СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-концерт "Музыкальный огонёк"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед новым годом традиционно в классах на уроках музыки проводятся уроки - концерты для детей и родителей. Надеюсь, что моя разработка поможет учителям при подготовке итоговых уроков. 

Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт "Музыкальный огонёк"»

«Музыкальный огонёк».

Актуальность: В конце II и IV четвертей в каждом классе проводятся уроки - концерты для родителей и это становится традицией. Но это не просто концерт – это урок общения с учениками и их родителями. Родители должны наглядно увидеть и услышать, как занимаются музыкой их дети, а я в период подготовки, нахожу новые методические приёмы и накапливаю опыт их проведения.

На урок – концерт можно пригласить учеников других классов, которые тоже смогут исполнить песню, танец… И это будет новым музыкальным впечатлением. С любого творческого урока дети уходят с хорошим настроением, но урок - концерт для них - это всегда настоящий праздник музыки.

Цель: продемонстрировать уровень музыкальной культуры, исполнительского умения учащихся.

В атмосфере праздничной обстановки, на примерах хорового пения, музыкальной ритмики, детских рисунков дать детям возможность ощутить радость, любовь к музыке, уважение к одноклассникам.

Показать внутреннюю взаимосвязь разных граней музыки и её влияние на формирование в ребёнке творческой личности.

Приобщать родителей к воспитательной работе в школе. Показать наглядно, чем занимаются их дети на уроках музыкального искусства.

Воспитывать культуру поведения учащихся на концерте, любовь к музыке.

Оборудование: фонограммы музыкальных произведений. Рисунки детей – иллюстрации к музыкальным произведениям. Портреты композиторов (Н.Римский - Корсаков, Ж.Бизе, Э.Григ, Р.Щедрин, Ф.Шопен, Д.Кабалевский, С.Прокофьев). Ударные и шумовые инструменты. Элементы костюмов для «золотых рыбок» и Фей. Кроссворд, эмблема и название концерта, нарисованная ёлка и нарисованные игрушки с названиями музыкальных произведений для игры, эмблемы концерта для детей, презентация, ИКТ.

Музыкальный материал:

Ф.Шопен «Полонез ля мажор»,

Р.Щедрин «Золотые рыбки», «Ночь» из балета «Конёк - Горбунок»,

Э. Григ «Свадебный день в Трольхаугене»,

Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»,

П.Чайковский Полонез из оперы «Евгений Онегин»,

Й. Штраус Вальс на темы Н.Паганини,

С.Прокофьев «Болтунья»,

Н.Римский- Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»,

Песня «До, ре, ми…» муз. А. Островского, сл. З.Петровой,

Песня «Что такое лужа?» муз. О. Хромушина, сл.А. Крупницкой,

Песня «Осень» муз. Н. Ведмери , сл.Г.Коваль,

Песня «Кто дежурные?» муз Д. Кабалевского,

В. Шаинский «Улыбка»,

В. Шаинский «Голубой вагон»,

В. Шаинский «Чему учат в школе».

Тип урока: урок- концерт.

Ход урока.


  1. Организация класса. Музыкальное приветствие.

Ученики входят в класс под звучание «Полонеза ля мажор» Ф.Шопена.


Учитель: Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!

Дети: Здравствуйте, учитель, здравствуй, светлый класс!

Попевка: Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой.

Друзья, поздравляю с началом урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Закончилась вторая четверть. Сколько новых знаний получено. Мы познакомились с основными качествами музыки: песенностью, маршевостью, танцевальностью. Благодаря им побывали в разных музыкальных странах, таких как Балет, Опера, Концерт, Симфония.

Узнали, что музыка, как и наша речь, имеет интонацию, которая помогает раскрыть содержание произведений.

Музыка поднимала настроение, учила думать и анализировать.

Этот последний урок проходит в преддверии новогодних рождественских праздников, поэтому пройдёт в форме концерта. Мы с ребятами хотим показать свои творческие достижения, поделиться полученными знаниями и просто провести время в кругу близких и родных людей. А музыка нас будет согревать своим теплом, ведь не зря наш концерт называется «Музыкальный огонёк».


  1. Основная часть урока.


Учитель: Начнём урок с хорового пения, потому что именно с пения начинается приобщение детей к миру прекрасного.

Песня «До, ре, ми…» муз. А. Островского, сл. З.Петровой

(Исполнение с пластическим интонированием)


Учитель: Вместе с музыкой в класс приходила осень с шелестом листьев, с тёплыми лучами солнца и лужами после дождей.

Песня «Что такое лужа?» муз. О. Хромушина, сл.А. Крупницкой

(Исполнение с танцевально – ритмическими движениями)

Учитель: На уроках мы слушали, анализировали музыку и заметили, что звуками можно передать настроение погоды, изобразить природу.


Ученик 1: Музыка бывает схожа с листопадом:

То кружится тихо над осенним садом,

То взовьётся вихрем, стихнет у дороги

И охапку листьев бросит нам под ноги.


Ученик 2: Музыка похожа на большую птицу:

То легко и быстро к солнцу устремится,

То полёт замедлит, стихнет на мгновенье,

Закружит в свободном, сказочном падении.

Песня «Осень» муз. Н. Ведмери , сл.Г.Коваль

(исполняют девочки)


Под музыку входит в класс Фея Музыки.

Фея Музыки: Я – Фея Музыки, друзья,

Меня, надеюсь, вы узнали,

Все эти годы день за днём

Я появлялась в этом зале.

Чайковский, Глинка, Шуберт, Моцарт

Ваш слух всё время услаждали.

А в этот день, мои друзья, хочу проверить:

что нового вы про меня узнали?

Учитель: Здравствуй, дорогая Фея. Мы рады тебе и с удовольствием пообщаемся.

Фея Музыки: В вашем классе очень чисто и красиво. Кто же следит за этим?

Учитель: Конечно- же дети. Они дежурят и следят за порядком. Об этом они расскажут песней.

Песня «Кто дежурные?» муз Д. Кабалевского


Фея Музыки: А вы умеете меня слушать? Всегда ли понимаете, ведь в музыке нет слов?

Ученик: Музыка не просто шум

И не просто пение,

В музыке сплетаются чувства, настроения.

Целый мир добра и зла с былями и сказками.

Музыка рисует нам звуками как красками.

Учитель: На уроках ребята передавали свои впечатления средствами изобразительного искусства. В результате работы получилась выставка:

«Рисуем музыку».

Фея Музыки: Молодцы! А знаете ли вы, кто создаёт музыку?

Ученики: Композиторы.

Фея Музыки: Верно. Вот портреты некоторых композиторов. Сможете мне назвать их имена?

Игра «Узнай портрет». Ученики называют по очереди имена композиторов.

Фея Музыки: Молодцы. Благодаря композиторам можно совершить путешествие в сказку, в различные страны, ведь каждый имел свою Родину.

Давайте вспомним, кто, где родился.

Игра «Родина композитора» (ученики поочерёдно приклеивают под портретом композитора карточку с названием страны).


Фея Музыки: Молодцы. У меня для вас сюрприз.


Шкатулка музыкальная - наш старый добрый друг,

Мелодию хрустальную рассыпала вокруг.

Шкатулка наша тайнами и песнями полна,

Секреты музыкальные откроет нам она.

В шкатулке спрятаны мелодии. Если вы угадаете их, я помогу вам украсить ёлочку.

Ты, шкатулка, открывайся, открывайся поскорей,

Музыкальные сюрпризы подари для всех гостей.


Игра «Угадай мелодию» (Звучит муз. отрывок. Ученик подходит к нарисованным шарикам и находит название произведения. Если ответ -правильный, можно повесить шарик обратной стороной на ёлку, которая нарисована на доске).

Ф.Шопен «Полонез ля мажор»,

В. Шаинский «Улыбка»,

Р. Щедрин «Ночь»,

Э. Григ «Свадебный день в Трольхаугене»,

В. Шаинский «Голубой вагон»,

Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен»,

В. Шаинский «Чему учат в школе».

Н.Римский- Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»,


Учитель: А ещё, дорогая Фея, наши дети дополнительно занимаются вокалом в школе искусств. Вокал – это сольное пение под аккомпанемент или без него.

Песня в исполнении____________________________________________


Фея Музыки: Мне очень понравилось. За это я подарю вам ещё один сюрприз. Но он запрятан в ключевом слове кроссворда.

Учитель: Замечательно. Ребята любят разгадывать кроссворды.


Работа с кроссвордом.

  1. Чередование звуков и пауз различной длительности (ритм)

  2. Музыкальный спектакль, содержание в нём передаётся с помощью хореографических движений (балет).

  3. Знак для записи музыкальных звуков (нота).

  4. Скорость исполнения музыки (темп).

  5. Исполнение при зрителях музыкального произведения (концерт).

Ключевое слово: Танец.


Звучит Вальс на темы Н.Паганини Й. Штрауса

Входит Фея Танца.

Фея Танца: Я – Фея Танца. Мне подвластны

тандю, батманы, балансе,

Я полонезы, польки, вальсы

представлю здесь во всей красе.


Учитель: Здравствуй, Фея Танца. Рады тебе.

Фея Танца: А знаете ли вы, что моё королевство очень большое? Скажите, какие танцы вы знаете?

Ученики: отвечают (вальс, полька, гопак, полонез, танго …)

Фея Танца: Молодцы. У меня есть волшебная палочка.

Лишь только палочкой взмахну,

Девчонок в рыбок превращу.

Да не в простых, а золотых.

Под музыку «Золотые рыбки» (Р.Щедрин балет «Конёк - Горбунок» ученицы исполняют пластические движения, имитируя плавание рыбок).


Фея Танца: Молодцы. Мы с Феей Музыки давно дружим, и в этой дружбе рождаются новые танцы. Один из них мы хотим подарить вам.

Феи исполняют совместный танец.

Фея Музыки: Нам пора, а вам желаем успехов в учёбе.

Под музыку ________________________________ Феи уходят.


Итог урока:

Учитель: Наш урок - концерт подходит к концу. Коротко мы постарались вам рассказать о том, чем занимаемся на уроках, и, надеемся, вы получили заряд светлых чувств и положительных эмоций.


Оценивание работы:

Мне хочется оценить результаты вашей работы, ребята, но не традиционными отметками.

Звучит Полонез из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского

Под музыку проходит награждение.

В номинации «Самые певучие» призы получают: __________________________________________________________________В номинации «Лучшая пластика» призы получают:

__________________________________________________________________

В номинации «Знатоки музыки» призы получают:

__________________________________________________________________

В номинации «Самые активные» призы получают:

__________________________________________________________________В номинации «Любители музыки» призы получают:

__________________________________________________________________


Учитель: Вот и закончился наш урок, но музыка останется с нами навсегда. Благодаря ей мы можем радоваться и мечтать, и даже приблизить прошлое, но её надо не только изучать, но и беречь.

Ученик 1: Веков седые дали,

минувшие дела...

Ещё и нот не знали,

а музыка была!

Ученик 2: Она жила веками

у отчего крыльца,

и к дочке шла от мамы,

а к сыну от отца.

Ученик 3: Мы помним эти песни

И будем их беречь,

Как край родной, чудесный,

И как родную речь.

Дети исполняют народную песню- щедровку или колядку.

Благодарим за внимание!