Коммуникатив-ные: - инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией. Личностные: - формирование интереса к музыке. |
6.Первичное закрепление | А каким образом вы различаете звучание инструментов? | Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока. Заранее подготовленные дети, (увлечённые музыкальной деятельностью, с высокой познавательной активностью) подготовили загадки | Познавательные: расширение представлений о былинном - знакомство со средством музыкальной выразительности «Тембр» Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению. Коммуникативные: - умение слушать; - умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию; - участие в коллективном обсуждении проблем урока. Личностные: - осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться; - понимание эмоциональной силы музыки. |
7.Физминутка | Музыкальная пауза «Мы ногами топ-топ-топ». | Музыкально- ритмические движения. | Коммуникативные: - учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности. Личностные: - формирование эмоционального настроя на последующую деятельность. |
7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по коллективно- созданному эталону. | (Проверяет, усвоен ли учебный материал). В конверте иллюстрации с разными музыкальными инструментами, обучающиеся должны самостоятельно распределить инструменты по видам: струнные, духовые, ударные. | Работают в группах по карточкам (Самостоятельная работа). Взаимопроверка по коллективно созданному эталону. (Обсуждение правильных ответов). Оценивание собственных работ. | Познавательные: - развитие умения осмысливать полученную информацию. Регулятивные: - умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном; - осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению; - оценивание качества усвоения. Коммуникативные: - взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы. Личностные: - формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. | - Удалось ли решить поставленную задачу? - Как оцениваете свое настроение на уроке? (показ смайликов) - А настроение класса в целом? Разговор о музыкальных инструментах мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. | Регулятивные: осмысление своих действий и самооценка Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные: - смыслообразование. |
10.Домашнее задание | Выполнить творческие задания в рабочей тетради с. 16-17 | Слушают домашнее задание. | Познавательные: -выполнение творческих заданий. Регулятивные: целеполагание. |