«Музыкальный огонёк».
Актуальность: В конце II и IV четвертей в каждом классе проводятся уроки - концерты для родителей и это становится традицией. Но это не просто концерт – это урок общения с учениками и их родителями. Родители должны наглядно увидеть и услышать, как занимаются музыкой их дети, а я в период подготовки, нахожу новые методические приёмы и накапливаю опыт их проведения.
На урок – концерт можно пригласить учеников других классов, которые тоже смогут исполнить песню, танец… И это будет новым музыкальным впечатлением. С любого творческого урока дети уходят с хорошим настроением, но урок - концерт для них - это всегда настоящий праздник музыки.
Цель: продемонстрировать уровень музыкальной культуры, исполнительского умения учащихся.
В атмосфере праздничной обстановки, на примерах хорового пения, музыкальной ритмики, детских рисунков дать детям возможность ощутить радость, любовь к музыке, уважение к одноклассникам.
Показать внутреннюю взаимосвязь разных граней музыки и её влияние на формирование в ребёнке творческой личности.
Приобщать родителей к воспитательной работе в школе. Показать наглядно, чем занимаются их дети на уроках музыкального искусства.
Воспитывать культуру поведения учащихся на концерте, любовь к музыке.
Оборудование: фонограммы музыкальных произведений. Рисунки детей – иллюстрации к музыкальным произведениям. Портреты композиторов (Н.Римский - Корсаков, Ж.Бизе, Э.Григ, Р.Щедрин, Ф.Шопен, Д.Кабалевский, С.Прокофьев). Ударные и шумовые инструменты. Элементы костюмов для «золотых рыбок» и Фей. Кроссворд, эмблема и название концерта, нарисованная ёлка и нарисованные игрушки с названиями музыкальных произведений для игры, эмблемы концерта для детей, презентация, ИКТ.
Музыкальный материал:
Ф.Шопен «Полонез ля мажор»,
Р.Щедрин «Золотые рыбки», «Ночь» из балета «Конёк - Горбунок»,
Э. Григ «Свадебный день в Трольхаугене»,
Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»,
П.Чайковский Полонез из оперы «Евгений Онегин»,
Й. Штраус Вальс на темы Н.Паганини,
С.Прокофьев «Болтунья»,
Н.Римский- Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»,
Песня «До, ре, ми…» муз. А. Островского, сл. З.Петровой,
Песня «Что такое лужа?» муз. О. Хромушина, сл.А. Крупницкой,
Песня «Осень» муз. Н. Ведмери , сл.Г.Коваль,
Песня «Кто дежурные?» муз Д. Кабалевского,
В. Шаинский «Улыбка»,
В. Шаинский «Голубой вагон»,
В. Шаинский «Чему учат в школе».
Тип урока: урок- концерт.
Ход урока.
Организация класса. Музыкальное приветствие.
Ученики входят в класс под звучание «Полонеза ля мажор» Ф.Шопена.
Учитель: Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!
Дети: Здравствуйте, учитель, здравствуй, светлый класс!
Попевка: Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой.
Друзья, поздравляю с началом урока.
Сообщение темы и цели урока.
Закончилась вторая четверть. Сколько новых знаний получено. Мы познакомились с основными качествами музыки: песенностью, маршевостью, танцевальностью. Благодаря им побывали в разных музыкальных странах, таких как Балет, Опера, Концерт, Симфония.
Узнали, что музыка, как и наша речь, имеет интонацию, которая помогает раскрыть содержание произведений.
Музыка поднимала настроение, учила думать и анализировать.
Этот последний урок проходит в преддверии новогодних рождественских праздников, поэтому пройдёт в форме концерта. Мы с ребятами хотим показать свои творческие достижения, поделиться полученными знаниями и просто провести время в кругу близких и родных людей. А музыка нас будет согревать своим теплом, ведь не зря наш концерт называется «Музыкальный огонёк».
Основная часть урока.
Учитель: Начнём урок с хорового пения, потому что именно с пения начинается приобщение детей к миру прекрасного.
Песня «До, ре, ми…» муз. А. Островского, сл. З.Петровой
(Исполнение с пластическим интонированием)
Учитель: Вместе с музыкой в класс приходила осень с шелестом листьев, с тёплыми лучами солнца и лужами после дождей.
Песня «Что такое лужа?» муз. О. Хромушина, сл.А. Крупницкой
(Исполнение с танцевально – ритмическими движениями)
Учитель: На уроках мы слушали, анализировали музыку и заметили, что звуками можно передать настроение погоды, изобразить природу.
Ученик 1: Музыка бывает схожа с листопадом:
То кружится тихо над осенним садом,
То взовьётся вихрем, стихнет у дороги
И охапку листьев бросит нам под ноги.
Ученик 2: Музыка похожа на большую птицу:
То легко и быстро к солнцу устремится,
То полёт замедлит, стихнет на мгновенье,
Закружит в свободном, сказочном падении.
Песня «Осень» муз. Н. Ведмери , сл.Г.Коваль
(исполняют девочки)
Под музыку входит в класс Фея Музыки.
Фея Музыки: Я – Фея Музыки, друзья,
Меня, надеюсь, вы узнали,
Все эти годы день за днём
Я появлялась в этом зале.
Чайковский, Глинка, Шуберт, Моцарт
Ваш слух всё время услаждали.
А в этот день, мои друзья, хочу проверить:
что нового вы про меня узнали?
Учитель: Здравствуй, дорогая Фея. Мы рады тебе и с удовольствием пообщаемся.
Фея Музыки: В вашем классе очень чисто и красиво. Кто же следит за этим?
Учитель: Конечно- же дети. Они дежурят и следят за порядком. Об этом они расскажут песней.
Песня «Кто дежурные?» муз Д. Кабалевского
Фея Музыки: А вы умеете меня слушать? Всегда ли понимаете, ведь в музыке нет слов?
Ученик: Музыка не просто шум
И не просто пение,
В музыке сплетаются чувства, настроения.
Целый мир добра и зла с былями и сказками.
Музыка рисует нам звуками как красками.
Учитель: На уроках ребята передавали свои впечатления средствами изобразительного искусства. В результате работы получилась выставка:
«Рисуем музыку».
Фея Музыки: Молодцы! А знаете ли вы, кто создаёт музыку?
Ученики: Композиторы.
Фея Музыки: Верно. Вот портреты некоторых композиторов. Сможете мне назвать их имена?
Игра «Узнай портрет». Ученики называют по очереди имена композиторов.
Фея Музыки: Молодцы. Благодаря композиторам можно совершить путешествие в сказку, в различные страны, ведь каждый имел свою Родину.
Давайте вспомним, кто, где родился.
Игра «Родина композитора» (ученики поочерёдно приклеивают под портретом композитора карточку с названием страны).
Фея Музыки: Молодцы. У меня для вас сюрприз.
Шкатулка музыкальная - наш старый добрый друг,
Мелодию хрустальную рассыпала вокруг.
Шкатулка наша тайнами и песнями полна,
Секреты музыкальные откроет нам она.
В шкатулке спрятаны мелодии. Если вы угадаете их, я помогу вам украсить ёлочку.
Ты, шкатулка, открывайся, открывайся поскорей,
Музыкальные сюрпризы подари для всех гостей.
Игра «Угадай мелодию» (Звучит муз. отрывок. Ученик подходит к нарисованным шарикам и находит название произведения. Если ответ -правильный, можно повесить шарик обратной стороной на ёлку, которая нарисована на доске).
Ф.Шопен «Полонез ля мажор»,
В. Шаинский «Улыбка»,
Р. Щедрин «Ночь»,
Э. Григ «Свадебный день в Трольхаугене»,
В. Шаинский «Голубой вагон»,
Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»,
В. Шаинский «Чему учат в школе».
Н.Римский- Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»,
Учитель: А ещё, дорогая Фея, наши дети дополнительно занимаются вокалом в школе искусств. Вокал – это сольное пение под аккомпанемент или без него.
Песня в исполнении____________________________________________
Фея Музыки: Мне очень понравилось. За это я подарю вам ещё один сюрприз. Но он запрятан в ключевом слове кроссворда.
Учитель: Замечательно. Ребята любят разгадывать кроссворды.
Работа с кроссвордом.
Чередование звуков и пауз различной длительности (ритм)
Музыкальный спектакль, содержание в нём передаётся с помощью хореографических движений (балет).
Знак для записи музыкальных звуков (нота).
Скорость исполнения музыки (темп).
Исполнение при зрителях музыкального произведения (концерт).
Ключевое слово: Танец.
Звучит Вальс на темы Н.Паганини Й. Штрауса
Входит Фея Танца.
Фея Танца: Я – Фея Танца. Мне подвластны
тандю, батманы, балансе,
Я полонезы, польки, вальсы
представлю здесь во всей красе.
Учитель: Здравствуй, Фея Танца. Рады тебе.
Фея Танца: А знаете ли вы, что моё королевство очень большое? Скажите, какие танцы вы знаете?
Ученики: отвечают (вальс, полька, гопак, полонез, танго …)
Фея Танца: Молодцы. У меня есть волшебная палочка.
Лишь только палочкой взмахну,
Девчонок в рыбок превращу.
Да не в простых, а золотых.
Под музыку «Золотые рыбки» (Р.Щедрин балет «Конёк - Горбунок» ученицы исполняют пластические движения, имитируя плавание рыбок).
Фея Танца: Молодцы. Мы с Феей Музыки давно дружим, и в этой дружбе рождаются новые танцы. Один из них мы хотим подарить вам.
Феи исполняют совместный танец.
Фея Музыки: Нам пора, а вам желаем успехов в учёбе.
Под музыку ________________________________ Феи уходят.
Итог урока:
Учитель: Наш урок - концерт подходит к концу. Коротко мы постарались вам рассказать о том, чем занимаемся на уроках, и, надеемся, вы получили заряд светлых чувств и положительных эмоций.
Оценивание работы:
Мне хочется оценить результаты вашей работы, ребята, но не традиционными отметками.
Звучит Полонез из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского
Под музыку проходит награждение.
В номинации «Самые певучие» призы получают: __________________________________________________________________В номинации «Лучшая пластика» призы получают:
__________________________________________________________________
В номинации «Знатоки музыки» призы получают:
__________________________________________________________________
В номинации «Самые активные» призы получают:
__________________________________________________________________В номинации «Любители музыки» призы получают:
__________________________________________________________________
Учитель: Вот и закончился наш урок, но музыка останется с нами навсегда. Благодаря ей мы можем радоваться и мечтать, и даже приблизить прошлое, но её надо не только изучать, но и беречь.
Ученик 1: Веков седые дали,
минувшие дела...
Ещё и нот не знали,
а музыка была!
Ученик 2: Она жила веками
у отчего крыльца,
и к дочке шла от мамы,
а к сыну от отца.
Ученик 3: Мы помним эти песни
И будем их беречь,
Как край родной, чудесный,
И как родную речь.
Дети исполняют народную песню- щедровку или колядку.
Благодарим за внимание!