СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - концерт по предмету "Окружающий мир", тема "Наша дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке закрепляем понятие «семья», «родные», «добро», «любовь», «взаимопонимание»; расширяем знания детей про состав семьи, про то, как нужно помогать друг другу, любить, беречь, уважать родных, близких тебе людей.

.Воспитываем любовь и взаимоуважение, уважительное отношение к старшим, родным и близким.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок - концерт по предмету "Окружающий мир", тема "Наша дружная семья"»

Урок - концерт по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

Учитель: Запорожец Василиса Николаевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Ливадийская средняя школа», 2017г.







Тема: Наша дружная семья. Родословное дерево.

Цели:

Обучающие: закрепить понятие «семья», «родные», «добро», «любовь», «взаимопонимание»; расширить знания детей про состав семьи, про то, как нужно помогать друг другу, любить, беречь, уважать родных, близких тебе людей.

Развивающие: развивать внимание, мышление, речь детей.

Воспитывающие: воспитывать любовь и взаимоуважение, уважительное отношение к старшим, родным и близким.

Оборудование: компьютер, презентация «Наша дружная семья», фотография «Семья», плакат «Родовое дерево», фотографии членов семьи учеников класса, стихи, пословицы, поговорки о членах семьи; песня «Бабушка» в исполнении группы «Любэ», песенка мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка», п есня «Про папу», магнитофон, ширма, куклы, декорации, гитара, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня наш урок необычный. Мы поговорим о самых родных и близких людях: родителях, бабушках, дедушках, братиках и сестричках; узнаем, что такое род, родословное дерево, научимся его составлять. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдёт о семье.

2. Актуализация опорных знаний.

Беседа

- Давайте подумаем, что означает слово «семья»?

(семья – это близкие, родные люди, которые живут вместе, друг друга любят и уважают).

В народе говорят: «семья – это семь я».

Рассмотрите фотографию.

- Скажите, кто входит в состав семьи?

- Из скольких человек состоит эта семья? Назовите их.

- Дружная ли эта семья?

- Почему?

Пословица гласит: «На что и клад, когда в семье лад».

- Кто тут самый старший, самый уважаемый?

- Почему?

(Потому, что дедушка и бабушка долго живут на свете, много знают, имеют большой жизненный опыт, они мудрые, к ним нужно относиться бережно).

3. Изучение нового материала.


1).Работа с плакатом « Родовое дерево».


Вот перед вами дерево. Оно не простое. Это дерево родословное. Издавна люди составляли родословные деревья для того, чтобы знать историю своей семьи, помнить о своих предках.

Родовое дерево. Давайте рассмотрим родовое дерево девочки Маши и мальчика Миши.

(выставляю портреты на схеме). Предки Маши и Миши были их прабабушки и прадедушки.

(выставляю на схеме) Это ствол родословного дерева. От прабабушек и прадедушек родились бабушки и дедушки Маши и Миши. Это толстые ветки дерева. Дети бабушек и дедушек – мама и папа. На дереве они обозначены более тонкими веточками. А Маша и Миша – это самые маленькие представителями семейного дерева – тонкие веточки.

Все эти люди составляют один род. Отсюда – родня, родичи, родные, родственники, родители, слово Родина.

Род – это твоя семья и родственники.

Посмотрите на это изображение.

- Кого из членов семьи мы ещё не назвали?

- Кто такие тётя и дядя?


2.) Работа над понятиями «бабушка», «дедушка»

1.Прослушивание песни «Бабушка» группы «Любэ»,беседа


Учитель:

У нас сейчас небольшая музыкальная пауза. Внимательно послушайте песню и скажите о ком она. (звучит песня «Бабушка» группы «Любэ». Муз. И. Матвиенко, стихи А. Шаганова).

- О ком эта песня?

- Понравилась ли она вам?

- Чем?

(Она душевная, мелодичная, трогательная, спокойная, красивая, нежная, ласковая и передаёт те чувства, которые мы питаем к своим бабушкам и дедушкам).

- Песня подсказала вам, что разговор пойдёт о бабушках и дедушках.


2.Чтение стихов

- Ребята, а кто знает стихи о бабушках и дедушках?

(Дети читают стихи).

Учитель:

- Итак, мы выяснили, вы все любите своих бабушек и дедушек, но бывает и по-другому.


3.Работа с рассказом В. Сухомлинского «Дедушка»


Внимательно послушайте рассказ В. Сухомлинского «Дедушка» и подумайте, правильно ли поступили сын со своей женой. (чтение рассказа).

- Почему дедушка стал расплёскивать суп?

- Что сделали сын дедушки и его жена?

- Что произошло, когда дедушка разбил глиняную тарелку?

- После чего сын с невесткой перестали прятать старика за печку?

- Почему смутились отец и мать?

- Как нужно относиться к пожилым людям?

Вывод: ты должен относиться к старым людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, когда ты станешь бабушкой или дедушкой.

Физминутка. «Этот пальчик».


3.) Работа над понятием «мама».

- Ребята, внимательно посмотрите на родословное дерево.

- О ком, как вы считаете, пойдёт речь?

Послушайте, что хочет рассказать Маша.


1.)Чтение стихотворения


Я хочу, чтобы всегда

Рядом мамочка была.

С ней мне очень хорошо

И уютно, и тепло.

Хорошо, когда рядом с тобой есть мама. С ней и тепло, и радостно. Грустно, когда мамы рядом нет.


2.) Прослушивание песенки мамонтёнка, беседа,


А сейчас вы услышите песенку мамонтёнка из м/п фильма «Мама для мамонтёнка».

(Звучит песенка мамонтёнка. Муз. В. Шаинского, стихи Д. Непомнящей).

Учитель:

- Что произошло с мамонтёнком?

- Кого он ищет?

- Почему он его ищет?

Про маму есть много песен и стихов, а знаете почему?

(Потому, что мама всегда рядом с нами. Мама самая ласковая и заботлива, самый любимый и дорогой человек на земле). В народе говорят: «При солнышке тепло, при матери добро».


3.) Чтение стихов


Девочки приготовили стихи о своих мамах.

(Дети читают стихи).

Учитель:

Да, ребята, все дети очень любят и жалеют своих мам, но в жизни бывает и так.


4.)Инсценировка татарской сказки «Три дочери».


5.) Беседа


- Какая из дочерей вам понравилась?

- Почему?

- Как белочка отблагодарила её?

- Правильно ли поступили старшие дочери?

- Как нужно было сделать?

- Как белочка наказала их?

- Как ты поступишь, если твоей маме нужна будет помощь?


Физминутка. «Руки подняли»


4).Работа над понятием «папа»


1.Беседа


- Ребята, а кто всегда должен быть рядом с мамой?

Испокон веков отца в доме считали главой семьи. Папа заботился, защищал и кормил семью.

Дети, особенно мальчики, старались быть похожими на папу. Быть такими же сильными, работящими, заботливыми, щедрыми, сильными.

- Кто из вас хочет рассказать про папу?


2. Рассказы детей про пап

(Дети рассказывают про пап и показывают фотографии).


3.) Прослушивание песни «Папа может», беседа,

А сейчас послушайте весёлую песенку про папу и подумайте, каким должен быть папа?

(Звучит «Песня про папу». Муз. В. Шаинского, стихи М. Танича. Песня исполняется учителем под гитару).

- Что может папа?

- Кем он не может быть?


5.Работа над понятиями «брат» и «сестра».

1.)Беседа

Посмотрите на наше дерево.

- Про кого мы ещё не вспомнили?

- У кого из вас есть сестричка или братик?

- Кто хочет о них рассказать?


2.) Рассказы детей о братьях и сёстрах

(Дети рассказывают и показывают семейные фотографии).


6.Работа над понятием «дружная семья».


1.) Беседа

– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»?

– Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».

Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.

– Ребята, сейчас внимательно смотрите на доску и хором отвечайте. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?

--Вы часто говорите маме, что любите её?

--Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

--Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.

--Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.

--Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.

2.) Правила поведения в семье


  • Чаще проводите время вместе.

  • Храните старые и создавайте новые традиции.

  • Благодарите! 

  • Умей выполнять обещания.

  • Сначала семья, а потом все остальное.

  • Не ссорьтесь.

  • Береги старших членов семьи! 

  • Радуй себя и других просто так.


4.Рефлексия.

Ребята, вы сегодня на уроке работали очень хорошо: активно отвечали на вопросы, читали стихи, слушали музыку. Давайте-ка проверим, как вы запомнили новый материал?

- Что такое семья?

- Кто входит в состав семьи?

-Какую семью можно считать дружной?

- Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?

- Что такое род?

- Для чего нужно составлять родословное дерево?

(Чтобы знать историю своего рода, семьи).

Семья – это маленькая родина, в которой ты живёшь и которую должен любить и уважать.

5.Домашнее задание.

Обязательно узнайте, кто ваши предки, как их звали и составьте дома своё родословное дерево.