Урок - концерт по предмету «Окружающий мир» во 2 классе
Учитель: Запорожец Василиса Николаевна, учитель начальных классов,
МБОУ «Ливадийская средняя школа», 2017г.
Тема: Наша дружная семья. Родословное дерево.
Цели:
Обучающие: закрепить понятие «семья», «родные», «добро», «любовь», «взаимопонимание»; расширить знания детей про состав семьи, про то, как нужно помогать друг другу, любить, беречь, уважать родных, близких тебе людей.
Развивающие: развивать внимание, мышление, речь детей.
Воспитывающие: воспитывать любовь и взаимоуважение, уважительное отношение к старшим, родным и близким.
Оборудование: компьютер, презентация «Наша дружная семья», фотография «Семья», плакат «Родовое дерево», фотографии членов семьи учеников класса, стихи, пословицы, поговорки о членах семьи; песня «Бабушка» в исполнении группы «Любэ», песенка мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка», п есня «Про папу», магнитофон, ширма, куклы, декорации, гитара, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня наш урок необычный. Мы поговорим о самых родных и близких людях: родителях, бабушках, дедушках, братиках и сестричках; узнаем, что такое род, родословное дерево, научимся его составлять. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдёт о семье.
2. Актуализация опорных знаний.
Беседа
- Давайте подумаем, что означает слово «семья»?
(семья – это близкие, родные люди, которые живут вместе, друг друга любят и уважают).
В народе говорят: «семья – это семь я».
Рассмотрите фотографию.
- Скажите, кто входит в состав семьи?
- Из скольких человек состоит эта семья? Назовите их.
- Дружная ли эта семья?
- Почему?
Пословица гласит: «На что и клад, когда в семье лад».
- Кто тут самый старший, самый уважаемый?
- Почему?
(Потому, что дедушка и бабушка долго живут на свете, много знают, имеют большой жизненный опыт, они мудрые, к ним нужно относиться бережно).
3. Изучение нового материала.
1).Работа с плакатом « Родовое дерево».
Вот перед вами дерево. Оно не простое. Это дерево родословное. Издавна люди составляли родословные деревья для того, чтобы знать историю своей семьи, помнить о своих предках.
Родовое дерево. Давайте рассмотрим родовое дерево девочки Маши и мальчика Миши.
(выставляю портреты на схеме). Предки Маши и Миши были их прабабушки и прадедушки.
(выставляю на схеме) Это ствол родословного дерева. От прабабушек и прадедушек родились бабушки и дедушки Маши и Миши. Это толстые ветки дерева. Дети бабушек и дедушек – мама и папа. На дереве они обозначены более тонкими веточками. А Маша и Миша – это самые маленькие представителями семейного дерева – тонкие веточки.
Все эти люди составляют один род. Отсюда – родня, родичи, родные, родственники, родители, слово Родина.
Род – это твоя семья и родственники.
Посмотрите на это изображение.
- Кого из членов семьи мы ещё не назвали?
- Кто такие тётя и дядя?
2.) Работа над понятиями «бабушка», «дедушка»
1.Прослушивание песни «Бабушка» группы «Любэ»,беседа
Учитель:
У нас сейчас небольшая музыкальная пауза. Внимательно послушайте песню и скажите о ком она. (звучит песня «Бабушка» группы «Любэ». Муз. И. Матвиенко, стихи А. Шаганова).
- О ком эта песня?
- Понравилась ли она вам?
- Чем?
(Она душевная, мелодичная, трогательная, спокойная, красивая, нежная, ласковая и передаёт те чувства, которые мы питаем к своим бабушкам и дедушкам).
- Песня подсказала вам, что разговор пойдёт о бабушках и дедушках.
2.Чтение стихов
- Ребята, а кто знает стихи о бабушках и дедушках?
(Дети читают стихи).
Учитель:
- Итак, мы выяснили, вы все любите своих бабушек и дедушек, но бывает и по-другому.
3.Работа с рассказом В. Сухомлинского «Дедушка»
Внимательно послушайте рассказ В. Сухомлинского «Дедушка» и подумайте, правильно ли поступили сын со своей женой. (чтение рассказа).
- Почему дедушка стал расплёскивать суп?
- Что сделали сын дедушки и его жена?
- Что произошло, когда дедушка разбил глиняную тарелку?
- После чего сын с невесткой перестали прятать старика за печку?
- Почему смутились отец и мать?
- Как нужно относиться к пожилым людям?
Вывод: ты должен относиться к старым людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, когда ты станешь бабушкой или дедушкой.
Физминутка. «Этот пальчик».
3.) Работа над понятием «мама».
- Ребята, внимательно посмотрите на родословное дерево.
- О ком, как вы считаете, пойдёт речь?
Послушайте, что хочет рассказать Маша.
1.)Чтение стихотворения
Я хочу, чтобы всегда
Рядом мамочка была.
С ней мне очень хорошо
И уютно, и тепло.
Хорошо, когда рядом с тобой есть мама. С ней и тепло, и радостно. Грустно, когда мамы рядом нет.
2.) Прослушивание песенки мамонтёнка, беседа,
А сейчас вы услышите песенку мамонтёнка из м/п фильма «Мама для мамонтёнка».
(Звучит песенка мамонтёнка. Муз. В. Шаинского, стихи Д. Непомнящей).
Учитель:
- Что произошло с мамонтёнком?
- Кого он ищет?
- Почему он его ищет?
Про маму есть много песен и стихов, а знаете почему?
(Потому, что мама всегда рядом с нами. Мама самая ласковая и заботлива, самый любимый и дорогой человек на земле). В народе говорят: «При солнышке тепло, при матери добро».
3.) Чтение стихов
Девочки приготовили стихи о своих мамах.
(Дети читают стихи).
Учитель:
Да, ребята, все дети очень любят и жалеют своих мам, но в жизни бывает и так.
4.)Инсценировка татарской сказки «Три дочери».
5.) Беседа
- Какая из дочерей вам понравилась?
- Почему?
- Как белочка отблагодарила её?
- Правильно ли поступили старшие дочери?
- Как нужно было сделать?
- Как белочка наказала их?
- Как ты поступишь, если твоей маме нужна будет помощь?
Физминутка. «Руки подняли»
4).Работа над понятием «папа»
1.Беседа
- Ребята, а кто всегда должен быть рядом с мамой?
Испокон веков отца в доме считали главой семьи. Папа заботился, защищал и кормил семью.
Дети, особенно мальчики, старались быть похожими на папу. Быть такими же сильными, работящими, заботливыми, щедрыми, сильными.
- Кто из вас хочет рассказать про папу?
2. Рассказы детей про пап
(Дети рассказывают про пап и показывают фотографии).
3.) Прослушивание песни «Папа может», беседа,
А сейчас послушайте весёлую песенку про папу и подумайте, каким должен быть папа?
(Звучит «Песня про папу». Муз. В. Шаинского, стихи М. Танича. Песня исполняется учителем под гитару).
- Что может папа?
- Кем он не может быть?
5.Работа над понятиями «брат» и «сестра».
1.)Беседа
Посмотрите на наше дерево.
- Про кого мы ещё не вспомнили?
- У кого из вас есть сестричка или братик?
- Кто хочет о них рассказать?
2.) Рассказы детей о братьях и сёстрах
(Дети рассказывают и показывают семейные фотографии).
6.Работа над понятием «дружная семья».
1.) Беседа
– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»?
– Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».
Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.
– Ребята, сейчас внимательно смотрите на доску и хором отвечайте. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?
--Вы часто говорите маме, что любите её?
--Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
--Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.
--Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.
--Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.
2.) Правила поведения в семье
4.Рефлексия.
Ребята, вы сегодня на уроке работали очень хорошо: активно отвечали на вопросы, читали стихи, слушали музыку. Давайте-ка проверим, как вы запомнили новый материал?
- Что такое семья?
- Кто входит в состав семьи?
-Какую семью можно считать дружной?
- Что нужно делать, чтобы в семье было хорошо?
- Что такое род?
- Для чего нужно составлять родословное дерево?
(Чтобы знать историю своего рода, семьи).
Семья – это маленькая родина, в которой ты живёшь и которую должен любить и уважать.
5.Домашнее задание.
Обязательно узнайте, кто ваши предки, как их звали и составьте дома своё родословное дерево.