СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Корень слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Корень слова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская средняя школа имени Бых Николая Никифоровича»

муниципального образования Черноморский район Республики Крым





Конспект урока русского языка

3 класс

Тема урока «Однокоренные слова»



составила и провела учитель начальных классов

МАЛКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА





с. Красноярское

Тема урока: Однокоренные слова.

Цель урока: формирование умения распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Задачи урока:

Образовательная- познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивающая – развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение работать в парах, осуществлять само и взаимоконтроль.

Воспитывающая – воспитывать наблюдательность, трудолюбие, прилежание,

ответственность за результат совместной деятельности, интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов) (коммуникативные УУД).

Предметные:

  • развитиие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 

Оборудование: раздаточный материал, демонстрационный материал, учебник «Русский язык » В.П.Кананкина, В.Г.Горецкий 3 класс часть 1, ноутбук учителя и телевизор для демонстрации презентации

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учите русский год от года…

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда - в нем самом.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Что вы ждёте от урока?

- Урок русского языка для вас, ребята, трудный или лёгкий? Почему?

- Зачем нам нужно изучать русский язык, даже если это нелегко?

2.Минутка чистописания.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

- Какое время года описано в стихотворении ?

- С какого звука начинается слово ОСЕНЬ?

- Пропишите заглавную и строчную буквы о в тетрадях по образцу.

3. Словарная работа.

- Внимание на экран: капуста, горох, помидор, огурец, малина, картофель

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- Чем занимаются сельские жители осенью? (собирают урожай)

- Запишем новое слово в наш словарик: урожай. Запомните безударную непроверяемую букву о в этом слове.

4 . Самоопределение к деятельности.

- Как одним словом можно назвать все слова из словарного диктанта? (растения)

- Назовите части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды)

- Какая часть растения невидима? (корень)

- Ребята, слово «корень» - однозначное или многозначное?

- Что может обозначать слово «корень»? (зубной корень; корень растения; корень, как исток или начало чего-нибудь )

А как связано слово «корень» и изучение русского языка? (у слов тоже есть корень)

- Кто скажет, как называются слова у которых одинаковый

корень ? (однокоренные)

- Кто уже догадался, о чем будем говорить на уроке ? (о корне, однокоренных словах)

- Какие задачи поставим перед собой на этот урок? (учиться определять общую часть однокоренных слов, учиться подбирать однокоренные слова, повторить правописание безударных гласных в корне слова)

5.Работа по теме урока.

1) Работа по учебнику стр 61 упр. 107

- Чем является для нас русская березка? Что она символизирует?

- Запишите однокоренные слова с корнем берёз.

- Закрепим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61.

Физминутка. Гимнастика для глаз, стоя у парты.

Мы гимнастику для глаз

С вами сделаем сейчас,

Чтобы глазик не болел,

Хорошо всегда смотрел.

Закрываем, отдыхаем,

Вместе до 5 считаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно глазки открывать.

Смотрим влево — по дорожке

Пробежала быстро кошка;

Вправо смотрим — на полу

Притаился жук в углу.

2) Упражнение-игра «Лишнее слово».

Упражнение 111 на странице 62.

В каждом прямоугольнике спряталось лишнее слово. Ваша задача: найти это слово и не записывать его. Спишите только однокоренные слова, выделите в них корень

После окончания выполнения задания взаимопроверка.

- Какие слова не записали? Почему? (они имеют другое значение)

6. Закрепление изученного материала.

1)Работа в парах.

Итак, сегодня мы учимся находить и подбирать однокоренные слова. Я вам

предлагаю поработать в парах .

Внимательно прослушайте стихотворение , и постарайтесь запомнить однокоренные слова:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово - слово «КОРЕНЬ»

Разрастаться стало вскоре .

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот - садовод.

За ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Какие однокоренные слова услышали?

- Какой в них корень?

2) А теперь соревнование! Кто больше придумает и запишет однокоренных слов к слову «лес». (лесной; лесок; лесник; лесопилка. лесоруб; лесничество; лесовоз; лесничий. перелесок; лесозавод; лесополоса.)

По окончании выполнения задания – фронтальная проверка.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Прогулку по словесному саду мы будем продолжать завтра на уроке, а

сейчас давайте вспомним, какую задачу ставили в начале урока?

- Кто считает что он с задачей справился?

- Какие же слова называют однокоренными?

- Как нужно писать корень в однокоренных словах?

- Выразите своё отношение к уроку, показав смайлик настроения.

- А теперь оцените свою активность по нашей шкале.

- Продолжите предложения:

* Сегодня я узнал(а) …..

* Было интересно….

* Было трудно….

* Я понял (а)….

* Теперь я могу…

* Я хочу сказать «Спасибо»…